Открытый урок по чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Диденко Ольга Евгеньевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  литературное чтение

Класс:   2 а  

Учитель: Секунова Н.А.

Тема:  Сказочные богатыри.  Введение в раздел. Отрывок из поэмыА.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

 Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

- воспитывать любовь к Родине, к народу, формировать чувство гордости  за страну, за народ.

- развивать любознательность,  интерес к историческому прошлому страны.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  2. Находить ответы на вопросы в тексте.

                 Коммуникативные УУД

  1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
  2. Выразительно читать и пересказывать текст.
  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Личностные результаты

  1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: Изучение нового материала.

Структура урока: Комбинированная.

1. Методы:

а) по источнику знаний

- словесные,

- беседа,

- наглядные,

- практические;

б) по степени взаимодействия учителя и учащихся

- беседа,

- самостоятельная работа;

в) по характеру познавательной деятельности

- репродуктивные,

- проблемные,

- частично-поисковые,

-постановка проблемы, поиск решений, подтверждений выдвинутых предположений.

2. Формы организации деятельности учащихся:

- индивидуальные,

- групповые,

- фронтальные,

- парные.

 Образовательная программа: Школа 2100

Оборудование:  интерактивная доска, фонограммы, таблицы, карточки для групповой работы, выставка книг, таблицы , иллюстрации с изображениями богатырей.

Ход:

  1. Антиципация

*Рассмотрите иллюстрацию <Рисунок 1> с.172.

- Кто это? (Афанасий)

- Что у него  на голове? (шлем)

- Что в руках? (щит и  меч)

- Что  можно  о  нем  сказать? (нарядился в богатыря)

- Какая тема урока? («Богатыри»)

Правильно,  но  не просто  «Богатыри», а «Сказочные  богатыри»         .

- Какая будет цель нашего урока?

2.  Введение в эпоху.  Вводная беседа.

- А что вы знаете уже  о богатырях?

Звучит «Богатырская симфония» Бородина. На доске – картина В.М. Васнецова «Богатыри».Слайд 1.

– Что вы представляли, когда слушали музыку?

– Кто такие богатыри?

– В какие времена они жили?

Давным-давно  на месте городов и  деревень,  где мы с вами сейчас живем,  стояли непроходимые леса,  лежали топкие болота. Жить  в таких  условиях могли только очень  сильные,  выносливые  и  храбрые  люди. Среди них были и  наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые,  высокого роста,  мускулистые. Они очень любили свой край,  занимались земледелием, разводили скот.  Но жить спокойно им не давали враги, им приходилось отстаивать  свои  земли от  них, много времени славяне проводили  в сражениях. Они были храбрые. Настоящие богатыри. –что  заставляло идти их на  ратный бой, не жалея своей жизни?

- Представьте себе ..И вот  стоит  в поле богатырская застава. Широкая равнина,  пожухлая трава,  ковыль,  серые  валуны,  молоденькие елочки впереди и  до самого  горизонта темные  холмы. А над всем этим -  осеннее тревожное небо. И лишь они русские богатыри зорко смотрят вдаль, а не подходит ли враг к земле русской?

– А есть ли они сейчас?

– Богатырь – герой русских былин, защитник земли Русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.

– А каких русских богатырей вы знаете?

- попробуйте узнать о каком богатыре  говорится в стихе?  

Из того ли то из города из  Мурома,

Из того ли  села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутренню во  Муроме,

А к обеденке поспеть хотел  во  Киев-град.

- Кто он?

Старый  козак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

-Где он на картине?

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел.

Алёша Попович родился в семье священника.

На солнце светятся как золото, щиты.

 Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:

 Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

 И кони их молчат. У конских ног цветы

 Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.

 Богатыри стоят у киевской заставы.

– Чем они занимались?

– Как одеты Богатыри?  Как называются их доспехи (Доспехи, боевые кони, одежда...)

Работа в группах :

- Рассмотреть картинку и найти части боевого снаряжения…

Латы -  доспехи из  металлической чешуи нашиты на кожу, которые  защищают руки ноги.

Кольчуга – доспех вроде рубашки из  мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и  подола. На груди  кольчуги круглые  бляхи.

Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по  форме очень  напоминает купола церквей.

Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли  быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.

Щит – воинское оружие, которым прикрывались  во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из  булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.

По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.

Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.

-А что в руках У Алеши Поповича?

( показ лука)

2.Физкультминутка:

Дружно встали  раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

3.Работа с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»

- А откуда же мы можем узнать о жизни богатырей, ведь они так давно жили до нас?

- Антиципация

Сегодня звучала «Богатырская симфония»» Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску)

 Но  не только художники  и  композиторы обращались  к образу  богатыря. Сегодня мы будем  читать отрывок из  поэмы,  в которой тоже есть  богатырь.

