К.Бальмонт "Снежинка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Алимпиева Ирина Александровна

крнспект урока по  литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balmont_snezhinka.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса (УМК «Гармония»)

К. Бальмонт «Снежинка»

Цель: Знакомство учащихся с творчеством К.Бальмонта через  его стихотворение  «Снежинка».

Задачи:

  1.  учить находить в произведении сравнения, эпитеты и олицетворение
  2. развивать технику выразительного чтения
  3. грамотно использовать в речи литературные термины
  4. учить детей чувствовать и видеть в стихах красоту родной природы

Планируемые  результаты

Личностные результаты

1) формировать способность оценивать собственные  умения по литературному чтению

2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

4) развивать коммуникативные навыки

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя

осознавать и принимать учебную задачу

оценивать результат собственной учебной деятельности

                       

Познавательные универсальные учебные действия:

1) учить формулировать учебную задачу

3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

4) перерабатывать полученную информацию, делать выводы

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2) Слушать одноклассников, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

4) строить осознанно высказывание в устной форме

Оборудование:  О.В.Кубасова «Литературное чтение» (учебник), 3 класс (ч.2), О.В.Кубасова «Литературное чтение» (рабочая тетрадь), 3 класс (ч.1), интерактивная доска, портрет К.Бальмонта, карточки с прилагательными и глаголами для работы на доске, карточки с рисунком снежинки.

                                               

ХОД УРОКА

Мотивация к учебной деятельности

-Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? Какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, сядьте поудобнее и начинаем работать. Всем желаю хорошего рабочего настроения.

Проверка домашнего задания

-Игра «Радиотеатр» (чтение по ролям) рассказа В. Драгунского «Кот в сапогах».

-Выскажите своё мнение, получилось ли у ребят «сыграть» рассказ В. Драгунского? Оцените чтение своих одноклассников.

Актуализация знаний

- В каком разделе «Литературного чтения» мы работаем? («Снег летает и сверкает…»)

- Какие произведения мы уже прочитали? Что общего между этими произведениями? Почему авторы учебника включили их в этот раздел?

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением этого раздела.

- На какой вопрос ответим в конце урока? (Почему авторы учебника включили это произведение в этот раздел?)

Подготовка к восприятию

-Иногда зиму называют «Волшебницей». Почему? Что волшебного происходит зимой?

-Отгадайте загадку:

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные – вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (снежинки)

-Все по-разному воспринимают приход зимы, но снег никого не может оставить равнодушным, потому что всё вокруг сразу преображается, становится чистым, светлым и праздничным.

-Разглядывали ли вы когда-нибудь снежинки? Можно ли сказать, что это чудо природы? Почему?

-Бывают ли снежинки одинаковыми? На что они похожи?

-Приходилось ли вам наблюдать за падающей снежинкой? Как она падает?

-Что вас восхитило, удивило?

Первичное знакомство с текстом

-Сегодня мы будем читать стихотворение о снежинке, которое написал русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт.

(На доске портрет К.Д.Бальмонта и годы жизни)

-Родился К.Бальмонт в 1867 году в деревне Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. Родители воспитывали будущего поэта в духе свободомыслия, сочувствия обездоленным.

(Чтение стихотворения учителем)

Обсуждение прочитанного.

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Это стихотворение написано более 100 лет назад, а кажется, что всё происходит как будто сегодня.

-Какое по настроению это стихотворение? Наша с вами задача, определить, какими средствами художественной выразительности поэт добивается такой музыкальности, лёгкости и подготовить выразительное чтение стихотворения.

Перечитывание и работа с текстом

-Перечитайте стихотворение самостоятельно молча и найдите слова, которые вам не знакомы или малопонятны. Давайте их разберём:

-Лазурь – светло-синий цвет (неба);

-Взметается – поднимается высоко вверх;

-Лелеющий – лелеять, заботливо ухаживать за кем-либо;

-Утешена – успокоить чем-нибудь;

-Веющий – веять, дуть, обдувать;

-Кристальная – имеющая форму кристалла

-Прочитаем стихотворение ещё раз вслух.

