Использование АМО в развитии познавательных процессов учащихся
статья по чтению (1, 3, 4 класс) на тему

Ступникова Елена Николаевна

Представлено содержание АМО, которые можно применять для развития познавательных процессо младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Documents and Settings\У33\Рабочий стол\DSC_0006.JPG

                                                Ступникова Елена Николаевна

                                                учитель начальных классов

                                                 высшей квалификационной

                                                 категории МБОУ СШ № 6

                                                 г. Гуково Ростовской области

                    Применение активных методов обучения

на уроке как условие эффективной организации    учебного процесса в современной школе

         

          Изменения, происходящие в обществе, вызывают необходимость  разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование УУД и мотивации к обучению.  Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс воспитания личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно учиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного задания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребёнка. [1, c.20]

         Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные методы и формы обучения.

       Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становиться активным участником образовательного процесса. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперёд в овладении знаниями. Появление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. На современном этапе обучения существует множество методических приёмов для реализации целей разных фаз базовой модели урока. [3, c.49]

     Приём «Составление кластера»

        Кластер – приём систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг неё крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большое количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот приём может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Этот приём часто применяется во время систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволяет сделать кластер более полным. Этот приём развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимых при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

     Приём «Инсерт» или «Пометки на полях»

    Этот приём позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+ знаю

- не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

     Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание. В текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить, новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3-м классе является разбор имени существительного как части речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения этого метода у учащихся появляются пометки на полях. Далее ученики могут самостоятельно искать ответы на вопросы, используя учебник, справочники или обратиться к классу, или данный вопрос может стать целью урока.

       Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Даётся задание по группам создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или её представитель должны представить свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать креативные проекты – главная цель «Творческой мастерской».

     На этапе обобщения знаний хорошо использовать метод «Синквейн».

       Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

  1. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «волк» к (уроку литературного чтения)
  2.  На второрй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна (серый, злой).
  3.  На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна (съел, напугал, завыл)
  4. На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы (Злой волк завыл в лесу).
  5. Последняя строчка – это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (разбойник)

Синквейн даёт возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве творческого самовыражения.

          Активные методы обучения являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. [2, c. 33-34]

          «Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек», писал известный педагог В.А. Сухомлинский. [4, c.39]

          Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика. Они позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. [5, c.3]

          Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Активные методы обучения необходимы для того, чтобы приблизить учащихся к процессу познания, чтобы им было интересно учиться, а педагогам интересно обучать, и это в нашей учительской власти: сделать детей счастливыми.

Список литературы:

  1. Загашев И.О. «Учим детей мыслить критически» 2003г СПБ Альянс «Дельта», 2003 – с.19-23
  2. Муштавинская И.В. «Уроки для педагогов» 2006г М «Вако» 2006 – с.32-36
  3. Прокофьева О.О. «Практикум с использованием методов и приёмов» 2005г М «Вако» - с.48-51
  4. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» Киев «Радяньска школа» 1985 г – с.39-44
  5. Фонтанова А. «Технология, которая позволяет нам стать другими» Первое сентября 2001 г №1, с.3-4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

"Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса «Юные умники и умницы» в рамках введения ФГОС".

Предлагаю знакомство с курсом "Юным умникам и умницам", который я веду в рамках внеурочной деятельности....

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Определение готовности ребёнка к обучению в школе и диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся 1 классов МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»

Школа России» — надёжный инструмент реализации нового стандарта начального общего образованияФедеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к резу...

Памятки по развитию познавательных процессов учащихся.

Памятки по развитию познавательных процессов учащихся....

Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

  Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".     Одной из задач учителя в современной школе я...

Методическая работа по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

Методическая работа за 2021 - 2022 учебный год по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе явл...