Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Ягодина Наталья Васильевна

создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные выводы фрагментами из текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ  открытого УРОКА

Учитель начальных классов

Ягодина Наталья Васильевна


Предмет: Литературное чтение «начальная школа XXI век»

Урок № 107

Тема урока: Г.Скребицкий  «Весна – художник»,  П.Дудочкин  «Почему  хорошо  на  свете»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: 

-создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные выводы фрагментами из текста.

Образовательная цель: 

- Познакомить с творчеством Г.Скребицкого;  учить вдумчивому чтению, учить  соразмышлять с автором.

- Воспитывать доброе отношение к природе и животным.

- Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы.

- Воспитывать нравственные качества учащихся, воспитывать доброе отношение к природе и животным.

-Составлять схематический план к сказке, выполнять задания по теме чтения).

Формирование УУД:

формировать понятия «добро», «красота», «уважение»;
формирование читательских умений (сравнивать произведения   разных жанров)

Личностные действия:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные действия:

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

 2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.  

 3.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные действия: 

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные действия: 

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.  

 2. Выразительно читать и пересказывать текст.

 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 

Оборудование: Интерактивная доска, учебник  «Литературное чтение» ч 2.

Этапы урока:

1.      Организационный момент. Психологический настрой учащихся 1-2 минуты

2.      Актуализация знаний – 4-5 минут

3.      Постановка учебной задачи - 4-5 минут

4.      «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения -7-8 минут

5.      Первичное закрепление -4-5 минут

6.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль - 4-5 минут

7.      Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут

 8.     Рефлексия     деятельности

9.      Итог урока 2-3 минуты

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.    Организационный момент (1-2 минуты)

 Психологический настрой учащихся

2.      Актуализация знаний

(4-5 минут)

 

 

 

3.      Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

4.      «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

5.  Первичное закрепление

(4-5 минут)

 

6.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

 

7.    Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

 

8.    Рефлексия     деятельности.

 

9.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

 

 

Громко прозвенел звонок,

Начинается – Урок

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно, спинки выпрямили.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

- Послушайте загадку, о чем идет речь?

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

(Весна).

слайд 1

- Докажите, что речь в загадке идет именно о весне.

- Молодцы ребята, вы совершенно верно  подметили. А называется такой прием когда неживое становится живым  – Олицетворением Слайд 2

Слайд 3

-Прочитайте  тему  урока и  произведения  данной  темы,  и их авторов.

-Что  объединяет  произведения  данной  темы?  

-О  чём  они?

Сегодня  мы  продолжим  знакомиться  с  произведениями  русских  писателей  о  родной  природе,   о  

 весне.

 Работа  с  произведением  Г.Скребицкого  «Весна – художник»

1.Упражнение  с  произведением

Назовите  произведение,  над  которым  вы  самостоятельно  работали  дома.

2.Самостоятельное  чтение

-Прочитайте  это  произведение  молча (только  глазами).

3.Беседа  после  чтения

- О  ком  или  о  чём  это   произведение?

- Как  автор  называет  Весну?

- Как  начинается  это  произведение?  Прочитайте.

Почему  Весна  не  сразу  взялась  за  дело?  Прочитайте.

- Какой  был  лес?  Прочитайте.

- Что  значит  лес  стоял  хмурый  и  угрюмый?

- Прочитайте:  как  Весна  решила  раскрасить  лес?

Прочитайте:  какие  кисточки  взяла  Весна  для  своей  работы?  

Прочитайте,  кого  можно  увидеть  в  весеннем  лесу

Подумайте,  почему  Г.Скребицкий  назвал  Весну  

художником?

Какой прием использовал автор, рассказывая нам о весне?

4.Защита  проектов  моделей  обложки

Дома,  по  желанию,  вам  предлагалось  смоделировать  проект  обложки  произведения  Г.Скребицкого  «Весна – художник»

Многие  из  вас  выполнили  задание.  Послушаем  защиту  проектов.

Работа  с   произведение  П.Дудочкина  «Почему  хорошо  на  свете» слайд 5 (портрет писателя) рассказ учителя

Это Петр Петрович Дудочкин – тверской писатель. Замечательный человек, добрый, отзывчивый, справедливый. Это прозаик, публицист, редактор многих журналов. Он закончил Тимирязевскую академию. Зоотехник-исследователь. Преподавал в Академии. Изъездил всю страну. Много повидал в своей жизни, но остался верен правде, справедливости и неиссякаемой потребности творить добро. Именно об этом все его произведения.

