Разработка бинарного урока литературного чтения и «Основ православной культуры» на тему: А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Грибова Светлана Александровна

    Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" на тему А.А.Фет  «Мама! Глянь-ка из окошка»

 является третьим в изучении творчества русских поэтов и первичным в знакомстве с биографией А.А.Фета. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»

        Курская область, г.Рыльск

Разработка бинарного урока      

литературного чтения

и «Основ православной культуры»  

на тему: А.А.Фет

«Мама! Глянь-ка из окошка».

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                             Грибова С.А.

2017 г.

Тема урока: стихотворение А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка..»

Цель: знакомство с биографией А.А.Фета,  стихотворением А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».

Задачи:

Образовательные: познакомить с биографией поэта-земляка А.А. Фета, влиянием его религиозных взглядов на содержание произведений;

Развивающие: активизировать познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;  формировать навык сознательного и выразительного чтения.

 Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, чувство патриотизма.

УУД:

Познавательные умения: определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки стихотворения, его  особенности и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения: ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения: использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные: понимание успешности при изучении темы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания

–Ребята, какой блок произведений на протяжении нескольких уроков мы изучаем?

– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Прослушаем их.

III.Эмоциональный настрой.

(Прослушивание романса на стихи А.Фета.)

- Что мы прослушали? (песню)

- Какие необходимы две составляющие части, чтобы появилась песня? (стихи, музыка)

-У нас урок литературного чтения, поэтому мы уделим особое внимание… (стих-ю) и продолжим изучать стихотворения русских поэтов.

IV. Определение темы и цели урока.

-Тему урока вы определите, выполнив задание на соответствие, связав его с выбранной составляющей части песни.  

«Листопад»                                                                  А.А.Фет

«Мама, глянь-ка из окошка…»                                И.А.Бунин

«Чародейкою зимою…»                                           Ф.И.Тютчев

Тема урока: А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»

Поставьте для себя задачи на урок

• познакомиться…

•научиться…

•упражняться…

V. Работа по теме урока.

1) Беседа о жизни А.А.Фета.

    Чтение эпиграфа: Где любовь, там и Бог, там тишь да гладь, да Божья                 благодать.

                      (русская пословица)

-Дети, что означают слова «тишь да гладь»? (тишина, спокойствие, безмятежность, мир)

-По мнению православных людей, кто дает эти блага человеку?  (Бог)

-Благодать, то есть давать блага. (все потребности, благодаря которым живет человек). В каком случае Бог дает все человеку?  (когда царит любовь)

-Поэт, с которым мы сегодня познакомимся был очень верующим человеком. Он очень любил окружающий его мир, ему были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

Рассказ подготовленного ученика.

   Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)-известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года в селе Новоселки Орловской Губернии. Его отцом был богатый помещик Афанасий Шеншин, мать-Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Когда Афанасию было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность записи о рождении на имя отца, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам.

     Фамилия матери, Фёт, стала его литературным именем. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет. Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

Учитель: Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя В. Боткина — М. Боткиной. Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. В доме супругов всегда царило взаимное уважение. Мария Петровна с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился ее спокойный доброжелательный характер.

Подготовленный ученик:

     В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии имение у потомков генерала П.М.Ртищева в Воробьевке недалеко от Коренной пустыни, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву и приезжая в Воробьевку к началу марта. Таким образом, поэт является нашим земляком, так как 15 лет прожил в Курской губернии.

     Когда поэт решил приобрести усадьбу, его предупредили, что крепостных в имении нет. Однако писателя привлекала не выгода покупки, а красоты сада, пруда. Через некоторое время приехала жена Афанасия Фета - Марья Боткина. Она полюбилась крестьянам, ее часто приглашали стать крестной. Марья Петровна никому не отказывала и всегда щедро одаривала крестников. Барыня устроила настоящую оранжерею. В ней выращивали редкие цветы, персики. Афанасий Фет в Воробьевке считался хорошим хозяйственником. Именно при нем на полную мощность запустили мельницу, построили кирпичный завод, начали выращивать племенных лошадей, крупный рогатый скот.

Физминутка

 

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

-О каком времени года идет речь в словах А.Фета?  (о зиме)

-Я предлагаю отдохнуть и покружиться в легком танце снежинок.

