Урок чтения по теме: "Анализ произведения Б.Житкова "Как я ловил человечков"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

Матеоиал содержит  технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта   урока.

Учитель: Черноярова Наталья Сергеевна, МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ№2»

Урок литературного  чтения  в 4 классе

Тема: Анализ рассказа Б.Житкова «Как я ловил   человечков»

Цель: совершенствование умения работать с текстом: анализ текста, выяснение темы и идеи произведения.

Задачи:

Обучающая:

•        обеспечить усвоение учащимися  содержания  рассказа; совершенствовать работу над анализом произведения;

Развивающая:

•        развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь;

 Воспитательная:

•        воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе, проводить рефлексию своей деятельности, добиться усвоения учащимися понятия «ответственность за свои поступки

Формируемые УУД:

Личностные:

  • умение осознавать и определять свои эмоции,
  • осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию
  • учить давать оценку своим действиям;

Познавательные:

  • извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы,
  • осуществлять анализ, строить рассуждение

Регулятивные:

  • формулировать тему и цель урока;
  • работать по плану.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других;
  • договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

Тип урока: открытие новых знаний.

Место урока в системе уроков: урок № 1 по разделу «Страна детства» по программе   литературного чтения  для 4 класса «Школа России»

Технологии: деятельностного метода, элементы технологии развития критического мышления - ТРКМ, здоровьесберегающая.

Приёмы:

•        Кластер — графический прием систематизации материала;

•        Принятия и сохранения цели;

•        Планирование своей деятельности.

Методы:

•        словесный – рассказ, учебная дискуссия;

•        Наглядный - презентация;

•        Практический - работа с учебной книгой, выполнение групповой  работы.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства:

•        речевые, компьютер, проектор, программа формирования УУД, презентация, рабочие тетради, учебник «Литературное  чтение 4 класс» 2 часть под  ред. Климановой Л.Ф. и др.

Формы контроля:

•        словесная  характеристика ;

•        взаимопровека,

•        самооценка.

Содержание урока:

Этапы урока.

Этапы

Цель  этапа

Виды работы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Прогнозируемые результаты

деятельность учителя

деятельность учащихся

1

Мотивация учебной деятельности учащихся.

(5 минут)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

Проговаривание темы и задач урока с помощью опорных слов и в сотрудничестве с учителем.

Организационный момент.

Словесное приветствие.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

На уроке не робей, будь, пожалуйста, смелей.

Если знаешь – отвечай.

И ошибки – примечай.

Дойдет время – расскажи,

И, конечно, - покажи!

Будь внимателен, дружок,

Начинается урок.

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

- Улыбнёмся и пожелаем мысленно себе и друг другу удачи.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Создан эмоциональный настрой на работу на уроке

Рассказ о писателе.

Борис Степанович Житков родился в 1882 г. в г.Новгороде. Его отец был учителем математики, а мама – пианисткой. Долгое время семья жила в Одессе. В детстве Борис прекрасно плавал, умел грести на вёслах и завязывал морские узлы. В гимназии он познакомился   с К.И. Чуковским. За свою жизнь Житков научился многим профессиям: он был химиком, кораблестроителем и путешественником. На корабле он совершил кругосветное плавание, из которого привёз много интересных рассказов и историй. Один раз по просьбе своего друга К.И.Чуковского он записал свой рассказ. Этот рассказ очень понравился читателем и Житков стал писателем. Он написал много рассказов для детей. Во 2 классе вы читали рассказ «Храбрый утёнок»

Усваивают информацию о писателе.

Познавательные:

извлекать информацию, представленную в виде текста

Вызван интерес к новому материалу.

Формулирование  цели, постановка задач урока.

Для чего писатели пишут свои произведения?

Как мы можем узнать, для чего Б.Житков написал свой рассказ?

Сформулируйте тему урока полностью. (Анализ  произведения)

Учитывая тему урока и опорные слова, поставьте задачу на урок:

(Повторить содержание рассказа

Учиться его анализировать,

Выяснить главную мысль рассказа)

Проговаривание темы и задач урока с помощью опорных слов и в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя

Сформулирована тема и задачи урока

2

Актуализация.

(5-6 минут)

Подготовка школьников к восприятию новой информации.

А) Словарная работа.

Б)  Выяснение краткого содержания произведения. (Фронтально по группам)

Корма - задняя часть судна, противоположная носу судна.

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта.

Приготовьтесь оценивать свою работу и работу группы.  У вас на столах есть оценочный лист. Один человек пусть ставит  в нём отметку при каждом правильном ответе. (ставьте плюсик)

 Я буду задавать вопросы группам по очереди.

Назовите главных героев?

От чьего имени ведётся рассказ?

 Можем ли мы назвать этот рассказ автобиографическим?

Кроссворд. Дополнительные вопросы.

Какой момент самый напряжённый?

