урок по литературному чтению Л. Н. Толстой «Русак»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Л. Н. Толстой «Русак»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация

Я вам предлагаю самим угадать автора и название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться. Сначала угадаем автора:

  1. Великий русский писатель, который писал рассказы о детях и животных
  2. Жил в Ясной Поляне

Слайд 2 Показать портрет Толстого

- В каких жанрах работал Толстой (работа в парах)

- А кто же догадался, какое произведение мы будем изучать сегодня? (см. кроссворд)

«РУСАК» - ПРАВИЛЬНО!

А кто такой Русак?

Посмотрите на этих зайцев. Один – беляк, другой – русак. Чем они отличаются. Ответы детей. Обобщение ответов.

Беляк – более мелкий, живет в лесу, грызет кору, зимой белого цвета, только ушки черные.

Русак – более крупный, живет на открытых местах, подходит к жилью людей, зимой шкурка не совсем белая. И тот и другой днем спят, а ночью ищут корм.

Итак, сегодня будем читать рассказ Л. Н. Толстого «Русак»

Словарная работа:

Перед чтением текста выясним значение следующих слов.

V. Работа над рассказом. Первичное восприятие текста

Я вам прочитаю рассказ, а вы ответьте на вопрос.

-К какому жанру относится произведение?

Чтение учителя.

- Понравилось ли произведение? Что понравилось?

- -К какому жанру относится произведение? (Научно-познавательный рассказ)

VI. Чтение рассказа вслух, с комментированием по абзацам,

1 Абз.

У. Где жил заяц?

Д. Подле деревни

У. Когда происходят события, описанные в рассказе?

Д. Ночью.

У. Какая была погода в ту ночь?

Д. Был мороз, на небе сквозь морозный пар виднелись большие яркие звезды.

У. Каким был снег?

Д. Кругом лежал волнами снег и блестел, как сахар.

У. Итак, когда пришла ночь, как вел себя заяц?

Д. Он поднял сначала одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться.

У. Как вы думаете, почему заяц так вел себя?

Д. Он всего боялся, поэтому прислушивался, принюхивался, оглядывался.

2 Абз.

У. Куда собрался заяц?

Д. Перейти через дорогу на гумно.

У. Почему было слышно далеко вокруг?

Д. Был мороз, а в мороз слышно далеко кругом.

3 Абз

- Кого заяц встретил на дороге?

- Какие слова говорят о том, что был сильный мороз?

4 Абз. (дети читают самостоятельно, составляют по 2 вопроса по содержанию.)

- Какая неприятность случилась с зайцем?

- Почему собака утонула в снегу, а заяц – нет?

- Кого встретил заяц на поле?

- Что они делали?

-Ребята, а вы догадались, почему зимой заяц жил подле деревни?

Д. Он бегал кормиться на гумно.

Творческая доработка текста

У. Ребята, попробуйте изменить текст со слов: "Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним". Предположите, как дальше могли развиваться события. (2-3 предложения)

5 абзац

См.вопрос в учебн №3:как автор описывает рассвет

- Прочитайте описание деревни, куда наконец-то добрался заяц.

6 абзац

У. Догадайтесь, ребята, сколько времени пробыл заяц в деревне?

Д. Всю ночь.

У. Подтвердите это словами из текста.

Д. Он отправился на гумно, когда "пришла ночь", а уходил, когда "на востоке засветилась заря, звезд стало меньше"

- Как заяц укладывался спать?

- Почему так?

См.вопрос в учебн № 4. Что нового узнали из жизни зайца-русака? Расскажите.

Заяц-русак активен ночью. Если вблизи находится деревня, заяц-русак питается на гумне. Заяц очень осторожен и внимателен: прислушивается, оглядывается. Ловко прыгает по снегу, не проваливаясь в сугроб. Делает нору, раскапывая снег, и укладывает уши на спине.

Что хотел сказать нам Толстой этим рассказом?

Какая жизнь у зайцев зимой?

Как мы можем помочь диким животным?

У. Ребята, зайчику нашему повезло. Поэтому помните всегда: всем живым существам жить хочется, как и вам. Так что лучше не охотиться за ними. Вы убедились в том, как сложно зайцу уходить от погони.

У. Ребята Толстой одиннадцать раз использует имя существительное "заяц" в своем тексте? Как вы думаете, можно ли подобрать к имени существительному "заяц" синонимы?

Д. Да.

У. Какие? Запишите их в тетрадь. (работа в парах).

Д. Заяц-русак, косой, трусишка, плутишка, длинноухий и другие.

У. Посмотрите, использовал ли какие-то из этих синонимов писатель?

Д. В первом предложении – заяц-русак.

VII. Подведение итог урока

Какая главная мысль рассказа?

ХIII. Домашнее задание

У. Сочините небольшой рассказ (сказку) на тему: "Как зайчишка в лесу заблудился". Используйте опорные слова: зима, белочка, загляделся, охотник, испугался, блуждал, встретил, олень, еле добрался, нора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Толстого Л.Н. "Акула".3 кл.

Конспект урока включает в себя задания на развитие критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула."

Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы, урок комплексного развития речи, осознанного выразительного чтения художественного текста. Способствует эмоциональному развитию...

конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок»». 2 класс

конспект урока содержит два урока.Работа со скороговоркой:на уроке дети знакомятся с рассказом Л.Н.Толстого "Правда всего дороже" и "Котенок"затем анализируется рассказ,  проводится словарная раб...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»...

Конспект урока по литературному чтению. А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК"Школа2100".Дети определяют характеры героев через исследование их поступков и действий....

Проект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой «Русак», 2 класс

Развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мысль; совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать любовь к родному языку средствами ...