Урок по литературному чтению во 2-м классе (1–4) по теме: "Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Образцова Людмила Николаевна

Практическая значимость работы.

 Урок разработан в свете требований новых ФГОС И ФГТ. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке литературного чтения во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_zhurnaly_s.v.mihalkov_a_chto_u_vas.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2-м классе (1–4) . Урок по теме: Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"

                                   Практическая значимость работы.

 Урок разработан в свете требований новых ФГОС И ФГТ. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке литературного чтения во 2 классе.

ФИО (полностью): Образцова Людмила Николаевна                      

Место работы: Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Балаково Саратовской области, ул. Трнавская,16А тел. 8(8453)33-44-14, 33-47-14 
email: sh16balakovo@bk.ru

Должность: учитель начальных классов

Предмет:  Литературное чтение

Класс: 2

Тема: «Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"

Порядковый номер:  96

Базовый учебник: Чуракова Н. А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.

Цель урока: Познакомить учеников с понятиями «новости», «свежие» и не очень «свежие» новости, источники «новостей», выяснить, что такое «периодика».

Создавать условия для знакомства детей со стихотворением “ А что у вас?”.

Работать над формированием навыка анализа стихотворного текста и выразительного чтения;

Воспитывать уважение к труду, к людям разных профессий.

Тип урока: Открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; делить текст на части; получат возможность научиться: определять особенности произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать эпизоды из произведения.

Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные:  проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.;

карточки для индивидуальной и коллективной работы; презентация о жизни поэта; картинки: «Гномики», главные герои учебника: Учёный Кот, Маша, Миша, Михаил Потапович; детские журналы; карточки для игры «Жюри»;  разноцветные квадраты для оценивания групповой работы, для этапа «Рефлексия»; разрезанные полоски со словами для  группового задания «Соедини профессию с действием»; Толковый словарь; 2 музыкальный фильм о мамах; интерактивная доска, компьютер, проектор.

Структура урока:

1.Вхождение в урок. Эмоциональный настрой – 2мин.

а) Беседа.

- Ребята, подумайте! Много ли тайн вокруг нас? Легко ли их открывать? Считаете ли вы это интересным занятием?

- Послушайте, что расскажет об этом  Софья Гончарова. Она выполнила опережающее задание –  выучила вот такие строки.

Окружают нас тайны,

Их трудно открыть.

И ответ нам не просто даётся.

Рассуждать, и читать,

И ответы искать

Нам сегодня с тобою придётся.

Садитесь поудобнее,           (Учитель)

Чувствуйте себя комфортно!

Будьте  внимательными,  доброжелательными

И, конечно же, трудолюбивыми.

б) Мимическая  гимнастика

- Свой урок начнем с разминки артикуляционного аппарата.

- Посмотрите на картинку «Гномики» (СЛАЙД 1)

- Определите,  какое  у  каждого гномика эмоциональное состояние, обратите внимание на выражение лица.                      

  1. Радостное. Губы растянуть  в улыбку и глаза слегка прищурить.
  2. Сердитое. Нахмурить брови, губы сжать, щёки надуть 
  3. Удивлённое. Поднять брови и верхние веки, рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, как бы для восклицания.
  4. Печальное. Брови слегка свести к переносице, углы бровей слегка опустить, губы сжать, уголки губ опустить.
  5. Равнодушное.  Брови слегка приподнять,  глаза  полуприкрыть или опустить, губы поджать (с одной или с двух сторон).
  6. Грустное. Поднять брови домиком, глаза и губы опустить.
  7. Хулиганистое. Поднять брови домиком,  оттопырить уши и показать язык.

- Давайте попробуем изобразить каждого при помощи мимической гимнастики.

 (Детям предлагается выразить мимикой и жестом эти эмоциональные состояния. Предварительный показ)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\гномы.jpg

Вывод. - Молодцы! Теперь вы готовы работать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – 8 мин.

а) Чтение скороговорки и работа над интонацией

- Прочитайте скороговорку на доске (1 человек).  ПЛАКАТ

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как росточек.

- О ком говорится в скороговорке? Какие слова подсказали?

- С какими прилагательными вы можете связать слово «дочка»?

- Подберите ассоциации – маленькая, шаловливая, игривая, любимая, родная, милая, единственная и др.

- Прочитайте эти слова с разной интонацией: 1р. - радостно, быстро; 2р. –  медленно, играя с пальчиками; 3р. – тихо, выделяя звук «р».

б) Проверка домашнего задания

- Вспомните домашнее задание. (Выучить наизусть стихотворения Р.Сефа «Совет», «Кривляка»)

- Кому они посвящены? Детям – непослушным озорникам, маленьким кривлякам, которые везде суют свой нос, шалят, ссорятся, живут своей жизнью.

- В каком детском журнале были напечатаны эти произведения? (В детском журнале «Мурзилка»)

Работа в группе. Игра «Жюри» (группа – 3 человека, один -  ответственный)          ЦИФРЫ 5,4,3        

6 человек  выходят к доске  и читают стихи, группа «Жюри» советуется, оценивает выступление, показывает карточку с  оценкой.

(Учитель подводит итоги)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Умеете выразительно читать наизусть, слушать и анализировать.

Задание на местах     КАРТОЧКИ СИНЕГО И ЖЕЛТОГО ЦВЕТА

- Вставьте пропущенные слова в текст: девочки и мальчики

Поссорились чашка и … ,                   Я – зеркалу …,

Сейчас они … .                                Мне – зеркало …

Скоро в кухне  на …                           Вот это загадка!          

Будут лежать … .                                 Вот это …!

И ты не ссорься … -                            Вот это задача!

Это очень… .                                       Решите, … ,

(блюдце, осколки,                                 Кто Главный Кривляка:

разобьются, полке                              Оно или …?

напрасно, опасно)                               (нос, вопрос, друзья, я)

- Зачитайте, что у вас получилось.                                                  

- Как называются такие слова? (Рифмы - созвучные хвосты слов)

Вывод. Молодцы, можем двигаться дальше.

3.Постановка учебной задачи - 3мин.

а) Вводная беседа        

- Прочитайте в учебнике на с.78 название темы, над которой мы продолжаем работать  («Детские журналы»). Прочитайте фамилию автора и название  стихотворения, с которыми нам предстоит  познакомиться на уроке. (С. Михалков «А что у вас?»). (Это стихотворение было написано очень давно, более 83 лет назад. Оно тоже печаталось в журнале «Мурзилка». Ваши мамы, папы, дедушки и бабушки знают его наизусть.

- Чтобы назвать  цель нашего урока, прочитайте интригу на с.78.

(- Познакомимся с новым стихотворением. Повторим, что такое периодика, детские журналы, ответим на вопрос, который задает автор, читать и сравнивать.

- Кроме того сегодня мы узнаем, какие  новости называют «свежими и не очень свежими», какие  «важными и не очень важными». Научимся формировать свою точку зрения и отстаивать её.

- А помогать нам сегодня будут  главные герои учебника: Учёный Кот, Маша, Миша, Михаил Потапович.   КАРТИНКИ

- Итак, мы отправимся в Библиотеку Волшебного Леса. Вспомним некоторые литературные понятия.

- Объясните, что такое журнал? (Небольшая книжка, в которой печатают рассказы, сказки, считалки разных авторов и др.)

Более точное понятие мы найдем в  Толковом словаре С. Ожегова и узнаем значение этого слова. Прочитайте, как об этом говорится в словаре.

1. Журнал – Периодическое издание в виде книжки, содержащий статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания.

2.Книга или тетрадь для периодической записи наблюдений, событий, решений, операций.

- Почему детские журналы называют детской периодикой? (Вместе с Михаилом Потаповичем)

- Прочитайте объяснение на стр.83 «по цепочке» (1 ряд).

Вывод. Молодцы.

4. Построение проекта выхода из затруднений. Поиск решения ОНЗ - 10 мин.

а) Презентация «Сергей Владимирович Михалков»        

  • Сергей Владимирович Михалков (1913г. – 2003г.) (СЛАЙД 2)

- К сожалению, его уже нет в живых.

  • Литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, автор
  • текста двух гимнов Советского Союза и Российской  Федерации (СЛАЙД 3)
  • За долгую творческую жизнь он написал ряд стихотворений, на которых выросло не одно поколение детей, создавал басни, сценарии к фильмам и мультфильмам, был главным редактором журнала «Мурзилка» (СЛАЙД 4)
  • Его книги любят и чтут как взрослые, так и дети (СЛАЙД 5)
  • За свою долгую жизнь Михалков награждён множеством наград. Поэт был награждён множеством орденов и медалей за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы (СЛАЙД 6)

б) Работа над стихотворением.

- Давайте послушаем  новое стихотворение Сергея Владимировича Михалкова “А что у вас?”. В нашем учебнике помещён только отрывок. Группа ребят выполнила опережающее задание – подготовили чтение «по ролям» (9 человек).

- Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стула и слушайте.

- Это разговор ребятишек тридцатых годов прошлого века. Тогда газ и водопровод в квартире были редкостью.

Словарная работа и введение в активный словарь.

- Как всегда, у нас в гостях Царь – Словарь.

– В стихотворении вам встретились незнакомые слова, посмотрите на доску и давайте вместе разберем их:

Улица Неглинная находится в центре Москвы (СЛАЙД 7)

Произнесите с ударением.

- Найдите объяснение в «Толковом словаре», книга 2 (СЛАЙД 8)

Бульва́р  — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль улицы (обычно посреди). (Вместе с Учёным Котом)

в) Чтение «по цепочке»        

- Кому понравилось стихотворение, улыбнитесь.

