РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Чтение» для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рязанова Екатерина Николаевна

Рабочая коррекционная программа предмета «Чтение и развитие речи » для  3  класса на 2017 – 2018 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой  (2011г).

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с различными вариантами сочетанных нарушений психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_chtenie_3e.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

Принято на заседании педагогического                                              Утверждаю

 совета ГБОУ Школа №  2127                                                              Директор ГБОУ Школа № 2127

от «____»___________20___г.                                                         _______________Солодкий И.Ю.

 Протокол № 1                                                                                        «____»   ________________    20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Чтение»

составлена на основе

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для обучающихся 0 – 4 класса под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М. (2011г.)

(с учетом особенностей психофизического развития и возможностей

обучающихся с умственной отсталостью).

целевая аудитория для обучающихся 3 класса «Э»

2017- 2018 учебный год

Рязанова Екатерина Николаевна, учитель

Москва 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционная программа предмета «Чтение и развитие речи » для  3  класса на 2017 – 2018 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой  (2011г).

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с различными вариантами сочетанных нарушений психического развития. Рассчитана на обучающихся с нарушением интеллекта осложненным расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, синдромом Дауна, текущей формой эпилепсии и соматическими заболеваниями в возрасте от 8 до 11 лет.

Она учитывает особенности психофизического развития обучающихся, их индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Срок реализации программы 1 год (2017-2018 уч.год).

Количество часов - 136 час (4 часа в неделю).

Продолжительность урока – 40 минут.

Цель данной программы:

Развитие речи через совершенствование техники чтения и понимания, осмысление и пересказ содержания прочитанного.

Задачи:

- научить читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;

- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

- формировать умение отвечать на поставленные вопросы, читать по ролям, пересказывать прочитанное.

Формы работы:

рассказ, беседа, работа с сюжетной картинкой, просмотр мультфильмов, сказок.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: пересказ текста по предлагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение по ролям; чтение наизусть.

Методы и приемы обучения: 

- словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, ответов на вопросы, проверки техники чтения.

Организация обучения чтению

Основными задачами обучения чтению являются: научить читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора и общественно-политических представлений, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе и труда в народном хозяйстве.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию правильного чтения, которым  обучающиеся овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Постепенно, от класса к классу, возрастает уровень требований к самостоятельности в проведении анализа произведений.

В то же время на любом году обучения виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполнятся с помощью учителя.

Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Внеклассное чтение ставит задачу познакомить с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельно чтения.

Содержание учебной программы

Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

Техника чтения. Правильное чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, их предварительное чтение (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов простых по значению и слоговой структуре. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что /што/, чтобы /штобы/, кого /каво/, чего /чево/, вода /вада/, олень /алень/ и т.д. Чтение про себя для подготовки к более быстрому темпу чтения и др.

Выразительное чтение. Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная пауза на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.) Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений после анализа содержания и образца чтения учителем.

Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Сравнение ситуаций, поступков персонажей двух произведений, сходных по сюжету. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей и сравнением событий рассказов. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию (как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?), оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора этого слова учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картин.

Развитие речи. Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей рассказа, использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение доступных детских книг. Правильное называние заглавия произведения и его автора. Повышение читательской мотивации: чтение учителем начала рассказа, выставка книг, наглядный учет прочитанных книг. Знакомство с книгой по иллюстрации на обложке и ее заглавию. Прогнозирование темы рассказа (о чем или о ком рассказ). Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам (сказки, рассказы, стихи).

Примерная тематика. Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Учебно-тематический план рабочей программы

(136часа за год, 4 часа в неделю)

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

«Школьный звонок»

14 ч

14 ч

Текущий

2

«Вспомним лето»

15 ч

15 ч

Текущий

3

«Осенняя пора»

21 ч

21 ч

Текущий

4

«Зимушка-зима, как ты хороша»

22 ч

22 ч

Текущий

5

«О хорошем и плохом»

15 ч

15 ч

Текущий

«Хитрость, мудрость и смекалка»

12 ч

12 ч

Текущий

«Весна пришла»

14 ч

14 ч

Текущий

«О тех, кто рядом с нами»

12 ч

12 ч

Текущий

«Месяц май»

11 ч

11 ч

Текущий

Итого:

136 ч

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

Наименование разделов/тем занятий

Дата проведения

Школьный звонок

1

Вводный урок. Обзор книг школьной библиотеки.

