Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности: сравнение
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гладышева Марина Владимировна

Урок разработан по УМК «Перспектива» на основе системно-деятельностного метода. Урок соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, с его стихотворением «Славная осень!..»; развивать интерес к чтению лирических текстов; учить анализировать лирический текст (определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности); анализировать произведение фотографического искусства; соотносить литературный текст с художественным образом; учить работать в паре, группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 6 0. Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности: сравнение

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, с его стихотворением «Славная осень!..»; развивать интерес к чтению лирических текстов; учить анализировать лирический текст (определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности); анализировать произведение фотографического искусства; соотносить литературный текст с художественным образом; учить работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов Н.А. Некрасова, его портрет.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Речевая разминка
  • Почитайте стихотворение способом «птичий базар».

Под ногами в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

Папа, мама и ребенок.

В. Голяховский

  • Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха и Шуршонок.)
  • Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)
  • Какой звук нужно для этого выделить? (Звук [ш\.)

(Читать стихотворение медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)

  • Прочитайте стихотворение красиво, как хотел автор.
  1. Актуализация знаний
  • О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени.)
  • А вы любите осень? Чем она вам нравится?

(Ответы учеников. Учителю следует уточнить, какой период осени они любят.)

  • Какие стихи об осени вы помните наизусть?        •
  • Расшифруйте, что здесь написано. (Николай Алексеевич Некрасов.)

ЙАЛОКИН ЧИВЕЕСКЕЛА ВОСАРКЕН

  • Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?
  • Определите тему и цели урока.
  1. Работа по теме урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому времени года.

(Учитель наизусть читает стихотворение «Славная осень!..» Н.А. Некрасова.)

I; — Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение?

  • Перечитайте стихотворение на с. 144 учебника. Найдите в нем сравнения.

(Ученики читают стихотворение самостоятельно, дается время На поиск сравнений.)

  • Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень? (Лед автор сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат, как ковер.) Как автор называет осень? С какой интонацией нужно прочитать? (Он называет ее славной, с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это предложение дважды.)
  1. Физкультминутка
  1. Продолжение работы по теме урока
  • Прочитайте стихотворение еще раз.
  • Нравится ли осень поэту? Из каких слов это видно?
  • Опишите картину, которая возникла в вашем воображении.
  • Подумайте, зачем восклицательное предложение «Славная осень!» повторяется в стихотворении дважды.
  • Приготовьтесь читать это стихотворение выразительно. (Выразительное чтение стихотворения.)
  • Посмотрите на портрет писателя, который подарил нам это замечательное стихотворение. Прочитайте еще раз, как его зовут. (Николай Алексеевич Некрасов.)
  • Послушайте рассказ о жизни этого человека.

(Учитель рассказывает о писателе. См. материал для учителя.)

  • Рассмотрите фотографию на с. 145 учебника. Можно ли ее использовать как иллюстрацию к стихотворению Н. Некрасова'.'
  • Какие иллюстрации сделали бы вы?
  • Составьте текст на тему «Славная осень!».

(В классе заслушивают несколько рассказов.)

  1. Рефлексия

(См. урок 6.)

  1. Подведение итогов урока
  • С творчеством какого автора вы познакомились на уроке?
  • Какие картины родной природы вы представляли?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Славная осень!..». Принести фото графии на тему «Осень» или иллюстрации к стихотворению.

Материал для учителя

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877) провел детство и юность на Волге. «Благословенная река, кормилица народа!» — говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», еще ребенком увидел Некрасов и бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный, безрадостный труд волновал впечатлительного мальчика до слез.

Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страдами ям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.

В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал в Петербург поступать в Дворянский полк (так называлось одно из офицерских училищ). Но, последовав совету матери и собственной склонности, он начал готовиться к поступлению в университет. Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане.

Чего только не пришлось пережить Некрасову! «Ровно три года, — вспоминал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным». Он брался за любую работу: писал прошения неграмотным, переписывал пьесы ддя актеров, давал уроки...

В 1838 г. начал печатать свои стихи. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями и поются доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным — одна из главных в поэзии Некрасова.

Некрасов, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином — борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — писал он.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.Некрасов "Славная осень..."

На уроке учащиеся знакомятся с отрывком из произведения "Железная дорога" Н.Некрасова. В процессе работы дети совершенствуют умение анализировать авторский текст, развивают творческое воображение, рас...

Урок литературного чтения в 3 классе "Н.А. Некрасов «Славная осень!...»"

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием систем Сингапурского обучения...

И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе....

Урок литературного чтения "Сравнение - словесное средство художественной выразительности"

Познакомить с основным правилом сравнения с использованием дидактических игр....

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...