-с.33 (учебник) – вопрос №1. Чем восхищается автор в своём стихотворении?

Вопрос №2(учебник), (№2 с.75 (тетрадь)) Найдите прилагательные, которыми поэт  описывает снежинку (работа в группах)

-Проверяем:

  • Светло-пушистая
  • Белая
  • Чистая
  • Смелая
  • Кристальная

-Кто выполнил задание правильно и не допустил ошибок

 Вопрос №3. Сравните: снежинка белая и снежинка смелая.

-Где обычное определение, а где образное?

-Кого можно назвать смелым? Почему?

-Почему Бальмонт называет снежинку смелой?

- Такое образное определение снежинки (смелая) называют эпитетом.            Прочитаем в учебнике, что такое эпитет. (Эпитет – художественное определение, придающее образность и эмоциональность предмету, человеку, явлению)

-Какие ещё эпитеты использует Бальмонт при описании снежинки? (снежинка светло-пушистая, снежинка чистая)

-А какие эпитеты можете подобрать вы, описывая снежинку? (лёгкая, прозрачная, хрустальная, воздушная)

Вопрос №5 (учебник), №2 с.76 (тетрадь). Какие глаголы использует поэт, описывая действия снежинки? (работа в группах)

-Проверяем:

  • Проносится
  • Просится
  • Взметается
  • Качается
  • Крутится
  • Касается
  • Лежит

-Кто не допустил ошибок и отметил все глаголы правильно?

-Какие глаголы передают движение снежинки? Подчеркните.

-Куда летит снежинка?

-У снежинки долгий и трудный путь. Но она не боится, смело и        бесстрашно летит вниз на землю.

-Кто помогает снежинке в её стремительном полёте? (Ветер)

-Как ветер относится к снежинке? Зачитайте. (Он лелеет её, утешает)

- Снежинка смогла преодолеть свой нелёгкий путь и долететь до земли.

Вопрос №7 Как поэт называет снежинку, когда она коснулась земли?

-Похожа ли снежинка на кристальную звезду? Чем?

-Какие чувства вызвала у поэта снежинка и её полёт? Ответьте на вопрос, используя копилку слов в конце тетради. (Поэт любуется её красотой, восхищается её смелостью, бесстрашием)

-Сравним первое и последнее четверостишия. (первое - начало пути, рождение, появление снежинки на свет; последнее – конец жизненного пути)

-С какой целью поэт поменял местами прилагательные «смелая» и «белая»? (Сначала поэт восхищается смелостью снежинки, а потом ее белизной, которую она сохранила до конца пути)

-Какое ещё выразительное средство языка использует Бальмонт в своём стихотворении? (Олицетворение)

Подтвердите примерами.

Подготовка к выразительному чтению

- № 3 с.76 (тетрадь): Работая с текстом стихотворения, укажите паузы, логические ударения. Проверяем.

-С одинаковой интонацией будем читать все четверостишия? Как? (Начало – с восхищением; конец – грусть)

-Подготовьтесь к выразительному чтению

(Слушание чтения учеников)

-Оцените чтение одноклассников. (Используем памятку)

Рефлексия

-С каким произведением познакомились на уроке?

-В чём особенность стихов Бальмонта? (певучесть, музыкальность)

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Почему авторы учебника включили это произведение в раздел «Снег летает и сверкает…»?

Самооценка

-Перед каждым из вас лежит маленькая бумажная снежинка. Оставьте её белой, если урок понравился. Придайте ей голубой оттенок, если понравилось не всё. Закрасьте её серым цветом, если ничего не понравилось

-Покажите свои снежинки.

Домашнее задание

-Задание на выбор: 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения; 2. Выучить стихотворение наизусть; 3. Сочинить своё стихотворение о снежинке.