1. Слушание  произведения

Сказка  Г.Скребицкого  «Весна – художник»  заканчивается  словами: «А  сколько  птиц  в  лесу   и  в  полях.  И  для  каждой  из  них  Весна – красна  придумала  важное  дело».

Что  же  это  за  дело?  Давайте  послушаем  следующее  произведение.  Может  быть,  в  нём   мы  услышим   ответ  на  поставленный  вопрос. (чтение  по  ролям  подготовленных  детей).

2. Беседа  после  слушания

Какое  настроение  вызвало  у  вас  это  произведение?

- Назовите  персонажей  этого  произведения.

- Назовите  главного  героя  этого  произведения.

- Совершенно верно! Слайд 6

3. Работа  с  текстом  произведения

Определите  жанр  этого  произведения.  Какая  из  3  моделей  соответствует  данному  произведению? Слайд 7

Слайд 8

4.Работа  с  неправильным  планом

- Посмотрите  как составил план пересказа в картинках уже известный нам герой Незнайка

Слайд 9.   

Дождик            солнышко                 червяк                 дятел                   люди

- Согласны  ли  вы  с  ним?  Свой  ответ  обоснуйте.

Слайд 10, 11

Неожиданно звучит птичий хор. Среди этого пения ярко слышен голос скворца.

- О  чём  эта  сказка?  Чему  она  учит?

А  как  каждый  из  вас  должен  себя  вести,  чтобы  всем  в  нашем  классе  было  хорошо?

IV.Упражнение  с  произведениями

Подведём  итоги.  Назовите  произведения,  над  которыми  мы  сегодня  работали?

- Что  общего  между  ними?

V.Домашнее  задание

Прочитать  сказку  П.Дудочкина  «Почему  хорошо  на  свете»,  подготовить  пересказ.

- Внимание! Объявляется  конкурс  на  лучшего  художника – иллюстратора  этой  сказки.  Участие  в  конкурсе  добровольное

Учащиеся затихают, настраиваются на урок, следуют словам учителя

Дети отгадывают отвечая хором. (весна)

Дети доказывают приводя аргументы:

- Цветы подснежники расцветают именно весной

- Самое ласковое солнышко – весной!

- Лес сказочно красив – весной!

- В загадке о весне говорится так буд-то она живая, настоящая «палочкой взмахнет» как волшебница.

Дети читают названия произведений и их авторов хором.

- Эти произведения объединяет время года, они о весенних изменениях в природе.

-Мы работали дома с произведением Г.Скребицкого  «Весна – художник»

Ответы детей:

- Это произведение о весне.

- Автор называет весну – художником (художницей)

Дети находят в ответы в тексте на стр.101.

Текст, стр. 101

Текст, стр. 101

- Угрюмый, хмурый - Производящий впечатление неприветливости темнотой, сумрачностью.

Текст с.101-102

Текст с.102

Текст с. 102

В данном  произведении  писатель

 использовал  приём,  который  называется  «олицетворение».

  Олицетворение – это  приём,  когда  неодушевлённое  изображается  как  живое.

Ребята по желанию вывешивают на доску проект обложки произведения, комментируя свою модель.

Слайд 4.

Заранее подготовленный учащийся о писателе Г.Скребицком.

В  доме  Георгия  Алексеевича  Скребицкого  всегда   жили   синички,  сороки,  ёжики,  зайчики,  белочки.  Г.Скребицкий  с  большой  теплотой   часто  вспоминал  своих  четвероногих   и  крылатых  друзей  детства.  Многие  его  произведения   посвящены  им.  Георгию  Алексеевичу  очень  хотелось,  чтобы  все  ребята  были  добры  к  животным,  жалелши,  воспитывали  их.  И  я  надеюсь,  что  вы  не  только   сами  будете  с  добротой   относиться  к  нашим  братьям   меньшим,  но  и  никому  не  позволите  их  обижать.

Как  многие  из  вас,  Георгий  Алексеевич  любил  воображать  себя  смелым  путешественником,  любил  ходить  в  лес,  на  речку,  наблюдать  за  природой.

