А.Куприн "Слон"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фокеева Ольга Николаевна

Тип урока: закрепление изученного материала.

Педагогические задачи: создать условия для обучения работы с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.kuprin_slon.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.Куприн «Слон».  Семьёй дорожить – счастливым быть.

Класс: 3

Тип урока: закрепление изученного материала.

Педагогические задачи: создать условия для обучения работы с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Планируемые результаты

Предметные: 

научатся осуществлять переход
с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте, давать характеристику героям, описывать предметы, сравнивать поведение героев в разных ситуациях, составлять схемы.

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес  к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; находить в тексте доказательство к утверждению, обобщать, анализировать прочитанное.

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке;

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий, выполняют задания  в группе.

1.Организация начала урока

   

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом …

Обложку – дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.     Д.Кугультинов

- Сегодня мы с вами будем вести разговор об интересном, душевном литературном произведении.

         

Сообщение темы и цели урока

        Чёрный ящик

        В Китае и Индии он считается священным, символизируя мудрость, добро, благоразумие, мощь и силу. Именно он изображён на гербе Индии. Ведь только он мудро подходит к вопросу выживаемости – заботится о раненых и молодняке.

                                                                                                                         (слон)

-Кто-нибудь из вас видел живого слона? Где?

- Какой он?

- А что вы знаете о слонах?

        Слоны – крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес – до 7 тонн. Индийский слон меньше – 2-3 м в высоту и весит до 5 т.

        Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит как из шланга. Хоботом может вывернуть с корня мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

        Индийский слон занесён в Красную книгу.

        Крылатые выражения

Слона-то я и не приметил – не заметил главного.

Делать из мухи слона – придавать чему-нибудь незначительному большое значение.

Выход на тему.  Игра «Верите ли вы, что …»

- Верите ли вы, что  каждый из вас талантлив и уникален?  Поясните свой ответ.

- Верите ли вы, что  дикое животное может стать членом семьи? Приведите примеры.

- Верите ли вы, что  родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

-  Какое литературное произведение нам ещё раз это доказывает?

        В каждом произведении есть несколько тем. На какую тему рассказа А.Куприна «Слон» мы сегодня будем говорить, вы скажете мне, собрав пословицу.

Семьёй дорожить – счастливым быть.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить  на главный вопрос урока?

Мы будем  размышлять, продолжите… (читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).

- Какие знания нам в этом помогут?

(Знание характеристики  героев,  знание текста,   биография писателя,    сравнение  их поступков и т.д.)

Жанр литературного произведения

- К какому жанру можно отнести это произведение? (рассказ)

- Докажите. ( повествовательная форма, небольшой объём, мало героев, описание одного события, реальные события)

- Какая тема произведения? (Этот рассказ о том, как цирковой слон вылечил маленькую девочку)

Работа над содержанием рассказа

- А сейчас, вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите начало рассказа.

        По мотивам произведения А.Куприна «Слон» создан мультфильм. Автор мультфильма Жанна Витензон, пофантазировала на тему рассказа, ведь рассказ Куприна начинается с того, что девочка заболела, а как она заболела,  с чего началась её болезнь, мы сейчас посмотрим.

         Просмотр мультфильма «Девочка и слон»

- Так от чего же, по мнению автора, заболела девочка?

        В один прекрасный осенний денек девочка Надя, гуляя по парку с родителями, увидела пеструю и красивую афишу. Там был нарисован огромный слон, который жонглировал цветными кольцами. Очень захотелось крохе увидеть это удивительное животное, но пошел дождик, и папа увлек малышку домой. С тех пор Наденька заскучала, ничего её не радовало, ни цветные игрушки, ни сладости. Девочка стала вялой, отказывалась гулять и все время лежала в постели, а доктора только разводили руками.

        - А теперь давайте восстановим последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруйте. (Работа в паре)

           Индивидуальная работа у доски (1 чел.) Картинная галерея.

           Восстановление картин в правильном порядке по сюжету.

___   Девочка от всего отказывается.

___   Надя больна.

___   Папа в зверинце.

___   Ночное путешествие слона.

___   Желание увидеть живого слона.

___   Слон в гостях у Нади.

        Проверка: 2,1,4,5,3,6    Оцените работ.

Выборочное чтение по ролям

- Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца. (стр. 155-156)

- Каким мы здесь видим папу? (решительным)

- Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки?

(Речь идёт о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить её последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь-ровесница больной девочки)

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких?

(Самый большой слон – талантливый и обученный. Он принесёт девочке больше радости и улыбок)

- Желание  Нади увидеть живого слона – это каприз или мечта?

(Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы быстро наскучил девочке. Надя проводит со слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Всё это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Всё что говорит Надя, и всё, что она делает, посвящено слону Томми.)

- Какие чувства вы испытываете к главной героине по ходу чтения текста?

- Как вы думаете, почему девочка поправилась?

(Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось её страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так и не хватало: сила яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает выздороветь Наде)

        Игра «Тонкие и толстые вопросы»

        Дети задают вопросы по содержанию.

  Работа по картине П.Пикассо «Женщина с ребёнком»

        Сегодня мы вновь посетим Международную выставку «Необычный взгляд на мир». Рассмотрите картину Пабло Пикассо «Женщина с ребёнком».

- Какое впечатление произвела на вас картина.

- Если бы художник не назвал картину «Женщина с ребёнком» вы бы догадались, что это родные люди? (Да, они внешне похожи, и настроение у них одинаковое, мальчик прислонился к плечу матери)

- Какое настроение их объединяет? (грустное)

- Видите ли вы причину такого настроения?

- Догадываетесь ли вы, кто эти люди по профессии? (цирковые артисты)

- Можно ли предположить, насколько тяжела их жизнь?

  (Жизнь артистов связана с бесконечными тренировками и риском для жизни, и это не может не беспокоить мать этого мальчика)

        Но, несмотря на грустное настроение этих людей, видно, что они очень близки.

Рефлексия учебной деятельности

 - С какими произведениями мы знакомились на этом уроке?

- Какой общей идеей объединены такие разные произведения? (Это произведение о родительской любви)

- В рассказе А.Куприна Надя выздоровела и почувствовала себя счастливой?

- Благодаря кому? (родителям, семье)

- Так что значит дорожить семьёй?  ()

- В чём заключается счастье семьи? (Ради здоровья, благополучия родного любимого человека готовы на невозможные поступки)

        Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей.

        Творческая работа

         На парте лежат сердечки. Мы много говорили о любви родителей к детям, а что вы можете сделать для них, чтобы они были счастливы? Напишите на сердечках.

        Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица «Кто добр поистине, добро творит в молчании».

        А теперь соберём из ваших сердечек большое сердце, которое будет служить символом доброты, любви к ближнему.

Синквейн    

                      Семья

                      Дружная, любящая          

                      Заботится, оберегает, поддерживает

                      Помогает преодолеть любые трудности            

                      Крепость

        Домашнее задание

 Хочется ли вам, чтобы встреча девочки и слона повторилась. Дома придумайте продолжение: расскажите, где и при каких обстоятельствах Надя и слон встретятся снова.