перечитайте его?

Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

Выполняют словарную  работу.

Отвечают на вопросы кроссворда – воспроизводят содержание рассказа.

Познавательные: добывать информацию из схем, иллюстраций, текста, осуществлять анализ, строить рассуждение, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: слушать и слышать, понимать других, оформлять мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; работать в группе.

Дети узнали значение непонятных слов, ответили на вопросы кроссворда и дополнительные – повторили содержание рассказа.

3

Открытие нового знания 

(6-7 минут)

Решение УЗ (устных задач) и обсуждение их решения.

А) Групповая работа – восстановление дефрмированного текста., выяснение темы текста.

Б) Составление кластера.

Анализ произведения.  Выяснение главной мысли произведения.

(Коллективная работа)

а) Теперь выясним  тему текста.

Игра «Собери рассыпанный текст»

Укажите правильный  порядок событий в рассказе. Поставьте в каждом прямоугольнике номер от 1 до 5.

Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

б) Составление кластера.

Итак, мальчику было стыдно. За что?

Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

Групповая работа – восстановление деформированного текста- выяснение темы текста.

Создание  кластера - выяснение главной мысли произведения.

Личностные: умение оценивать поступки героя, умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию. Коммуникативные: слушать и слышать, понимать других, оформлять мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; работать в группе.

Восстановили правильный порядок событий рассказа, поработали в группе, оценили свою работу.

Проанализировали произведение, выяснили тему и главную мысль текста.

4

Физкульт минутка

(2 мин.)

Смена деятельности, сбережение здоровья детей.

Что же, отправляемся в плавание!

От зелёного причала оттолкнулся теплоход, (ходьба)

Он шагнул назад, а потом шагнул вперёд,(шаги назад-вперед)

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход. (движения руками)

Встал на мостик капитан, (ходьба)

Смотрит здесь, смотрит там.(наклоны)

То в бинокль, а то в трубу –

Влево, вправо, за корму. (движения руками, изображение бинокля)

Выполнение упражнений физминутки.

Личностные: умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию.

Выполнили упражнения

5

Первичное закрепление. 

(7 минут)

Проговаривание нового знания, применение нового знания. Опора на личный жизненный опыт.

Работа с пословицами.

Работа над понятиями тема и главная мысль.

Вспомним тему и главную мысль рассказа.

Прочитайте и объясните значение пословиц.

Выберите  пословицу, которая соответствует теме рассказа и 1 пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

Проверим, какую пословицу выбрали для темы?

Какую для главной мысли?

2).Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы давали честное слово? Удалось ли вам его сдержать.

Вывод: Какую работу выполнили? Оцените работу группы.

Выполняют задание: выбрать и распределить пословицы по  группам.

Связывают тему с личным опытом – приводят примеры своих жизненных ситуаций.

Коммуникативные: слушать и слышать, понимать других, строить речевое высказвание, оформлять мысли в устной форме, работать в группе.

Познавательные: понимать схему, таблицу, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Выбрали пословицы, распределили в 2 столбика.

6

Информация о домашнем задании.

(1 мин.)

Дать рекомендации по выполнению  домашнего задания.

Инструктаж по  выполнению домашнего задания.

Выберите  1 задание:

1.Придумать продолжение рассказа,

2.Пересказ от третьего лица,

3.Мини-сочинение «Как я отношусь к мальчику Боре?»

Выбирают 1 задание из 3.

Познавательные: добывать информацию из текста.

Выбрали 1 вариант домашнего задания по своим силам и интересам.

7

Рефлексия 

(2 минуты)

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подведение итогов занятия

Какие задачи ставили? Удалось ли нам их решить?

Продолжите фразы…

Оцените работу группы.

Выберите смайлики настроения.

Благодарю за работу!

 Оценивают работу группы  на уроке и свою работу.

Регулятивные:  осуществлять рефлексию.

Оценили свою работу и работу группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УЧЕБНИКА «ЖИВОЕ СЛОВО» НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА Г.СКРЕБИЦКОГО «ПЕРЕДЫШКА».

Урок литературного чтения. Цели урока: формирование экологического сознания, обучение анализу произведения на основе вопросов учителя, развитие речи внимания к литературному слову....

Презентация к уроку чтения " Картины дождя в произведениях поэтов"

В презентации раскрыта тема урока лирика А.А. Фета. На примере стихов разных поэтов предлагается рассмотреть описание дождя.  Знакомим детей с литературными приемами. Знакомим с терминами "олицет...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс

Итоговый урок по произведению К. Паустовского.  Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения....

Статья по теме: "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения"

Анализ художественного произведения один из важнейших приемов работы с текстом. В статье "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения" представлены  приемы .котор...

Проверочная работа по произведению Житкова "Как я ловил человечков"

К уроку литературного чтения . УМК "Школа России"...