Я  хочу  сейчас  предложить  вам  отправиться  в  таинственный  мир  леса. (включается  запись  «Звуки  леса»)    Завораживающие,  манящие,  умиротворяющие  звуки  леса  невольно  заставляют  задуматься  о  сокровенном,  почувствовать  дыхание  ветра  и  прикосновение  прохлады  быстрого  ручья,   проникнуть  в  тайны  лесной  жизни.

Звуки  живого  леса – самая  лучшая  музыка,  которая  позволяет  расслабиться,  отдохнуть.  Что  мы  и  сделаем.

Дети слушают чтение учителя.

- Это произведение вызвало разные чувства, настроение менялось по ходу слушания произведения, то оно было радостным, то вызывало огорчение, то тревогу.

Персонажами произведения были: Солнышко, дождик, червяк, дятел, люди.

-Главный герой данного произведения скворушка.

- Данному произведению соответствует первая модель обложки, так как  (круг – это жанр сказка, коричневый цвет в который он окрашен говорит о том что он о животных, о природе)

Ребята рассматривают предложенный план, поняв где ошибка поднимают руки и объясняют свой ответ

- Нет не верно, Незнайка все напутал

Сначала: Солнышко,  дождик,  дятел, червяк, люди

- Эта сказка учит нас делать что-то полезное и задуматься о том, а что я совершаю полезного для своих близких. А чтобы было всем хорошо в нашем классе, нужно чтобы каждый занимался своим делом, нашел себя, свою нужность!

-Мы работали над произведениями  Г.Скребицкого  «Весна – художник»,  П.Дудочкина «Почему  хорошо  на  свете» Эти произведения объединяет время года, они о весенних изменениях в природе.

 

Регулятивные УУД – целеполагание,  Личностные УУД – учебная мотивация.

Познавательные УУД – общеучебные, речевые высказывания. Осознание целей.

Коммуникативные УУД – передача информации.

Познавательные УУД – логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. Коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации.

Личностные УУД – учебная мотивация.

Регулятивные УУД –постановка цели

Регулятивные УУД – самоконтроль чтения.

Познавательные УУД – чтение, получение информации.

Личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование.

Коммуникативные УУД – кооперация усилий.

Регулятивные УУД –

целиполагание, самоконтроль, самооценка, коорекция.

Позновательное УУД

Умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения.

 Коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация.

Личностные УУД –

Развитие готовности к сотрудничеству.

Регулятивные УУД –

Контроль, самооценка.

Позновательное УУД-

сравнение, обоснование.

 Личностные УУД –

этическая оценка, развитие толерантности.

Коммуникативные УУД – передача собственного мнения.

Регулятивные УУД –

целиполагание, самоконтроль, самооценка, коорекция.

Позновательное УУД

Умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения.

 Коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация.

Личностные УУД –

Развитие готовности к сотрудничеству.

Регулятивные УУД – актуальный рефлексивный контроль.

Познавательные УУД – чтение.

Личностные УУД – развитие сопереживаний, отзывчивости.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна - художник

Слайд 2

Олицетворение – это приём, когда неодушевлённое изображается как живое.

Слайд 3

Литературное чтение Тема: Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс

Слайд 4

Георгий Алексеевич Сктребицкий

Слайд 5

Петр Дудочкин

Слайд 6

Скворец

Слайд 7

Модель обложки к произведению П. Дудочкин Почему хорошо на свете П. Дудочкин Почему хорошо на свете П. Дудочкин Почему хорошо на свете

Слайд 8

П. Дудочкин Почему хорошо на свете

Слайд 9

План пересказа сказки в рисунках от Незнайки:

Слайд 10

Верный план пересказа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализ...

Конспект урока литературного чтения: Григорий Остер «Вредные советы», Татьяна Пономарева «Помощь». (УМК «перспективная начальная школа» 3 класс О.В. Малаховская)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Г.Остера и Т.Пономаревой; ознакомление с художественными произведениями «Вредные советы» и «Помощь»; совершен...

Конспект урока литературного чтения+ презентация "А. Екимцев "Осень", Ю.Коринец "Тишина" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством  А. Екимцева и Ю. Коринца; с произведениями «Осень» и «Тишина»; формирование навыка осознанного ...

Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...

Конспект урока литературного чтения "Характеристика героя. Картина З. Серебряковой «За завтраком" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний у учащихся о составлении сравнительной характеристики героев на основе описания группового портрета; обогащении речи учащихся ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...