2

Книга-лучший друг!

3

Р.Сеф.Учись читать!

4

В. Берестов. Где право, где лево.

5

Г. Белова. Мы хотим учиться.

6

В. Сухомлинский. Лисёнок-первоклассник.

7

Внеклассн. чтение по теме «Здравствуй, школа!»

8

Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!»

9

С. Баруздин. Стихи о человеке и его часах.

10

С. Баруздин. Стихи о человеке и его часах(продолжение).

11

В. Голявкин. Как я под партой сидел.

12

В. Голявкин. Как я под партой сидел.

13

Внеклассное чтение по теме «Рассказы о приметах осени»

14

А. Фет. Ласточки пропали.

Вспомним лето!

15

Г. Демченко. Луг.

16

Е. Серова. Одуванчик.

17

Е. Серова. Одуванчик.

18

По И. Соколову-Микитову. Незабудки.

19

По И. Соколову-Микитову. Рассвет в лесу.

20

По И. Соколову-Микитову. Рассвет в лесу (продолжение).

21

С. Козлов. Ливень.

22

С. Козлов. Ливень (продолжение).

23

По Л. Воронковой. Жаркий день.

24

По Л. Воронковой. Жаркий день (продолжение).

25

Внеклассное чтение по теме «Рассказы о лете»

26

Т. Днепровская. Летний дождь.

27

Т. Днепровская. Летний дождь (продолжение).

28

Внеклассное чтение. Рассказы о животных.

29

Загадки. Рассказ по рисунку.

Осенняя пора

30

По В. Пескову. Листья опадают с клёнов.

31

По В. Бианки. Осени щедрые дары.

32

По Я. Тайцу. В поле.

33

Сказка. Два лентяя.

34

Н. Сладков. Осень на пороге.

35

И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен!

36

И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен! (продолжение)

37

И. Бунин. Осыпаются астры в садах.

38

Г. Снегирёв. Как птицы и звери к зиме готовятся.

39

Г. Снегирёв. Как птицы и звери к зиме готовятся (продолжение).

40

Внеклассное чтение по теме «Рассказы о птицах»

41

По В. Сутееву. Яблоко.

42

По В. Сутееву. Яблоко (продолжение).

43

По В. Сутееву. Яблоко (продолжение).

44

Г. Скребицкий. Осень.

45

Г. Скребицкий. Осень (продолжение).

46

Г. Скребицкий. Осень (продолжение).

47

Внеклассное чтение. Рассказы детских писателей о природе.

48

Е. Трутнева. Осень.

49

И. Соколов-Микитов. Осень в лесу.

50

И. Соколов-Микитов. Улетают журавли.

51

В. Катаев. Грибы.

52

В. Катаев. Грибы (продолжение).

53

А. Прокофьева. В лес по грибы.

54

Н. Сладков. Эхо.

55

Н. Грибачёв. Рыжие листья.

56

К. Бельмонт. Осень.

57

А. Плещеев. Осень наступила…

58

Внеклассное чтение. Русское народное творчество: загадки.

59

Внеклассное чтение. Русское народное творчество: пословицы.

60

Внеклассное чтение. Русское народное творчество: скороговорки.

Зимушка-зима, как ты хороша

61

Л. Яхнин. Зима.

62

М. Пляцковский. Какая бывает зима.

63

А. Пушкин. Зимнее утро.

64

Сказка. Отчего у белого медведя нос чёрный?

65

А. Шабаев. Загадка.

66

Н. Сладков. Суд над декабрём.

67

Е. Ровинская. Загадки на снегу.

68

Сказка. Лиса и волк.

69

Внеклассное чтение. Русские народные сказки о животных.

70

А. Прокофьев. Как на горке, на горе.

71

А. Фет. Чудная картина…

72

По Г. Скребицкому. Редкая гостья.

73

И Суриков. Зима.

74

В. Орлов. Никто не обижается.

75

Н. Носов. На горке.

76

Сказка. Проказы старухи зимы.

77

Внеклассное чтение. Статьи из детских журналов об изменениях в природе.

78

Е. Пермяк. Знакомые следы.

79

Сказка. Два Мороза.

