Урок по РК "Морянка" во 2 классе по теме "Мальчик из Холмогор" из цикла «Славные поморы»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Попова Ольга Николаевна

Данная разработка поможет провести учителю урок № 6 из цикла "Славные поморы" по теме "Мальчик из Холмогор" во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok6.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

                   

Краеведение «Морянка», 2 класс, занятие 6.

Рабочая тетрадь «Морянка» 2 класс под редакцией И.Ф.Поляковой

                         Тема: Мальчик из Холмогор

                          из цикла «Славные поморы»

Вид урока: урок-путешествие в прошлое

Цели  урока:

Образовательные:1.Формировать у младших школьников историко-временные      

                                           представления.

                                         2.Дать детям  знания о детских годах М.В.Ломоносова

                                            (где родился, когда родился, сведения о родителях).

                                         3.Развивать устную речь учащихся.

                                         4.Совершенствовать навыки выразительной речи на материале

                                             устного народного творчества.

                                         5.Обогащать словарный запас учащихся.

  Развивающие:  1.Развивать монологическую речь.

                                      2.Развивать эмоциональную сферу младших школьников через

                                         народные северные игры.

                                      3.Развивать творческие способности детей.

Воспитательные: 1.Способствовать развитию классного коллектива.

                                        2.Формировать нравственные качества личности.

                                        3.Гордиться своим земляком-М.В.Ломоносовым, брать с него

                                           пример.

Оборудование:  ноутбук, проектор, экран (урок сопровождается презентацией),

                                     русские костюмы (сарафаны, рубахи-косоворотки), кукла, кровать-

                                     качалка, деревенская утварь (туесок, лукошко-набируха, короб,

                                     корзинка); ленты разноцветные  для игры  «Заря».

Форма деятельности учащихся:  слушание, диалог с учителем, чтение,

                                        выборочное чтение, исполнительская деятельность, игровая

                                        деятельность.

Этапы урока

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Вступительная беседа

Актуализация знаний

    Ребята читают стих-е наизусть

   

 3.Объявление темы урока

4.Работа в  рабочей тетради «Морянка» с.14.

                   

5. Постановка цели урока

 

 6. Работа с картой.

 7.  Работа с  текстом             на с.14

 ( рабочая тетрадь   «Морянка» )

 а) чтение 1 абзаца

 б) Актуализация знаний по материалам экскурсии в краеведческий музей на тему: «Русская изба».

Туесок, набируха, короб.

 Физминутка

в) Чтение стих-я

 (читает ученик)

 г)Колыбельные песни Севера

Кукла, качалка-кровать

 д)  Знакомство с родителями Михайла

 

 е) Чтение 2 абзаца

Беседа по содержанию

Северные народные игры «Редька» и «Горшки»

 

 Итог урока

 -  С добрым утром, глазки!     ( поглаживание век )

 - Вы проснулись?     ( зажмурить глаза 3 раза )

 - С добрым утром, ушки!     (поглаживание ушей )

 - Вы проснулись?    (нажать двумя пальчиками на мочки ушей )

 -С добрым утром, ручки!    (поглаживание кистей рук )

 -Вы проснулись?       (похлопать в ладоши )

 -С добрым утром, ножки?      (поглаживание бёдер )

 -Вы проснулись?     (потопать ногами )

 -С добрым утром, солнце! (класс)  ( вытянуть руки в стороны )

 -Я проснулся!         ( широко улыбнуться )

                                                                                                                                                                     Всем, всем доброе утро!

- У каждого человека есть своя Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город или село, страна.

- Какое село является вашей родиной? ( село Яренск )  Слайд 2

 - Это ваша малая родина.

Я родилась, выросла и училась в городе Каргополе . Это моя малая родина.Кто-то родился в Москве, кто-то на Дальнем Востоке… У каждого  человека малая родина своя.

 Но все мы вместе имеем одну общую Родину. Её ещё называют Отчизной.

- Как называется наша  общая Родина? ( Россия )

-А как называют жителей России?  ( россияне )

- Давайте вспомним карту административных округов России.

   Слайд 3

- В каком округе мы живём? ( Северо – Западном )

- А как называется наша область, которая является  частью нашей Родины – России? ( Архангельская )    

- Какой город является  главным в Архангельской области?                     ( г. Архангельск )

- Как ещё по-другому называют Архангельскую область?                          ( Русский Север, северный край, Поморье )

    Слайд 4  

   Может, место где и лучше есть,

   Но родился и живу я  здесь.

   Здесь, в России, в северном краю,

   И люблю я Родину свою.

                                 Галина Сычёва

   Архангельская область тоже наша малая родина.  

Она  богата замечательными людьми. Сегодня мы начинаем тему           ( слайд 5 ) «Славные поморы»

- Кто такие поморы?   Слайды 6,7,8.

-А каких поморов называют славными? ( Самых лучших, тех, кто прославил родную землю своими делами )

 Сегодня  на уроке мы будем говорить о самом выдающемся человеке нашей Архангельской области, его ещё называют  Слайд 9 славным помором земли русской.  

-  О ком же мы будем говорить?    

Давайте откроем рабочую тетрадь «Морянка» на с. 14 и выполним задание №1 и вы узнаете  фамилию этого человека.

