урок литературного чтения в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Ф. Чтение слогов и слов"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чашева Зоя Викторовна

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Ф" . Урок построен с использованием игровых технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

По теме « Знакомство с буквой Ф. Чтение слогов и слов.»

Провела учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 г.Йошкар-Олы»

Тема: Знакомство с буквой Ф,ф. Чтение слогов и слов.
Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний о букве Ф , звуках ф ф*
Задачи:
• предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; познакомить с новой буквой, формирование навыков чтения слогов, слов, предложений с изучаемой буквой.

Развитие фонематического слуха, умения делить на слоги. Развитие речи обучающихся.речи обучающихся.

• метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
• личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Орг. Момент-

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
- Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (произносят все вместе)

-  Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.

- Сядьте, чье имя начинается с гласного звука. – Почему ты сел?
- Теперь сядут те, чье имя начинается с согласного звука.

Постановка цели урока: Что будет сегодня на уроке, отгадаете, выполнив задание

  1. расположите буквы в порядке убывания их высоты. (путешествие)

- Где же мы будем путешествовать?

  1. Зачеркните все  глухие согласные (вода)   П В О Т С Д А- (запись на доске)

Сегодня мы совершим путешествие-игру  по водным просторам, но не простое путешествие, а путешествие  в котором мы узнаем что-то новое о звуке. О букве, которую этот звук обозначает, о словах, в которых этот звук встречается.

Итак, на чем можно плыть  по воде?

- катер, теплоход, лодка, парусник, фрегат, яхта,

А путешествовать мы будем на судне: даю вам 2 подсказки

1) Это не современное судно      2) оно  начинается  на ту букву, которую мы не изучали

  Объясните свой выбор

-Вы знаете, ребята, сначала я одна хотела отправиться в путешествие. Но потом решила, что одной скучно, и по отношению к вам. Как-то не по-дружески. Я с удовольствием возьму вас с собой, но сначала тех, кто  разгадает мой секрет: я назову слово. Слово имеет звуковую оболочку, значение. Его можно поделить на  слоги. Можно определить количество букв и звуков. Вот сколько признаков! А вы постарайтесь определить тот, который я «засекретила». Кто отгадает – получит билет в путешествие в числе первых.

Игра «Я возьму тебя с собой»

Значит мы в ходе нашей игры познакомимся со звуком Ф. Хотя, я предполагаю, что многие из вас знают эту букву. Так что же, нам изучать? (читать слова с этой буквой)

Если мы  правильно выполним все задания  по намеченному маршруту, то узнаем еще кое-что новое, будем быстрее и лучше читать. Узнаем новые слова с этим звуком.

 Наш фрегат имеет свое название.

1 буква – обозначает звонкий согласный звук, парный звуку т

2 буква- этот звук часто не умеют произносить маленькие дети

3 буква – эта буква так проста, тянет рожки из хвоста

4 буква – на жука она похожа, потому что у неё 6 жучиных ножек

5 буква – 2 буква в алфавите

6 буква – открывает алфавит.

Д Р У Ж Б А

Наш девиз: Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

И у нас всё получится.!

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Следовать фрегат должен строго по маршруту; за каждое правильно выполненное задание вы себе засчитываете ….

В команде работают все. Все получают путевые листы.

3. Звуковой анализ  Ф  и Ф*

. Характеристика звука. Нарисовать звуковичка.

Отплываем…. Ветер надувает паруса. Веслами рассекаем воздух Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля.

Издается звук –ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф  (старается произносит вся команда)

-Какой это звук?Почему вы так считаете?

Что мы знаем о согласных звуках? Какими они могут быть? Как мы обозначим это на звуковичке?

Отплываем. Накрапает дождь. Редкие капли дождя падают на палубу. Сейчас мы их  изобразим. Если в слове вы услышите звук ф –делаете хлопок . : вилка, фартук,  Федя, веду, шифр, асфальт, вечер, свёкла, Фёкла,  футболист.

Фрегат прибывает на остров.Скалистых берегов и песчаных пляжей.

На скалистых берегах живут звуковички, обозначающие твердые согласные, а нп песчаных пляжах – звуковички, обозначающие мягкие сог звуки. Какой выберите вы?

   фабрика, факел, фургон, фазан, фанера, форма., флот, фуражка.(Ф-ТВ)

, ферма, Федя, филин, фикус, фиалка, фирма, (Ф –мг)

На первом острове записка:

Записка на острове  « Следуйте к острову …Сороки Риты……»

 Команда дружно и  быстро  гребет веслами. На каждое движение произносим слог.

Каждая команда по очереди  слоги.

С разной интонацией, пропевая.