Учебник с.171

- Как называется поэма?

- Кто автор?

- События, какого  времени будут  описаны?

Поэма Пушкина – богатырская, в ней воспеты богатыри киевского князя Владимира.

(Портрет Пушкина )

( на доске  на карточках)

*Прочитайте ключевые  слова.

поле боевое

вражий стан (временная стоянка) (гиперссылка)

сражение (битва)

чудесный воин (необыкновенный)

пал на басурмана (Кто такой басурман?

Что значит «»пал»?)

- Предположите, о  чем идет  речь?

1. Читает отрывок учитель (с. 172).

Вопросы после прослушивания:

– Что вы представляли, слушая стихи?

– Кто такой Руслан?

– Как вы думаете, чем закончилось сражение?

2. Чтение отрывка с комментированием.

После 1–4-й строчек:

– Когда будут происходить события? (Ранним утром.)

– Какие слова это подтверждают? (Яснели – становились отчётливыми, просыпались, ещё в бездейственном покое – время действовать не наступило, дремало поле.)

– Как нужно читать эти строки? (Неспешно, размеренно.)

После 5–7-й строчек:

– Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?

Словарная работа.

– Что значит воспрянув? (Быстро поднялся.)

– Замените слово внезапный синонимом. (Неожиданный.)

– Какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках?

([р] вдруг, прервался, вражий и т.д.)

– Как звучат эти слова? (Резко, громко, тревожно.)

– Меняется ли темп чтения? Как будем читать эти строки? (Быстро, с интонацией тревоги.)

– Для кого же крик сражений был внезапным? Прочитаем дальше.

После 8–9-й строчек:

– Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.

– Что же случится дальше?

Чтение до конца:

– Какую картину вы представили себе?

– Прочитайте сравнения. Зачем автор их использует?

– Как понимаете строчку: «Наш витязь пал на басурмана...»? (Басурман – враг.)

– Ожидал ли враг такого внезапного нападения? (Нет, воин напал на басурмана, как гром.)

– Какие строчки этой части текста особенно динамичны, энергичны? («Грозой несётся…»)

– Какими словами автор рассказывает о действиях воина?

– Перечитайте две последние строчки отрывка. Как вы их понимаете?

3. Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на три части, озаглавить их. Слайд

а) «Дремало поле боевое».

б) «Внезапный крик сражений грянул».

в) «Наш витязь пал на басурмана».

4. Выразительное чтение.

Обратить внимание на то, как меняется темп, интонация от части к части.

-Чему мы учились сейчас?

Мы учились  читать отрывок из  поэмы А.С. Пушкина

- Как  Пушкин относится в Руслану? (Наш)

- В каких еще сказках А.С. Пушкина есть богатыри?

- Что можно  сказать про А.С.Пушкина? (Изучал и  знал историю страны,  уважает богатырей)

4. Творческое  задание. (Групповая работа)

                                        1 группа

Подберите к  прочитанному отрывку походящие по  смыслу пословицы:

- Если по-русски скроен,  то и  один в поле воин.

- Всякому мила своя сторона.

- Близок локоток, да не укусишь.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Как придет  напасть,  так хоть вовсе пропасть.

К отрывку из  поэмы  подходят  пословицы: …..

                                        2 группа

Подбери к устаревшим словам  современную  пару:

Мы уверены,  что  небеса -  это …

небеса                                рассветало

яснело                                небо

басурман                        исторический рассказ

минувший                        враг

преданье                        прошедший

                                        

                                                             3 группа

Выберите подходящие богатырям человеческие качества (ненужное зачеркни):

Мы считаем,  что богатырь …..

Храбрый,  трусливый,  скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный,  смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?

Так есть ли в наше время богатыри?

-  Где же их можно встретить?

- А может ли каждый из  нас стать современным  богатырем?

- Что для этого надо?

– Предположите, о ком и о чём будем читать в разделе «Сказочные богатыри».

– Хочется ли больше узнать о богатырях?

5. Рефлексия

1. Сегодня на уроке я узнал..

2. Мне удалось на  уроке…

3. На этом уроке мне понравилось в своей работе, в работе соседа по парте..

4. В дальнейшем мне бы хотелось…

 

- Оцените свою работу, кто доволен собой?

6. Д/ з: Нарисовать богатыря, как представили.

Читать отрывок из поэмы Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Технологическая карта открытого урока в 1 классе. Предмет: Чтение ( обучение чтению)

Тема: " Звук и буква З,з. Слоги и слова со звуком и буквой З,з"...

Открытый урок по чтению «Умейте делать открытия».

Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...