- Что у вас получилось? (Ломоносов )  

-Что вы уже знаете об этом человеке?  Вспомните урок Знаний                  1 сентября. ( ответы детей )

  Слайд 10

      Сегодня мы поговорим о детских годах этого человека.

 -Ребята, вы должны узнать и запомнить, когда и где он родился, кто его родители, чем занимался в детстве.

     Наш урок называется «Мальчик из Холмогор» (хором)   Слайд 11

   Слайд 12

Давайте посмотрим на карту. Вот мы видим Белое море, его ещё на Севере называют Гандвик. Вот течёт река Северная Двина, которая впадает в Белое море. Вот город Архангельск- главный  город Архангельской области. А в 80 км от Архангельска расположено село Холмогоры.Но Ломоносов родился в деревне,которая находится в 4 км от Холмогор.

Задание2.

-Давайте прочитаем 1 абзац текста и узнаем название  этой деревни.

Слайд 13

-Как называлась деревня?  ( Мишанинская )

-Когда родился будущий учёный?   ( 19 ноября 1711 года )

 Сейчас у нас 2011 год. Со дня рождения М.В.Ломоносова прошло 300 лет. Наша Архангельская область давно уже готовится  к этому юбилею. Осталось меньше месяца до этой даты. В Архангельск  приедет  много гостей, чтобы почтить память Великого помора, вспомнить заслуги Великого учёного перед Родиной, побывать на его родине, в селе Ломоносово.

  Слайды 14,15.

 

   Давайте и мы совершим путешествие и побываем  на родине нашего земляка М.В.Ломоносова. Заглянем в прошлое, на 300 лет назад. Вы сегодня даже оделись так, как одевались ребятишки в то время: девочки в сарафанах, а мальчики в рубахах-косоворотках.

   Зайдём в дом.   Слайд 16

   Вот так жили 300 лет назад: бревенчатые стены, потолки, некрашенные полы, мало мебели. Вместо диванов скамейки. На полу самотканные половики.  Может и в семье Ломоносовых было так или так.

Слайды  17,18

 Как  выглядит русская изба вы видели и в нашем краеведческом музее. Давайте вспомним названия предметов, которые были в каждой семье.

 ( Учитель показывает детям туесок, корзинку,  лукошко-набируха и короб.   Ребята находят соответствующую картинку в угловых метках класса.

В деревне Мишанинской, близ Холмогор,

У Белого моря, в округе помор

Родился сынишка, он крепок, силён.

Отец мальчугана Михайлом нарёк.

Давайте послушаем, какие колыбельные песни мог слышать маленький Михайло от своей матери.

 

 Девочки исполняют колыбельные песни Севера.

1.   Спи, сыночек, по ноцам,

И расти ты по цасам,

Поскорей вырастай,

Будешь бегать и ходить,

Будешь рыбоцку ловить.

2.    Баю-бай, баю-бай,

       Рыбка-сёмга, приплывай,

       Рыбка-сёмга, приплывай,

       Михаила поджидай.

       Михаил подрастёт,

       С татой на море пойдёт.

       Станет рыбку он ловить,

       Станет маму он кормить.

- Кто такой тата?  ( папа, отец  )

Давайте узнаем о родителях Михаила.

-Кем был отец Ломоносова?  (рыбаком)

  Слайд 19,20

   Давайте  и мы  вспомним  северные пословицы и поговорки.

   ( ответы детей )

- А кто хочет загадать нашим гостям северные загадки?

 (дети выходят к доске и загадывают загадки)

     Чтение 2 абзаца

  -Каким рос Михайло?

 -Что он любил делать вместе с другими деревенскими ребятишками?

 (ответы детей)

 Конечно, мальчику очень нравилось носиться по деревне, ходить на рыбалку, в лес по грибы и ягоды, зимой кататься с горок на санках, играть в разные игры.

    Давайте покажем гостям народную северную игру «Редька».

  Поиграем ещё в северную игру «Горшки».

(водящего дети выбирают с помощью северных считалок)

- А чем отличался Михаил от других детей?

 Давайте перечитаем текст и найдём нужный отрывок.

Ученик  читает  отрывок  вслух.

- Что интересовало мальчика? ( ответы детей )

Слайды 21-26

  Задание №3.

 Слайд 27

- О ком мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового узнали?

  Давайте наш урок закончим ещё одной северной игрой «Заря».

Всем спасибо за урок

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Цикл методических разработок уроков. Математика 3 класс. УМК-XXI век.

Тема: Число от 100 до 1000.Цель: научить учащихся считать сотнями, читать и записывать  цифрами числа в пределах 1000;развивать внимание; математическую речь.Тема: Число от 100 до 1000....

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к 6 уроку в 4 классе "Составление алгоритмов с циклом" (Бененсон)

Презентация - выручалочка для 6го урока УМК Перспективная школа Информатика по учебнику Бененсон-Паутова...

Презентация к 2 уроку в 4 классе "Алгоритмы с циклом" (Бененсон)

Презентация к 2 уроку Перспективная школа 4 класс информатика Бененсон...

Урок математики в 3 классе Тема: Алгоритмы с повторением (циклом) УМК "Школа 2100"

Конспект урока. Презентация. Урок введения нового знания....

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...