План-конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ М. Бородицкая "Вот такой воробей", С. Махотин "Местный кот"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Наталья Владимировна Чередниченко

Иногда не хватает времени и сил для подготовки к уроку. Буду очень рада, если кому-то пригодится материал: презентация и план урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Урок. Литературное чтение.

              Тема: «М. Бородицкая. «Вот такой воробей», С.Махотин «Местный кот».

              Цель: учить характеризовать героев, определять мотивы их поведения; совершенствовать умение сравнивать поведение героев; дать  представление о том, как работает поэт.

                                                  Ход урока

  1. Организация класса

II. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп: У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

III. Проверка домашнего задания.

1. Беседа

-Что было задано на дом?

-Кто автор стихотворения?

-Что узнали на прошлом уроке об авторе?

2. Выразительное чтение стихотворения А.Гиваргизова «Что ты,Сережа, сегодня не в духе?» по ролям.

– Кто обсуждает, какое у Сережи настроение?

-А кто беседует в последних двух строчках: люди или насекомые?

-Почему вы так думаете?

- Догадываетесь,  почему  мальчик  невеселый?  

-О ком автор пишет стихи?

   3.Итог по домашнему заданию.

IV. Изучение нового материала.

1.Знакомство с творчеством автора.

Марина Бородицкая – переводчик, поэт. Родилась 26 августа 1954 года в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор 3 лирических сборников, 12 книг стихов для детей, книги сказок и многочисленных переводов. Печаталась в журналах «Новый мир», «Арион» и др. Ведет передачу «Литературная аптека» на Радио России. Преподает английский язык в МГУ.

2. Литературная викторина по произведениям М.Бородицкой.

-Из  какого произведения эти строки?

1.Ракушки в полоску, и в крапинку тоже,

И те, что на радугу цветом похожи,

И розовые, как утро,

С изнанкой из перламутра.  (Ракушки)

2. Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай.»

Он промяукал мне: «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси.» (Котенок)

3. Вот жизнь-то! Вот подарок!

Никто не пристаёт,

Значков моих и марок

Без спросу не берёт.

И не к кому придраться,

И не с кем передраться,

И некому сказать:

"Отстань!" - не слышно братца,

Покой и благодать.( Уехал младший брат)

3.Чтение стихотворения М.Бородицкой «Вот такой воробей» учителем.

V. Повторное чтение стихотворения учащимися. Чтение по ролям.

VI. Беседа по прочитанному.

– Вы сможете сказать, что делал мальчик, сидя на скамье? (Мальчик ел бутерброд.)

- Вы понимаете, почему воробей рассердился? (Мальчик не делится с воробьем бутербродом.) 

-Что в разговоре мальчика с воробьем кажется вам смешным? (Смешным детям представляется воинственное поведение маленького воробья.)

4.Знакомство с творчеством Сергея Махотина

Сергей Анатольевич Махотин родился в Сочи в 1953 г. Учился в Ленинградском институте киноинженеров, откуда ушел с первого курса, затем в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Кроме учебы он попробовал себя в самых разных сферах деятельности. Работал ассистентом звукорежиссера на сочинском телевидении, асфальтировал дороги в Ленинграде, ездил и летал по Западной Сибири с геологическими экспедициями в качестве грузчика, был главным редактором юридического научного журнала «Кодекс». Много лет посвятил детской журналистике (газета «Ленинские искры», журнал «Костер», петербургское радио и Радио России, где и сейчас работает редактором).

5.Литературная викторина по произведениям С.Махотина

-Из какого произведения эти строки?

1. Я тир выбираю!

Потом – шапито,

Там зебры и клоун смешной.

Но это не главное.

Главное то,

Что папа, мой папа со мной! (Воскресенье)

2. Только труднее,

Труднее всего,

Если он скажет:

«Не мучайся! Кушай...»,  (Груша)

6.Чтение стихотворения С. Махотина «Местный кот» учащимися.

7.Далее учитель читает рассуждения Миши.

– «“Коту хочется того же, чего и воробью из стихотворения Марины Бородицкой”, – сказал Миша». Вы согласитесь с Мишей? Чего же хочется коту? (Коту, конечно же, хочется есть.) Поведение кота отличается от поведения воробья? (Воробей храбрый, агрессивный, требовательный и настойчивый, а кот ласковый, рассудительный, вежливый и хитрый.)

