Анализ произведения Путаница Чуковского
творческая работа учащихся по чтению (4 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

Анализ  стихотворения К.И.Чуковского "Путаница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа Тони18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ произведения Корнея Ивановича Чуковского «Путаница».

Выполнила:  Похожельская Тоня, ученица 4 класса

Учитель: Черноярова Н.С.

Корней Иванович Чуковский известен как автор  множества  произведений  о детях  и для детей. В основном  это сказки, которые носят  характер  ненавязчивого  поучения и призывают  детей к послушанию, стремлению к  чистоте, гигиене,  учат  быть смелыми и решительными в трудных ситуациях.

 «Прежде чем написать первую сказку, - пишет Чуковский, - я лет пятнадцать изучал малышей…»  В результате своего исследования Чуковский  установил, что речь маленького ребенка строится почти целиком  на глаголах, так как дети воспринимают в первую очередь действие, а не качество   предмета.   Отсюда  он   сделал  вывод:   «не  загромождать стихов прилагательными», а использовать глаголы. Насыщена действенными глаголами  и сказка «Путаница».

Корней Иванович считал, что детские стихи должны быть игровыми. «…Почти каждую свою тему поэт, пишущий для младших дошкольников, должен воспринимать как игру»,- убеждал писатель и подтверждал  свои слова   ссылкой на популярные народные песенки «Ладушки», «Каравай», порожденные игрой.

Чуковский  пользовался приемом олицетворения, переносил человеческие свойства на вещи, животных, насекомых: и животные, и вещи ведут себя здесь, как люди, и, как люди, наделены даром речи. Но вдруг в этом привычном сказочном мире  происходит что- то не похожее даже на сказку, разрушает  обычные  связи  и отношения. Такие сюжеты – небылицы встречаются в фольклоре многих народов. Чуковский был первым, кто стал использовать их в своих произведениях. Он даже придумал для таких стихов – шуток   название «перевёртыши».

Итак, стихотворение К.И.Чуковского «Путаница». Уже в  названии  можно увидеть, что стихотворение  весёлое, озорное, запутанное. Начало действия в сказке совпадает с первой строкой. Сама завязка -  это опасность, возникающая неожиданно, как в настоящей приключенческой повести.

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим как поросята,

Хрюкать!»

Движение   не прекращается  ни  на  минуту  и  развивается стремительно.

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква-ква-ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Во всех волшебных сказках животные говорят человеческим голосом -  так уж у них там, в волшебных сказках, принято. Но воробышек, мычащий коровой, - где это видано, где это слыхано?

Развеселившиеся  зверята  всё больше и больше  выходят из рамок нормального поведения.

 Рыбы по  полю гуляют,  

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

 В мышеловку посадили.

Читатели чувствует, что это обязательно должно привести к развязке, причём не очень хорошей. Герои стихотворения – весёлые зверята, непослушные и шаловливые. Им  противопоставлен  Заинька – серьёзный и умный. Он уговаривает зверят вести себя правильно, но непослушные  котята, утята  и другие зверята  и не думают прислушиваться к голосу разума.  И вот кульминация произведения:

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли

Случился большой пожар. Долго  испугавшиеся звери  тушили море пирогами и блинами, и сушёными грибами.

А когда они справились с опасностью, началось  веселье,  радость и ликование.

На страницах сказок Чуковского множество сцен неудержимо бурного веселья, и нет ни одной сказки, которая не заканчивалась бы весельем.

И в «Путанице» звери тоже радуются:

Вот обрадовались звери:

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

И мы, читатели,  тоже  рады, что зверята  наконец – то  одумались и стали вести себя правильно.

Вывод:

Стихотворение «Путаница» - это «перевёртыш», похожий   на  народную  сказку  своим  волшебным сюжетом. В этой сказке, как и в любой другой  есть  положительный герой  и  в конце побеждает добро, благоразумие. Автор использует  действенные глаголы, чтобы передать нарастающее напряжение  сюжета.  Сказка содержит  ясное предупреждение и поучение для  нас,  детей,  - если все будут вести себя правильно, то ничего страшного не случится.

 

Вместе с героями сказки мы, дети,  переживаем, когда  им грозит опасность,  и радуемся, когда опасность исчезла. Такое предупреждение гораздо понятнее  детям, чем долгие и нудные  нотации взрослых.

 Чуковский писал: «…Цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность -  эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою… чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек -  не человек». (Чуковский К. «Об этой книжке» )

По – моему, в сказке «Путаница» Корнею Ивановичу Чуковскому  ненавязчиво удалось   не только призвать детей к  послушанию, но и «пробудить в детской душе»  человечность  - «способность сопереживать, сострадать, сорадоваться…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Фантазия - театральный проект на тему стихов "Матушки Гусыни" и произведений К.Чуковского" 3 класс

Очень подробное описание детского  спектакля-сказки на английском языке по мотивам произведений К.Чуковского и песен  и стихов "Матушки Гусыни". Много музыки и песен, тацевальных миниа...

Литературная викторина по произведениям К.Чуковского

Методическая разработка к уроку литературного чтения. Современные дети всё реже берут книги в руки, а игра позволяет учителю заинтересовать учеников. Данная разработка представлена презентацией с разл...

Сценарий музыкального спектакля по произведению К.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Сценарий музыкального спектакля по произведению К.Чуковского «Муха-Цокотуха»  2 "А" класс...

Викторина по произведениям Корнея Чуковского. (Презентация)

Презентация для начальных классов «Викторина по сказкам» посвящена творчеству К. И. Чуковского. Работа преследует цель познакомить школьников с творчеством и жизнью писателя, показать детям увлекатель...

Викторина по произведениям К. Чуковского в группе продленного дня (10.02.2014)

представлена викторина для 3х классов в группе продленного дня...

Литературная викторина по произведениям К.Чуковского для 1 класса

для уроков внеклассного чтения,  внеурочной работы...

Внеклассное мероприятие для 1 класса по произведениям Корнея Чуковского.

Расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности....