ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по чтению (3 класс) на тему

Венера Геннадьевна Якупова

Приобщение учеников к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать, вовлечь в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть  индивидуальные особенности учащихся и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baba_yaga.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                       В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Якупова В.Г.

Учитель МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района                   г. Казани

                                                 

                                                                 Хочется, чтобы дети были на уроке

путешественниками, открывателями

                                                                       и творцами в этом мире.

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

       В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие новых решений. Необходимой формой в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности  и формированию мотивации к получению знаний. Обучение началам этой деятельности осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-познавательную  и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные ученики, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным.

    Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

- мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение; умение видеть противоречия;

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

     Учитель играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, помогает, направляет.

     Приобщение учеников к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать, вовлечь в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть  индивидуальные особенности учащихся и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Пусть даже ребёнок не сделает открытий, но ведь он повторяет  путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательств или опровержения.

     Работа в направлении исследовательского обучения младших школьников отличается тем, что детям этого возраста не скажешь «иди и исследуй…», им надо многое объяснить. Их надо научить видеть проблемы, формулировать  темы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям и многое другое.

    И ещё хочется сказать о правильной  психологической обстановке во время этого процесса. Учителю важно поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Главное, чтобы дети не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно» или «Ты сделал не так» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

      Пример  исследовательской деятельности к уроку внеклассного чтения в 4 классе. Форма работы – групповая.

Цель исследования: изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Задачи:

1. Узнать, кто такая Баба-Яга, как появился её образ  (1 группа)

2. Описать облик Бабы Яги, выяснить, какой у неё характер (2 группа)

3. Определить род её занятий (3 группа)

4. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми (4 группа)

 План работы:      

  • Выдвижение гипотез.
  • Сбор информации по теме.

Чтение русских народных сказок. Изучение энциклопедической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме. Просмотр рисунков русских художников, иллюстрировавших русские народные сказки для определения внешнего облика Бабы Яги.

  • Систематизация материала.
  • К отчёту о проделанной работе дети готовят презентации, рисунки с изображением этого сказочного героя, иллюстрации к сказкам.
  • Выступления групп.
  • Анализ работы одноклассников.  Принимаем все высказывания в свой счёт, «соглашаемся - не соглашаемся», на уроке идёт диалог, потому что в итоге мы должны получить готовый «продукт» - образ Бабы Яги в русских народных сказках. Мы выступаем в роли единомышленников.

      Дети, действительно, провели очень большую работу по данной проблеме. Выступления групп были успешными. Надо отметить, что некоторые моменты для меня стали открытием. Я учусь вместе со своими учениками и очень признательна им за это. Собранный материал я смогу использовать в дальнейшей своей педагогической практике. Вот обобщенные материалы, которые в ходе своих исследований нашли ученики.

О  происхождении  словосочетания «Баба Яга»

      Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга» -  огнь - огонь. Был также глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба Яга была главная матерь, которая знала все.

Как она описывается в сказках?

  • Подслеповатая старуха с костяной ногой, растрёпанными волосами. Кости местами выходят наружу. Костеногость Яги связывают с её звероподобным или змееподобным происхождением. В древности она считалась страшной богиней смерти. Ведьма, мать змеев. 
  • Характер истерический. В благосклонном расположении духа Яга даёт герою коня, советы и подарки, через неделю в дурном настроении она уже летит похищать детей, чтобы употребить их в пищу. 
  • Поведение непредсказуемое. На помеле или в ступе она ездит за человечьим мясом, пытается изжарить в печи детей. Ступу везут черти, всё стонет, скот ревёт. Иногда Яга быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетёт интриги против Кощея и Змея Горыныча.
  • Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы, от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. 
  • Дом ее - избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Ее почитали как привратницу между миром живых и мертвых, избушка - врата в мертвое царство. Герои сказок всегда находили ее лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания вещей, укрепленный в стене). 
  • Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: "Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!" Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: "Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, добрый молодец, от дела летаешь или дела пытаешь?" Тот ей и отвечает: "Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай". 
  • Эта старая колдунья не пешком ходит, а разъезжает по белу свету в ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.

Основные образы Бабы-Яги

Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п.  Принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. Она открывает героям секреты – их знание спасёт от гибели. Вообще,  Яга творит множество добрых дел. 

Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить, но затем, обычно,  в сказке следует бегство и спасение. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Яга-повелительница: ей подчиняются силы природы и животный мир. Яга повелевает Утром, Вечером, Ночью, Ветром (в народных сказках «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» волками, медведями, другим лесным зверьем).

Яга-советчица:  сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, (к примеру, к своей старшей сестре) 

«Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время…» (из сказки «Василиса Премудрая»)

Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная».

Основные выводы, которые «родились» в ходе этого исследования:

       Баба Яга - одно из   самых известных    и таинственных    существ   на Земле.  Она не всегда бывает злая и коварная,  часто помогает   герою, но она   существо более опасное, обладающее   куда большей   силою,  потому что живет она, в дремучем лесу,   на границе   мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные   возможности. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить - вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха - Баба Яга.  Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из сказочного царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас!

         Организация исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.  

        Результаты моей работы уже видны:

  • Повышение уровня знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
  • Изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей, они начинают рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
  • Стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
  •  Школьники начали активно участвовать в творческой и проектной деятельности.

      В заключение хочу процитировать слова И. В. Гёте : «Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...

Организация исследовательской деятельности детей в ДОУ и начальной школе

В статье проанализирована организация исследовательской деятельности детей в ДОУ и начальной школе. Статью разработали воспитатели ДОУ: Максимова П.Н, Шарабаева Т.В. учителя начальной школы Черкасова ...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Организация исследовательской деятельности в школе

Было очень трудно организовать исследовательскую деятельность в начальной школе, ведь наши дети ещё так малы. Но зато они очень любопытны. Медленными шагами мы продвигались вперёд. Спасибо всем коллег...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...