– У кого из вас дома есть животные? А вы понимаете язык животных? Понимаете ли вы желания своих животных: то, что кошка или собака хочет есть, гулять, хочет ласки? Наблюдали ли вы когда-нибудь за птицами во дворе – как они общаются, ссорятся, купаются, едят и т. д. Видели ли вы, как общаются между собой собаки или кошки и т. д. (Ответы детей.)

– Если мы будем внимательны к животным, будем к ним приглядываться и прислушиваться, нам очень многое откроется.

– Прочитайте плакат Летучей Мыши. Почему поэт может расшифровать то, что говорят животные?

V. Итог урока.– С какими произведениями познакомились? Кто их автор?

VI. Домашнее задание: выучить любое стихотворение наизусть.

        

                                               

                                          Урок «Литературное чтение»

              Тема: «М. Бородицкая. «Вот такой воробей» С.Махотин «Местный кот».

              Цель: учить характеризовать героев, определять мотивы их поведения; совершенствовать умение сравнивать поведение героев; дать  представление о том, как работает поэт. Формировать базовые нравственные ценности, опыт переживаний. Воспитывать любовь к животным, желание помогать им.

                                                  Ход урока

  1. Организация класса.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок литературного чтения. Мы открыли дверь для гостей. Наши гости – учителя нашей школы. Они хотят узнать вас получше. И у нас есть возможность показать им, как мы выросли, чему научились и как продолжаем учиться. Повернитесь к нашим дорогим гостям, поприветствуйте их ручкой и улыбнитесь.

II. Вводная часть.

- Сегодня наш урок мы назовём уроком общения и поэзии. Мы вспомним изученные произведения поэтов и познакомимся с новыми. А, главное, мы будем делиться своими впечатлениями.

- Что вы ожидаете от нашего урока?

- С каким настроением вы начинаете урок? Покажите своё настроение смайликом.

- Давайте подкрепим настроение напутствием. /слайд 1/

Привет, сосед!!! Улыбнись мне в ответ!

Я хочу, чтобы ты не грустил!

Всем улыбки сегодня дарил! /инсценирование/

- Девиз этого урока прочитаем хором:

Упустишь минутку – потеряешь час.

  - Не теряем ни минутки. Приступаем к работе… На уроке чтения мы всегда помним о выразительности. Что такое выразительность? Что она включает в себя?

1. Игра актёров. Будем изображать различные чувства при помощи гласных звуков.

Ы – напугаем кого-то

А -  самим испугаться

О -  удивиться

У – рассердиться

Э – задуматься

И - улыбнуться /2 раза/

2. Речевая разминка. /работа над скороговоркой, приём: паровоз/

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

- Теперь мы готовы, чтобы приступить к проверке домашнего задания.

III. Проверка домашнего задания.

1. Беседа

-Что было задано на дом?

-Кто автор стихотворения?

     - Вспомним, что узнали на прошлом уроке об авторе?/Харламова Тася/ Слайд 6.

2. Выразительное чтение стихотворения А.Гиваргизова «Что ты,Сережа, сегодня не в духе?» по ролям. /группы чтецов определены заранее/

– Кто обсуждает, какое у Сережи настроение?

-А кто беседует в последних двух строчках: люди или насекомые?

-Почему вы так думаете?

- Догадываетесь,  почему  мальчик  невеселый?  

-О ком автор пишет стихи?

   3.Итог по домашнему заданию.

IV. Подготовка к изучению нового материала.

 1. Прежде, чем перейти к изучению нового материала, отгадаем загадки и попробуем по отгадкам сделать прогноз: кто будет героем в изучаемых произведениях? /Слайд7./  Дети загадывают загадки.  

- Так, кто будет сегодня в центре нашего внимания? /воробей и кот/

2. Следующий прогноз будет по результатам литературной викторины. Литературная викторина по произведениям М.Бородицкой и            С.Махотина. Слайды 8,9,10.

-Из  какого произведения эти строки? Кто автор  произведения?

1. Только труднее,

Труднее всего,

Если он скажет:

«Не мучайся! Кушай...»,  (Груша)

2. Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай.»

Он промяукал мне: «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси.» (Котенок)

3.Ракушки в полоску, и в крапинку тоже,

И те, что на радугу цветом похожи,

И розовые, как утро,

С изнанкой из перламутра.  (Ракушки)

3. Вот жизнь-то! Вот подарок!