- Как вы думаете, в каком городе живут ребята? (В Москве).

- Какие слова говорят об этом? (Красная площадь есть только в Москве) (СЛАЙД 9)

- На какой главный вопрос стараются ответить ребята? («А что у вас?») – это главная мысль стихотворения.

г) Выборочное чтение

- А сейчас я проверю ваше внимание.

 – Об одинаковом или о разном шел разговор между ребятами? (о разном)

- В какое время суток происходит разговор? (вечером). Зачитайте.

- Вы знаете, как называется то, чем ребята делятся друг с другом?

(Нет)

- Об этом мы узнаем на страницах нашего учебника (с.80) – читает 2 ряд.

                                     НОВОСТИ

 - Учёный КОТ вывешивает на доску табличку.         

                                       

     

- Ребята сообщают о себе то, что другим ещё неизвестно. Какие новости дети сообщают друг другу?  Прочитайте.

- Найдите слова малышей, у которых  в речи есть ошибки, вызывающие улыбку. Исправьте их.

- Какие новости вам кажутся важными, а какие – не очень важными? Прокомментируйте их.

(Важные: мама отправляется в полёт, кошка родила котят, у кого – то гость, у кого – то газ и водопровод,  и не очень важные: в кармане гвоздь, из окна видна улица, купили шар, привезли дрова)

- Какие новости, рассказанные ребятами, вам кажутся «свежими» и не очень «свежими»?

(«Свежие»: кому – то купили шар, привезли дрова, кошка родила котят – эти новости произошли недавно, не очень «свежие»: у кого – то газ и водопровод, из окна видна  Красная площадь – эти новости давно известны)

Вывод. Мы узнали о том, что новости бывают «свежими» и не очень «свежими», важными и не очень важными.

Вывод. Вы хорошо умеете ориентироваться в тексте.

5. Этап первичного закрепления во внешней речи - 3мин.

- Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением,  сосчитайте

 сколько в нём строф? (6)        

- Как отделяется одна от другой? (Белой полосой - промежутком)

- Кто ещё, кроме ребят, сидит во дворе? Прочитайте. (Галка, кот)

- Объясните смысл слов: “делать было нечего ”

- Что сообщает Боря? А другие дети? Прочитайте.

- Какие московские названия вам запомнились? (Красная площадь, улица Неглинная)

6.Динамическая пауза – 2 мин. «Песенка о дружбе».

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 8 мин.

а) Работа в «парах» «Домики»

Работа над иллюстрациями

Рассмотрите иллюстрации на стр.78 - 79

– Подберите строфы из стихотворения, которые относятся к первой и второй  иллюстрациям. (1 – 2 строфы; 3 – 4 - 5 – 6 строфы)

- Прочитайте соседу по парте  1 и 2 строфы, а 4 следующие пусть прочитает тебе сосед.

- Что бы ты сказал соседу? 2 - 3 чел.

Работа в «парах» у доски + «Контролёры»

- Выпиши мужские имена, которые встретились в стихотворении? (Толя, Боря, Коля) – 1 группа

- Вспомните правила по русскому языку.  С какой буквы пишут имена? ( С заглавной)

 - А как будут звать ребят, когда они вырастут? (Анатолий, Борис, Николай)

- Женщины какой профессии упоминаются в стихотворении? (Пилот, лётчик) – 2 группа

- Соедини профессию с действием.

Пилот                    водит самолёты

Учительница       учит детей

Доктор              лечит детей

Повар                кормит детей

8. Включение нового знания в систему знаний и повторения - 5 мин.

а) Работа над выразительным чтением. Чтение “цепочкой учитель - ученик”.

 - Попробуем прочитать выразительно вслух.

(Выделение голосом основных слов. Паузы при чтении.Интонации)

Учитель: Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора?

(1 2 строфы - размеренно, тихо. 3 – 6 - радостно, весело, задорно.)

Дети: (Читают, стараясь передать настроение)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке - 4 мин.

1) Итог урока.

- Ребята, хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством этого писателя? (Вам ещё предстоит встретиться с произведениями автора, и не только в начальной школе)

2) Рефлексия «Гномики». А сейчас оценим свою работу. Поднимите красный     те, кто считает, что сегодня на уроке работал активно,  всё понял, желтый     , кто считает, что может работать гораздо лучше, у кого остались вопросы, синий          ,

кому было сегодня трудно, не все удалось.

- Покажите настроение, с которым заканчиваем урок?

3)  Инструкция по выполнению домашнего задания

Запишите задание на дом:

Читать выразительно.

Выучить наизусть по желанию стихотворение со страниц  

У кого возникнет желание, сделайте к нему рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация к уроку литературного чтения во 2-м классе (1–4) по теме: "Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"

Материал включает в себя презентацию к уроку литературного чтения во 2 -м классе  по теме: "Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"....

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...