80

Сказка. В гостях у дедушки Мороза.

81

А. Барков. Кот в сапогах.

О хорошем и плохом

82

М. Пляцковский. Урок дружбы.

83

М. Пляцковский. Урок дружбы.

84

По М. Бартеневу. Как трудно бить баклуши!

85

По М. Бартеневу. Как трудно бить баклуши!

86

В. Осеева. Просто старушка.

87

М. Зощенко. Смелый, да не очень.

88

По Б. Бушелевой. Ко мне пришёл гость.

89

По Б. Бушелевой. Ко мне пришёл гость.

90

Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе и товариществе.

91

В. Осеева. Три товарища.

92

В. Осеева. Три товарища.

93

Внеклассное чтение по теме «Рассказы о героях»

94

Ю. Ермолаев. Два пирожных.

95

Ю. Ермолаев. Два пирожных.

96

Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо…»

Хитрость, мудрость и смекалка

97

Сказка. Как мужик гусей делил.

98

Сказка. Как мужик гусей делил.

99

Сказка. Каша из топора.

100

Сказка. Каша из топора.

101

Сказка. Ворона и рак.

102

Н. Сладков. Двое на одном бревне.

103

Н. Сладков. Двое на одном бревне.

104

По В. Сутееву. Палочка-выручалочка.

105

По В. Сутееву. Палочка-выручалочка.

106

Сказка. Мужик и медведь.

107

Внеклассное чтение. Произведения об отношении людей к труду.

108

Обобщающий урок по теме «Хитрость, мудрость и смекалка»

Весна пришла

109

Г. Ладонщиков. Весна.

110

По Л. Толстому. Весна.

111

Е. Серова. Подснежник.

112

Х.К. Андерсен. Подснежник.

113

Х.К. Андерсен. Подснежник.

114

Внеклассное чтение. Творчество В. Осеевой.

115

В. Бирюков. Весенняя песня.

116

Н. Найдёнова. Поздравляем с женским днём!

117

Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить.

118

И. Токмакова. К нам весна шагает…

119

А. Усанова. Улетела злая вьюга.

О тех, кто рядом с нами

120

К. Россетти. Никого не обижай.

121

По Л. Толстому. Лев и собачка.

122

Б. Жидков. Как слон спас хозяина от тигра.

123

Л. Толстой. Пожарные собаки.

124

Е. Пермяк. Двойка.

125

В. Орлов. Хрюшка обижается.

126

И.Демьянов. Где сметана?

Месяц май

127

Е. Серова. Ландыш.

128

И. Соколов-Микитов. Ландыши.

129

Г. Виеру. Девятое мая.

130

А. Митяев. Вечный цветок.

131

И. Соколов-Микитов. Черёмуха.

132

Внеклассное чтение «Весна»

133

И. Яковлева. Драчуны.

134

Г. Скребицкий. Лесной голосок.

135

Внеклассное чтение. Чтение произведений о Родине.

136

Подведение итогов за год.

Ожидаемые образовательные результаты

Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся, в программе по чтению предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям (в зависимости от успешности овладения ими учебного материала). Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

1-ый уровень:

- слушать чтение рассказа учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним с учителем;

- читать по слогам трудные по семантике и слоговой структуре слова;

- активно участвовать в анализе произведения;

- пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

- высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

- знать и выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.

2-ой уровень:

- слушать чтение рассказа учителем, отвечать на вопросы информационного плана (как зовут героя рассказа, куда он пошел, что там делал?);

- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом двухсложных часто встречающихся слов;

- отвечать на вопросы по предметному плану прочитанного;

- соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

- пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или картинно-символическому плану к каждому предложению;

- знать наизусть 3 - 4 небольших стихотворения.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.

Оценка «5»-ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает в основном по слогам даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл; не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Учебно-методическое обеспечение

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для обучающихся 0 – 4 класса под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М. (2011г.)

Предлагаемая программа ориентирована на учебник

В.В. Воронковой, З.Д. Будаева, С.А. Казакова, Т.В. Лусс. «Чтение» - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005г. - 127с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа чтение 3 класс

Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....

Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Рабочие программы Чтение 2 класс

Рабочая программа Чтение...

Рабочая программа чтение 3 класс 8 вид

Рабочая программа по чтению  8 вид надомное обучение...