  (Звучит мр3 музыка П.Чайковский «Времена года. Зима»)

Учитель: -Вы прослушали музыку известного композитора П.И.Чайковского «Времена года. Зима».     (на доске появляется портрет)

-Имя этого человека вы слышали на уроках музыки. Но вы не знаете, что П.Чайковский был очень близким другом А.Фета. Композитор приходил в гости к поэту пешком, когда гостил у брата недалеко в деревне Уколово.

В усадьбе поэта часто гостили известные деятели русской культуры Лев Толстой, Яков Полонский, художники Досекины, видные политики того времени.

  Сегодня в Воробьевской основной школе действует музей А.А.Фета. В кабинете создана обстановка конца XIX века.

        Ежегодно в деревне Воробьевка собираются его многочисленные почитатели. Здесь проходят традиционные фетовские чтения. В июле 2017 года в Воробьевке в двадцать третий раз прошел ежегодный литературно-музыкальный праздник, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта Афанасия Фета. Среди гостей праздника были народные артисты России, любители поэзии из Орла, Белгорода, Брянска, Твери, Ижевска, представители курского регионального отделения Союза писателей России, коллективы областной государственной филармонии.

        На книжной ярмарке можно было купить сборники стихов Афанасия Фета, сувениры, сделанные руками курских мастеров народного творчества, а на импровизированной сцене все желающие могли прочитать свои собственные стихи. По традиции в имение Афанасия Фета была принесена икона Курской коренной Божией Матери и отслужен молебен.

А.А.Фет прожил долгое время вблизи святых мест, общаясь с простым народом, который был носителем христианской православной культуры. Поэт разделял христианские  взгляды  народа на жизнь, восхищаясь и прославляя красоту Божьего творения в своих произведениях. Курские ученые филологи исследуя язык фетовских текстов на основе применения компьютерной программы автоматизированного составления и обработки словников выявили, что лексический состав и частота употребления слов религиозной сферы присутствует во многих текстах А.А. Фета. Всего в процессе обработки материала было зафиксировано 574 лексемы с общим количеством словоупотреблений 4228. Это еще раз подтверждает, что автор не находился в стороне от православной веры, призывая в своих произведениях любить весь окружающий мир и друг друга, как велел нам Господь.

2.) Подготовка к восприятию текста.

-Свою любовь к окружающему миру поэт показывал читателю даже в простых вещах: как дует ветерок, порхает снег.

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.

3.) Первичное чтение произведения .

Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть  (учебники у детей закрыты)

4). Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)

– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)

– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)

– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)

– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)

– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)

– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)

5.) Физкультминутка (для глаз)

6.) Подготовка к выразительному чтению .

Самостоятельное чтение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо.

7.) Анализ стихотворения.

Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

-Автор даже указывает на народную примету. Найдите ее. (знать вчера недаром кошка умывала нос) Примета указывает на похолодание.

-Определите по количеству строк название строфы этого стихотворения. (шестистишие)

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении. Определите ее название. (сплетенная)

C:\Users\РЕТ\Desktop\img14.jpg

8) Работа в группах.

1группа: Найдите в стихотворении эпитеты. (светло-синий иней, свежей, пухлой ватой)

2 группа: Найдите в стихотворении сравнения. (словно … ватой все убрал кусты)

3 группа: Найдите обращение.

8) Итог урока. Рефлексия .

-Обратимся к задачам, поставленным в начале урока, со всеми ли справились?

• познакомиться…

•научиться…

•упражняться…

– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)

   Мы должны гордиться тем, что такой известный человек является нашим земляком. А, испытывая гордость, нужно стремиться стать похожими, людьми высоко нравственно-духовными. Я думаю, что только в этом случае наш мир станет лучше и добрее.

– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый мир от красоты,

 От велика и до мала,

 И напрасно ищешь ты

 Отыскать ее начало.

 Что такое день иль век

 Перед тем, что бесконечно?

 Хоть не вечен человек,

 То, что вечно, – человечно.

– Поднимите правую руку, если вам понравился урок.

-Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.

13. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть, найти загадки о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

Экскурсия в Свято-Ильинский храм на уроке Основ православной культуры по теме «Пасха» 4 класс

Цель: Познакомить детей с основными правилами и традициями православной церкви. Познакомить с русским народным праздником «Светлой Пасхи».Задачи: - Углубление знаний учащихся об основных п...