Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лаврова Татьяна Алексеевна

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Цель: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..»

 

Задачи:

·         дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;

·         учить детей наблюдать за развитием чувств и переживаний автора, раскрывать основное настроение стихотворения;

·         совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; обогащать словарный запас, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

·         развивать эмоциональную сферу детей, умение видеть прекрасное в поэзии;

·         воспитывать любовь к природе.

 

Планируемые результаты

Личностные УУД:

·         формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать навык самоконтроля учебной деятельности;

·         формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

 

Познавательные УУД:

·         осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; понимать и принимать информацию;

·         определять главную мысль произведения, особенности построения, обосновывать своё мнение, проводить анализ, выполнять задания поискового характера.

Регулятивные УУД:

·         организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);

·         принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

·         осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·         аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

·         вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

 

Оборудование: АРМ учителя, презентация по теме урока, аудиоприложение с записью стихотворения, карточки для парной и групповой работы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

литературного чтения в 4 классе по теме:

«Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..»

Задачи:

  • дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
  • учить детей наблюдать за развитием чувств и переживаний автора, раскрывать основное настроение стихотворения;
  • совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; обогащать словарный запас, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.
  • развивать эмоциональную сферу детей, умение видеть прекрасное в поэзии;
  • воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать навык самоконтроля учебной деятельности;
  • формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; понимать и принимать информацию;
  • определять главную мысль произведения, особенности построения, обосновывать своё мнение, проводить анализ, выполнять задания поискового характера.

Регулятивные УУД:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
  • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: АРМ учителя, презентация по теме урока, аудиоприложение с записью стихотворения, карточки для парной и групповой работы

Ход урока

1. Организационный момент.Слайд №1

- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Сохраним наше настроение до конца урока!

2. Жужжащее чтение

3. Речевая  разминка Слайд №2

      - Прочитай про себя:

Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель,

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай.

     -Понравилось вам стихотворение? О чём оно?(О весне)

     - Давайте  прочитаем  этот отрывок  хором сначала медленно , постепенно ускоряя темп, затем побыстрее в темпе скороговорки

     - Как вы думаете, ребята, в чём основная мысль этого стихотворения?

4. Проверка домашнего задания Слайд №3

  - Ребята, скажите, с творчеством какого поэта мы познакомились  на прошлом уроке?

 ( С творчеством А.А.Фета).  

- С какими стихами познакомились?

    - Чтение наизусть стихотворения «Бабочка» и «Весенний дождь». рисунки

    - Молодцы!

5. Актуализация знаний.

- У вас на партах небольшие тексты. Прочитайте их самостоятельно и подумайте, какое время   года в нем описывается.

          Природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег, но земля недолго остается черной и голой. Как только чуть потеплеет, отовсюду начинает пробиваться молодая ярко-зеленая трава, на деревьях набухают почки, которые скоро превратятся в маленькие листочки. На водоемах быстро тает лед. Льдинки качаются на воде, пока совсем не исчезают. Небо обычно чистое, голубое, и по нему быстро плывут снежно-белые облака, похожие на животных - льва, черепаху, различные предметы, даже лица людей.

                          (Ответы учащихся.)

- Действительно, о весне сложено очень много стихов. Давайте произнесём слово весна отчётливо и выразительно. Что слышится вам в этом слове? (Таяние снега, капель, журчание ручья, пение птиц, появление первых листочков).

6. Формулирование темы урока, целей. 

- Как вы думаете, почему именно с разговора о весне мы начали наш урок литературного чтения?Слайд №4 

- Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!».

       Работа в паре.

- А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого  мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать.

- Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.
МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ

- Какую фамилию прочитали?
- Баратынский.

Среди поэтов, которые восхищались этим временем года, был Евгений Абрамович Баратынский, известный поэт 19 века.

- Итак,  сформулируйте тему урока Слайд №5 (Е.А.Баратынский  «Весна, весна! как воздух чист!».)

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи урока. Что нам предстоит сделать на уроке?

Задачи урока Слайд №6

Познакомиться… (с биорафией поэта и его стихотворением)

Проанализировать… (прочитанное стихотворение.)