Никто не пристаёт,

Значков моих и марок

Без спросу не берёт.

И не к кому придраться,

И не с кем передраться,

И некому сказать:

"Отстань!" - не слышно братца,

Покой и благодать.( Уехал младший брат)

4. Я тир выбираю!

Потом – шапито,

Там зебры и клоун смешной.

Но это не главное.

Главное то,

Что папа, мой папа со мной! (Воскресенье)

1.Знакомство с творчеством автора.  /Слайд 11./

Марина Бородицкая – переводчик, поэт. Родилась 26 августа 1954 года в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор 3 лирических сборников, 12 книг стихов для детей, книги сказок и многочисленных переводов. Печаталась в журналах «Новый мир», «Арион» и др. Ведет передачу «Литературная аптека» на Радио России. Преподает английский язык в МГУ. / Чеботарёва Маша/

3.Чтение стихотворения М.Бородицкой «Вот такой воробей» учеником. Слайд 12.

- Вам понравилось стихотворение?

V.Повторное чтение стихотворения учащимися.                                                    

1. Подготовка к выразительному чтению. Чтение про себя.

- Что значит выразительно читать? (читать плавно, бегло, вкладывать свои чувства)

- А что мешает вкладывать чувства? ( чтение по слогам)

Словарная работа. Слайд 13.

- Какие слова непонятны? А какие вы читали по слогам?

- Прочитайте внимательно текст в парах друг другу и подготовьтесь ответить на вопросы.

Беседа по прочитанному.

– Вы сможете сказать, что делал мальчик, сидя на скамье? (Мальчик ел бутерброд.)

- Вы понимаете, почему воробей рассердился? (Мальчик не делится с воробьем бутербродом.) 

-Что в разговоре мальчика с воробьем кажется вам смешным? (Смешным детям представляется воинственное поведение маленького воробья.)

- Какие черты характера проявились у мальчика, у воробья? Слайд 14.

2. Подготовка к чтению по ролям.

Выборочное чтение.

- Прочитайте слова мальчика.

- Прочитайте слова воробья.

- А как назвать ту часть стихотворения, которую мы не прочитали? (Слова автора.)

3. Коллективное чтение по ролям с творческой нагрузкой.

- Постарайтесь передать голосом настроение и характеры героев.

4. Индивидуальное чтение по ролям с творческой нагрузкой..

5.Знакомство с творчеством Сергея Махотина. Ларченко амалия и Матвей. Слайд 15.

Сергей Анатольевич Махотин родился в Сочи в 1953 г. Учился в Ленинградском институте киноинженеров, откуда ушел с первого курса, затем в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Кроме учебы он попробовал себя в самых разных сферах деятельности. Работал ассистентом звукорежиссера на сочинском телевидении, асфальтировал дороги в Ленинграде, ездил и летал по Западной Сибири с геологическими экспедициями в качестве грузчика, был главным редактором юридического научного журнала «Кодекс». Много лет посвятил детской журналистике (газета «Ленинские искры», журнал «Костер», петербургское радио и Радио России, где и сейчас работает редактором).

6.Чтение стихотворения С. Махотина «Местный кот» учащимися. Слайд 16.

7. Жужжащее чтение учащимися.

Словарная работа. Слайд 17.

- Какие слова непонятны? А какие вы читали по слогам?

8.Далее учитель читает рассуждения Миши.

– «“Коту хочется того же, чего и воробью из стихотворения Марины Бородицкой”, – сказал Миша». Вы согласитесь с Мишей? Чего же хочется коту? (Коту, конечно же, хочется есть.) Поведение кота отличается от поведения воробья? (Воробей храбрый, агрессивный, требовательный и настойчивый, а кот ласковый, рассудительный, вежливый и хитрый.) Сравнительна характеристика характеров и поведения кота и воробья. Слайд 18.

9. Работа с пословицами. Слайд 19.

- Какие из этих пословиц нужно было бы знать воробью, а какие помогут мальчику и рыбаку?

К какому виду литературного чтения относятся пословицы? (Устное народное творчество).

