Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.chtenie_4.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»

(МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»)

ПРИНЯТО

Протокол заседания

Педагогического совета

№_______от________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

МКОУ  ОШ « Коррекция и развитие»

______________________Л.В. Калинина

Приказ №__________от _________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету «Чтение и развитие речи»

4 класс

Автор-составитель Медведева Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

(под ред. В. В. Воронковой) сроком на один учебный год 2017-2018г.г.

ОДОБРЕНО

Протокол заседания

методического объединения

№_______от________2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 4 класса составлена на основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 – 4 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.:«Просвещение», 2014г., в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» и следующими нормативными правовыми документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
  • Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1- 4 кл.: под редакцией В.В. Воронковой Москва: «Просвещение», 2014 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» на 2017-2018 учебный год;
  • Положением о рабочей программе МКОУ ОШ «Коррекция и развитие».

Общая характеристика учебного предмета

Чтение и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи  станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Цели обучения:

  • формирование навыка чтения,
  • развитие речевых умений,
  • обогащение и активизация словаря,
  • развитие фонематического слуха.

Задачи:

  • формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
  • формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
  • воспитывать нравственные качества, развивать познавательные интересы, расширять кругозор.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

  • основных мыслительных операций;
  • наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • зрительного восприятия и узнавания;
  • пространственных представлений и ориентации;
  • речи и обогащение словаря;
  • коррекцию нарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;
  • коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объём учебного времени в 4 классе составляет 105 часов в год, 3 часа в неделю.

Предметные результаты освоения программы

Минимальный уровень:

  • осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
  • пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

  • чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
  • определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
  • чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
  • определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
  • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
  • пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
  • выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Листья пожелтели по ветру летят

14

2

Раз, два-начинается игра!

7

3

Будем делать хорошо и не будем - плохо

14

4

Зимние узоры

15

5

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

19

6

В окно повеяло весною...

13

7

На пользу и славу Отечества

9

8

Видно люди не напрасно называют лето красным

14

Итого

105

 Содержание учебного предмета

Техника чтения.

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.      

Понимание читаемого.

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи.

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение.

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Тексты для заучивания:

Толстой А.К. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

Твардовский А. Лес осенью.

Высотская О. Осеннее утро.

Пушкин А. Уж небо осенью дышало…

Крылов И. Стрекоза и Муравей.

Никитин И. Встреча зимы.

Суриков И. Детство.

Некрасов Н. Мужичок с ноготок.

Некрасов Н. Не ветер бушует над бором…

Тютчев Ф. Весенние воды.

Никитин И. Полюбуйся: весна наступает…

Тютчев Ф. Весенняя гроза.

Произведения для внеклассного чтения.

Пермяк Е. Рассказы.

Голявкин В. Рассказы.

Гайдар А. Тимур и его команда.

Времена года.  (Сборник стихотворений)

Сказки русских писателей.

Русские народные сказки.

Сказки народов мира.

Крылов И. Басни.

Тувим Ю. (Сборник стихотворений)

Свифт Дж. Путешествие Гулливера.

Ершов П. Конек – Горбунок

Соколов – Микитов Русский лес.

Толстой Л. Рассказы.

Дмитриев Ю. Лесные загадки.

Гайдар А. Чук и Гек.

Пришвин М. Рассказы.

Скребицкий Г. Лесной голосок.

Толстой А. Золотой ключик.

Наши любимые праздники (Сборник)

Сладков Н. Лесные сказки.

Паустовский К. Рассказы.

Носов Н. Рассказы.

Литература для учителя

  1. Чтение. Учебник для 4 класса  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./Авт.-сост. С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва.  Спб.: «Просвещение», 2011 г
  2. Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения/авт.-сост. Н.В. Лободина, - Волгоград: Учитель, 2011.-89 с.
  3. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.- сост. Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. – Волгоград: Учитель, 2015.- 100с.

Литература для учащихся

Чтение. Учебник для 4 класса  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./Авт.-сост. С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва.  Спб.: «Просвещение», 2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.С. РИГИНОЙ

Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандар...

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 2 класса начального общего образования на 2018- 2019 учебный год.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане:В соответствии с  УМК «Технология» Лутцевой Е.А.  во 2  классе на учебный предмет «Технология» о...

Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID4201948) учебного предмета «Математика» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для 2 класса на 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе«Математика» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с требованиям...