ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
материал по чтению на тему

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

2017 г.

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы.

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства.

В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий по ФГОС:

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Систематическая и технологичная работа по развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.

Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.

Уровень развития детей определяю с помощью диагностических методик, делаю выводы, результаты которых довожу до родителей, даю определенные рекомендации для развития психических процессов детей. Данная информация помогает мне лучше понять малыша, опираясь на его природные задатки и способности, предупредить возможные трудности при адаптации ребенка к школьному обучению, в том числе и смыслового чтения на уроках литературного чтения.

В образовательном процессе я применяю в 6 методов обучения чтению, которые могут работать в любых условиях. При этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забывая, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.

На своих уроках я использую:

  • жужжащее чтение;
  • ежеурочные пятиминутки чтения;
  • режим щадящего чтения;
  • многократное чтение;
  • чтение в темпе скороговорки;
  • выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;

Вашему вниманию представляю

Алгоритм действий учителя и ученика по формированию навыка смыслового чтения

  1. расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты»;
  2. обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;
  3. моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление таблиц, опорных схем и пр.;
  4. проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала;
  5. формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы); сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста

Как я работаю вместе с детьми над конкретной учебной задачей?

  1. Выясняет, как поняли дети учебную задачу? («Какой результат нужно получить?»).
  2. Вместе с детьми составляет последовательность (алгоритм) действий.
  3. Шаг первый (с чего начнем?)
  4. Шаг второй (следующее наше действие (шаг)…

Главное условие всей работы – стимулировать деятельность ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе.

Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети будут работать заинтересованно, увлеченно.

Прежде чем начать процесс обучения чтению, работу по формированию смыслового, провожу входную диагностику для выявления состояния учебной и мыслительной деятельности школьника.

Важным направлением в работе по формированию смыслового чтения является организация эффективного контроля за достижением норматива техники чтения учащимися.

В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения учащихся начальных классов я систематически веду замеры по нескольким параметрам

  1. Способ чтения (определяется во время чтения).
  2. Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
  3. Правильность чтения (определяется во время чтения).
  4. Выразительность чтения (определяется во время чтения).
  5. Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
  1. Упражнения и игры, используемые при работе с детьми.

Для развития внимания:

«Найди отличия», «Поем вместе», «Запрещенные движения», «Поиск предметов» и т.д.

Для развития восприятия:

«Точки», «Что в свертке», «Самые наблюдательные» и т.д.

Для развития памяти:

«Каскад слов», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и т.д.

Для развития мышления:

«Говори – наоборот», «Бывает – не бывает», «Угадай» и т.д.

В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает.

2. Упражнения на развитие навыка декодирования

В своей педагогической деятельности применяю специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературного чтения.

На этапе «речевая разминка» принимают активное участие все учащиеся, читающие и не читающие (в период обучения грамоте), каким бы способом чтения они не владели. Этоупражнения по развитию речевого дыхания, они важны для правильной постановки дыхания при чтении. Их может проводить не только учитель, но и любой учащийся – ведущий.

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

Дыхание «под счет»: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох – ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Игра «Произнеси и покажи».

Самолеты взлетают: у – у - у.

Машины едут: ж – ж - ж.

Лошадки поскакали: цок – цок - цок.

Рядом ползет змея: ш – ш - ш.

Муха бьется в стекло: з – з – з.

Долговорки.

Андрей – воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек, из-под палочек.

Не клюй песок, не тупи носок,

Пригодится носок клевать колосо.

Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет фонематический слухребенка, и от того как развито его фонематическое восприятие зависит успех в достижении желаемых результатов. Поэтому на уроках обучения грамоте провожу дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия, помогающие отрабатывать скорость чтения.

С целью совершенствования четкости произношения при любом темпе речи провожу работу над дикцией. Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, совершенствующие дикцию. Для решения этой задачи применяю определенную систему упражнений, работая над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Упражнения на отработку дикции.

а) Чтение гласных с ярко выраженной артикуляцией каждого звука:

по ленте букв;

парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е;

строчками: а-о-у-ы-э (вперед и обратно), а о у и э, а и у о э;

вразбивку по нескольку гласных: а о е, и е я, у э ю.

б) С ярко выраженной артикуляцией каждого звука:

дао – дао – дао – дэ, ди, ду (можно с ускорением).

При работе со скороговорками и над чистоговорками применяю различные виды чтения: чтение шепотом, громко, про себя; хоровое чтение, индивидуальное чтение; чтение в парах, по рядам; одновременно с ведущим; с убыстрением темпа.

Скороговорки

На дворе трава, на траве дрова.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Игра «Кто скорее соберет пословицу?»

Чистоговорка

а – а – а – мы видим слона

я – я – я – вот ползет змея

са – са – са – в лесу бегает лиса

Чистоговорка

М.Исаковский «Вишня»

ла – ла – ла – в саду вишенка росла

на – на – на – очень вкусная она

ам – ам – ам – вишня нравится всем нам.

Чистоговорка

Л. Толстой «Котенок»

ой – ой – ой – жили были брат с сестрой

ыл – ыл – ыл – у них котенок был

зья – зья – зья – они верные друзья.

В формировании смыслового чтения большое внимание уделяю упражнениям для расширения поля чтения.

  1. «Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти предложение, предложенное учителем.

Предлагаются и другие варианты этой игры.

1 вариант.

По моему знаку ребята начинают искать в тексте указанное слово. Нашедший первым прочитывает слово, называя страницу и абзац, и читает предложение с этим словом, или строфу стихотворения, в которой находится это слово.

2 вариант. (работа в парах или в группах)

Детям раздаются конверты с полосками, на которых написаны предложения. Каждой группе (паре) предлагается отыскать предложенное предложение. Та группа (пара), которая первой найдет свое предложение – победитель.

  1.  «День! Ночь!»

Учащимся дается установка:

- Внимательно пробегите глазами текст.

По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.

  1. «Кто играет в прятки?»
  2. На доске написаны 2-3 ряда букв. Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д.

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

ЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

  1. Работа со словарными блоками,

По вертикали которых спрятано слово:

СОК СВЕТА

НОСКИ МЕСТО

САМ КАТОК

КУКЛА

МАГАЗИН

  1. «Мнимое слово».

В ходе чтения слово произносится неправильно, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.

    Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СтатьяФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...