– У кого из вас дома есть животные? А вы понимаете язык животных? Понимаете ли вы желания своих животных: то, что кошка или собака хочет есть, гулять, хочет ласки? Наблюдали ли вы когда-нибудь за птицами во дворе – как они общаются, ссорятся, купаются, едят и т. д. Видели ли вы, как общаются между собой собаки или кошки и т. д. (Ответы детей.)

– Если мы будем внимательны к животным, будем к ним приглядываться и прислушиваться, нам очень многое откроется.

– Прочитайте плакат Летучей Мыши. Почему поэт может расшифровать то, что говорят животные?

- А нам с вами в поведении всегда сможет помочь народная мудрость. Давайте освежим в памяти пословицы о вежливости. Покатаемся на интеллектуальной карусели. (Интерактивный метод – «Карусель»).

V. Итог урока.  

– С какими произведениями познакомились? Кто их автор?

- Какие чувства вы испытываете в конце урока? Слайд 20. Покажите смайлики, соответствующие вашему настроению.

VI. Домашнее задание: выучить любое стихотворение наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 2 класс УМК «Перспективная начальная школа» М.Бородицкая. «Вот такой воробей». С.Махотин. «Местный кот». Презентацию выполнила Чередниченко Н.В.., учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Каменск-Шахтинский

Слайд 2

Настроение ?

Слайд 3

Напутствие… Привет, сосед!!! Улыбнись мне в ответ! Я хочу, чтобы ты не грустил! Всем улыбки сегодня дарил!!!

Слайд 4

ДЕВИЗ УРОКА УПУСТИШЬ МИНУТКУ – ПОТЕРЯЕШЬ ЧАС

Слайд 5

Загадаем звуки… Ы – напугать А – самим испугаться О – удивиться У – рассердиться Э – задуматься И - улыбнуться

Слайд 6

Речевая разминка У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Слайд 7

Артур Александрович Гиваргизов Артýр Алексáндрович Гивáргизов – российский детский писатель и поэт, член Союза писателей России. Живет в Москве, окончил Муз ыкальн ое училище при Московской консерватории, преподаватель в музыкальной школе. Первая публикация в 1998 году в журнале Сатирикон. Первая книга – «Со шкафом на велосипеде» – вышла в свет в 2003 году. Автор пишет прозу, стихи, пьесы и сказки для детей; публиковался в журналах: «Сатирикон», «Куча-мала», «Магазин», «Миша», «Ералаш», «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и Два жирафа», «Вовочка», «Тошка», «Простоквашино»,

Слайд 8

Отгадай загадки ?

Слайд 9

«ГРУША»

Слайд 10

«КОТЁНОК»

Слайд 12

Марина Яковлевна Бородицкая – переводчик, поэт. Родилась в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор 3 лирических сборников, 12 книг стихов для детей. Печаталась в журналах. Ведет передачу « Литературная аптека » на Радио России. Преподает английский язык в МГУ.

Слайд 13

Марина Бородицкая «Вот такой воробей»

Слайд 14

Словарная работа ВО-РО-БЫ-ШЕК БУ-ТЕР-БРОД ВОРОБЫШЕК БУТЕРБРОД

Слайд 15

МАРИНА БОРОДИЦКАЯ «Вот такой воробей» Мальчик Воробей добрый храбрый жадный отчаянный недогадливый требовательный нечуткий агрессивный эгоист настойчивый

Слайд 16

Сергей Анатольевич Махотин Сергей Анатольевич Махотин родился в Сочи. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Много лет посвятил детской журналистике (, журнал «Костер», петербургское радио и Радио России, где и сейчас работает редактором).

Слайд 17

Сергей Махотин «Местный кот»

Слайд 18

Словарная работа мест-ный местный мур-лы-кал мурлыкал по-зволь-те позвольте при-бавь-те прибавьте о-бы-чай обычай о-кунь-ки окуньки

Слайд 19

Сравнительная характеристика Воробей Кот храбрый ласковый агрессивный рассудительный требовательный вежливый настойчивый хитрый

Слайд 20

Пословицы Вежливость ничего не стоит, но приносит много. От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет. Жизнь дана на добрые дела. Добро творить - себя веселить.

Слайд 21

Что я чувствую? удовлетворён -ность гнев счастье разочарование гордость стыд нежность страх радость тревогу веру в себя грусть

Слайд 22

Домашнее задание С. 34,35 выучить наизусть 1 по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...