Конспект урока литературного чтения "К. Чуковский "Телефон"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy_telefon.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «К. И. Чуковский»

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, с отрывком  из его произведения «Телефон», совершенствования навыков выразительного чтения, развития правильной устной речи, памяти, навыков самоконтроля и самооценки, воспитывать способность сопереживать, желание помогать.

Планируемые результаты (УДД):

Личностные: осознавать значимость чтения, оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей) на уроке.

Метапредметные:

регулятивные - формулировать учебные задачи; осуществлять самопроверку, сравнивая с эталоном; совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.

познавательные –воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проводить постановку и формулирование проблемы, уметь структурировать знания.

 коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение, позицию; уметь слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении; уметь продуктивно взаимодействовать со сверстникам.

Предметные: научатся слушать литературное произведение; получат возможность научиться узнавать изученные произведения по отрывкам из них, определять содержание текста на основе названия, разыгрывать фрагмент текста по ролям, читать по ролям, правильно строить высказывания;

Техническое оборудование: учебная доска, интерактивная доска, компьютер.

Конспект урока

I.Организация класса.

Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Проверяйте - вы готовы?

Обучение чтению по расписанию у нас!

II. Актуализация знаний

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок,
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И, тебя могли оставить
Все герои детских книг.

Учитель: Зачем мы читаем книги? Кто дарит нам многообразие детских книг? Как называют этих людей? С какими писателями мы познакомились на прошлых уроках? (Пушкин, Толстой, Ушинский).

III. Мотивация учебной деятельности

Сегодня к нам на урок, конечно,  придут книги. А какие, вы сами сейчас назовете.

1. Пришла муха на базар

И купила самовар.

2. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед.

3. Воробышек прискакал

И коровой замычал: «Му – у –у!»

4. И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу».

5. И ставит, и ставит им градусники.

6. «Не ходите, дети, в Африку гулять!»

IV. Целеполагание

В этих книжках живут очень необычные герои. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика.   Эту работу вы выполните в группе.  Повторим правила работы в группе.

   

1. Умение договариваться.

2. Не перебивать друг друга.

3. Не кричать.

4. Принимать общее решение.

5. Не сердиться, не обижаться.

Айболит                              бабушка

Федора                                доктор    

Бармалей                            муха

Цокотуха                             умывальник

Мойдодыр                          разбойник

Самооценка работы группы. - У кого нет ошибок? Как думаете, почему вы справились с заданием? (Сказки знаем, работали дружно, быстро прочитали.)

Рассмотрите книги нашей выставки. Что общего у всех произведений?

Какова тема нашего урока? Чему будем учиться на уроке? (Познакомимся с творчеством Чуковского, вспомним его произведения, будем читать выразительно его сказки, отвечать на вопросы).

V. Работа по теме урока.

1. Рассказ о Чуковском.

      Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. Что значит слово «псевдоним»?  Где мы можем узнать лексическое значение слова?  (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете).  Что оно обозначает?

- Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.

        Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме  много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили все дети страны.    

  Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.                                                                    

        В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.   Так появилась первая сказка «Крокодил».

        Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам. Однажды, работая в кабинете, он услышал плач. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так  появился «Мойдодыр». (книгу на выставку)

       Чуковский был очень трудолюбив. Он вставал в 5 часов утра, выполнял точно в срок все обещания, отвечал на все письма.  Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.                                                                

2. Речевая разминка.

Паровоз без колёс!           (читает хорошо читающий ученик)

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл

Прямо по морю пошёл?                                                              

- Прочитайте 1-ю строчку с удивлением;

- Прочитайте 2-ю строчку с восхищением;

- Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо;

- Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением;

- Прочитайте выразительно;

--Чтение по строчкам каждым рядом,  последнюю строчку прочитайте хором.

Продолжаем читать загадки по рядам.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок)

Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расческа)

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну
. (игла и нитки) (книгу на выставку)

Учитель: И последняя загадка. Ее придумал  не Чуковский, но она связана с темой нашего урока.

Это чудо-аппарат
Донесет быстрее ветра
Голос друга, даже если
Друг за сотни километров
. (телефон) (звонок телефона)

Учитель поднимает трубку: - Кто говорит? Откуда? Что вам надо?

-С кем я беседовала? О чем просил слон? Чтобы проверить, верно ли вы предположили, нужно открыть учебники на с. 96.

Физминутка.

1. Усаживайтесь поудобней, следите по тексту. Текст для вас  читает сам Чуковский. (грамзапись отрывка).

- Как называется форма записи этого текста? (диалог) Что такое диалог?

- Кто участвует в диалоге? (автор и слон).

2. Самостоятельное чтение отрывка.

3. Словарная работа. Какие слова в тексте были непонятны? (пуд – старинная мера веса = 16 кг).

4. Анализ прочитанного текста.

- Откуда звонил слон?

- С какой просьбой он обратился к автору?

- Для кого просил шоколад?

- Какой же был слоненок?

- Как думаете, зачем просил слон шоколад?

- Можно ли назвать слона заботливым отцом?

5. Работа в паре. Распределение ролей. Чтение по ролям. Инсценирование.

- С какой интонацией читает автор? Что должны передать слова слона?

6. –Мы познакомились с полным произведением или с отрывком?

- Кто знает, с кем еще разговаривал по телефону автор?

- Можно ли назвать это произведение сказкой? Почему? (Звери разговаривают)

- Чему учит эта сказка? (доброте, отзывчивости, приходить на помощь друг другу).

VI. Итог урока.

Учитель: наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей школьной  библиотеке!

Кому захотелось сразу же взять и прочитать их? Почему мы всегда с удовольствием читаем и перечитываем книги Чуковского? (они веселые, добрые, учат быть отзывчивыми, аккуратными).

VII. Рефлексия.

Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал, что Корней Чуковский – это…

Он был очень…

Чуковский написал для детей много…

 Я учился…

Покажите с помощью светофорчика, с каким настроением вы заканчиваете урок?

Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...