Провести  словарно-лексическую работу

Научиться… (выразительно читать)

7. Изучение нового материала

                 1.Знакомство с биографией поэта, его творчеством. Слайд №7

   -Вам нужно было подготовить сообщение о биографии поэта. Кто сможет  познакомить нас с биографией и творчеством поэта. (сообщение учащихся)  

       - Баратынский Евгений Абрамович русский поэт. С детства любил поэзию и писал стихи.

Воспитание Евгений получил в деревне. Рядом с мальчиком была мать и дядька-итальянец" Джачинто  Боргезе. Мальчик рано познакомился с итальянским языком, овладел французским, принятым в доме Баратынских. С восьми лет уже писал по-французски письма.

В 1808 году Евгения Баратынского отвезли в Петербург и отдали в частный немецкий пансион, где он выучился немецкому языку. Затем Баратынский поступил в Пажеский корпус - элитное военное училище.

Жил в Москве и Петербурге. Часто находился вдали от родного дома. Жил в Германии, во Франции, в Италии, но вновь и вновь обращался в стихах к родной природе.

В Неаполе 11 июля 1844 г. Баратынский скоропостижно скончался, 44 лет от роду. Из Неаполя тело поэта перевезли на родину и похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре, неподалеку от баснописца И.А. Крылова, скончавшегося в том же году.

                  2. Первичное восприятие текста.

        - Давайте послушаем стихотворение. Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» в исполнении актрисы театра и кино. (аудиоприложение с записью стихотворения)

                  3. Проверка первичного восприятия.

- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о ранней весне)

- Какой момент весны изображён в стихотворении? (Приход весны, пробуждение природы)

- Какое настроение поэта вы почувствовали? Что он чувствует? Выберите.

Слайд №8 со словами: изумление, торжество, радость, восхищение, печаль, спокойствие, ликование, грусть, восторг, грусть, полёт души, обновление, восхищение…( Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление..)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Те же самые! 

- Я согласна с вами. Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг

                4. Словарно-лексическая работа. Слайд №9 

-Прежде чем начнём работу над  выразительным чтением стихотворения нам нужно провести словарно-лексическую работу

- Давайте выясним значение  непонятных слов.

  • Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.).
  • Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.
  • Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.
  • Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный.
  • Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьѐ – нибудь здоровье.
  • Обнажены – лишены покрова, нагие.
  • Древа –деревья, торжествующий- победоносный, радостный.

8. Физкультминутка

9. Работа над выразительным чтением стихотворения

- чтение «Буксир»

- чтение «По рядам»

- чтение «Молния»

- чтение «Губы»

- Кто попробует прочитать стих?  Попробуйте прочитать его, стараясь передать голосом и ясность небосклона, и легкость ветерка, и гремучую звонкость ручьев, и рев реки, и пение жаворонка.

- выразительное чтение стихотворения учащимися

             10.Творческая работа в группах Слайд №10
                -   Объявляю творческую 5-минутку.

- Представим, что все мы поэты. Предлагаю  написать  стихотворение - синквейн о весне.  Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.                      

 1.Существительное 
 2. Прилагательные 
3. Глаголы  по теме весна 
4. Предложение  
                                                                      1.Весна. 
                                                                      2. Тёплая, яркая. 
                                                                      3. Тает, бегут, журчат. 
                                                                      4. Наступила долгожданная весна. 

11.  Итог урока

- Вот и подошёл  к концу наш урок.

- Давайте вспомним с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились на уроке?

- С каким стихотворением?

   

    12. Рефлексия Слайд №11

                -Я прошу вас  рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в группах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

      «Самым интересным на уроке было…»

  • Мне понравилось …
  • Я понял, что …
  • Я научился …
  • Я сегодня работал …

Дети зачитывают получившиеся предложения.

13. Домашнее задание Слайд №12

- Выразительное чтение стихотворения

               - А теперь потрите ладошки так, чтобы было жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Большое вам спасибо. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)

Цели и задачи урока : 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...

Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

Конспект урока «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..» 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихс...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....