ФА  ФО  ФУ  ФЫ  ФИ  ФЕ  ФЁ  

Прибыли на остров  2 - Сороки Риты. . Задание Сороки. Как нужно прочитать слова  Сороки Риты?

Фа  фара  факел  фазан фартук фонари

Фо форма форточка

Фу  фургон футбол   фуфайка

Фы  мифы  грифы  шкафы

Фи филин  фикус  фирма  финики

Фе  Федя  Федора  буфет  конфета

ФЁ  Фёдор  

Записка: Следйте к «Телеграф-острову»

Прибываем на  3 остров - «Телеграф-остров»

Слова, которые получили во время выполнения предыдущих заданий «Я возьму тебя с собой»   передать по телеграфу. Чей ряд быстрее выполнит задание.

Проложит путь дальше.

Следуйте на остров «Звуковичков»

  1. Остров « Звуковичков»  К каждому слову составь  схему. (задание в тетрадях)

Форма

Фирма

Шофёр

Конфета

Фонарь     Найдите слово в котором букв больше чем звуков. (взаимопроверка)

1 человек работает у доски.

« следовать на остров «Мудрого Филина »

  1. остров «Мудрого Филина»

На острове - Задание «На моём острове живет множество птиц, в названии которых есть буква Ф. Прочитайте; ФИЛИН  ФАЗАН  ФЛАМИНГО  ГРИФ          ДРОФА

 О  некоторых  птицах  прочитайте на с. 57 Азбуки.

- самостоятельное чтение.

-Чтение по предложениям

- Какую  из птиц называют пернатой кошкой и почему?

- Какая из птиц является родственником курицы?

-Какая из птиц является певчей?

Следуйте на остров « Неразгаданных тайн»

6 остров «Неразгаданных тайн»

Ф, ф

В церковно- и старославянской азбуках называется «фе́ртъ» (ц.-с.) или «фрътъ» (с.-с.). Смысл наименования этой буквы не понятен, но ряд исследователей предполагают, что "ферт" имеет звукоподражательное происхождение, наподобие звука "Ф-ррр", издаваемого лошадьми, поскольку в древности звук [ф] был абсолютно чужероден для славянского языка и славянские слова с ф подобрать было невозможно.

Обычно считается по счету 22-й в кириллице и имеет форму  ; в глаголице по порядку 22-я, выглядит как   либо (в более древнем начертании) как вертикально вытянутый прямоугольник, пересеченный горизонтальной линией с маленькими окружностями 

Букву Ф сперва использовали только, чтобы передавать звук [ф] в заимствованиях, и употреблялась она практически наравне с буквой «Ѳ, ѳ» (фита); позднее, с появлением в некоторых позициях в произношении звука [в] перехода в звук [ф], стала появляться и в непосредственно славянских словах, заменив, в соответствии с произношением, В или ХВ.

Когда в 1707—1708 гг. вводилась 1-я версия гражданского шрифта, букву Ф упразднили, а использовали только фиту; но во 2-й версии (1710) снова восстановили ферт, сохранив этимологическое различие употребления данных букв. Реформы орфографии 1917—1918 гг. фиту упразднили и, единственным вариантом выражения для фонемы [ф], осталась Ф.

Современный русский язык букву Ф использует почти исключительно в заимствованных словах, где она обозначает твёрдый глухой звук [ф] или (перед е, ё, и, ь, ю и я) — мягкий [ф`]. В словах, имеющих славянское происхождение, Ф можно встретить в звукоподражаниях (фыркать, фукать) или в сильно трансформированной в своем звучании и письме форме слов: Фили, филин.

Итог урока: Давайте окинем взглядом наш путь. Что вы заметили? (Путь в виде буквы Ф) А что мы знаем о букве и о звуках, которые обозначает эта буква?

Рефлексия .

У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на высоком, или на низком гребне волны.

Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны.

Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны. Ученики прикрепляют кораблики на доску.

  Форма            фирма                                  шофёр

Конфета                                             фонарь

Приложение

Д

Следуйте на остров «Неразгаданных тайн»

Следуйте на остров «Мудрого Филина»

Следуйте на остров «Звуковичков»

Следуйте на Телеграф-остров

Следуйте на остров Сороки Риты

Следуйте на остров скалистых берегов и песчаных пляжей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Повторение и закрепление. Буква е."

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классепо учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. ПронинойОбразовательная система «Школа 2100»Учитель: Коваленко Е.В.Тема: «Повторение и за...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

1 класс «Русский язык» Тема: Письмо строчной и прописной букв Х, х, слогов и слов с буквой х.

1 класс «Русский язык»Тема: Письмо строчной и прописной  букв Х, х, слогов и слов  с буквой х....