Урок чтения в 1 классе "Мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Агафонова Светлана Николаевна

 « Мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме»

Цели урока: 1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова и в середине слова перед согласными;

2. Развивать такой общедеятельный прием, как умение быть внимательным;

3.Развивать логические приемы мышления – выделение признаков;

4. Работать над формированием понятий, подведением под понятие, классификацией, аналитико – синтетической деятельностью;

5.Развивать фонематический слух;

6. Формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии;

7. Развивать познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_1klass.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЧТЕНИЯ 1КЛАСС

Тема урока: « Мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме»

Цели урока: 1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова и в середине слова перед согласными;

2. Развивать такой общедеятельный прием, как умение быть внимательным;

3.Развивать логические приемы мышления – выделение признаков;

4. Работать над формированием понятий, подведением под понятие, классификацией, аналитико – синтетической деятельностью;

5.Развивать фонематический слух;

6. Формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии;

7. Развивать познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению.

Оборудование: схемы – «звуковики» (зеленый свет – согласный, мягкий звук; синий цвет – согласный, твердый звук; красный – гласный звук).

Ход урока.

I.Организационный момент:

- готовность;

- посадка.

II. Работа над темой урока.

  1. Актуализация знаний (мотивации, рефлексия).

- Что мы уже знаем, чему мы научились на уроках обучения грамоте?

- Мы знаем буквы;

- Мы умеем составлять звуковые схемы;

- Умеем делить слова на слоги;

- Умеем определять в словах ударный слог;

- Умеем записывать слова с помощью букв…;

- Итак, мы умеем составлять звуковые схемы?

- Да.

- Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ.
( Используем цветные кружки – «звуковики». зеленый свет – согласный, мягкий звук; синий цвет – согласный, твердый звук; красный – гласный звук)

Параллельно даем характеристику каждого звука:

О- согласный ,твердый, глухой;

О- гласный, ударный;

О- согласный, мягкий, звонкий.

На доске получается звуковая запись слова:

 О  О  О

- Молодцы ребята.

-Какое слово мы с вами записали звуками?

- Слово КОНЬ.

- А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?

-Нет.

- А может ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие дети догадались. Какое слово здесь написано звуками?

- Мы можем записать рядом данное слово буквами.

- Запишите слово КОНЬ  буквами, но у меня, к вам большая просьба – не спешите.

А почему узнаете позже.

- Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:

           1. звук [к ] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначается буквой К;

           2. звук [о ] – гласный, на письме обозначается буквой О;

           3. звук [н ' ] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н;

           В итоге на доске получается такая запись:

                                                                              О  О  О

                                                                                                     

   

                                                                              К   О  Н

  1. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [КОН ' ], по буквенной схеме [КОН].

- Что вы заметили?

- Наблюдение детей: в звуковой схеме [Н ' ]- мягкий звук, а в буквенной схеме Н читается как твердый звук.

- Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [Н ' ], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягко [Н ' ] не слышим.

- И так, мы умеем обозначать мягкость звука?

- Да, с помощью зеленого «звуковика».

- Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?

- Нет.

3. Целеполагание.

- Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?

- Узнать ,как обозначается мягкость согласного звука на письме.

4. Физминутка.

- Итак, ребята, давайте вспомним. Какая цель нашего сегодняшнего урока.

- Узнать как на письме обозначить, мягкость согласного звука.

- Может быть, у вас есть какие-то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?

- Проработайте в группах, подумайте.

Дети предлагают использовать помощника.

Например, значок

Мы договариваемся, что треугольник на письме будет указывать на мягкость предшествующего согласного звука. Тогда запись на доске будет выглядеть так:

                                                                   КОН

      Аналогично этому дети предлагают цветочки, кружочки, квадраты и т.п.

   Постепенно приходит осознание того, что внутри класса мы договорились, а другие дети об этом знать не будут.

- Что делать?

- Договоримся и с другими детьми!

- А на самом деле люди уже давно договорились использовать такой знак.

Записываю : Ь.

- Знаете ли вы, как называется этот знак?

- Мягкий знак.

- Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?

- Это значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.

- Сколько теперь букв в слове КОНЬ (4 буквы).

- А сколько звуков?

- 3 звука.

- А мягкий знак – это буква?

- Да.

- Она имеет свой звук?

- Нет.

- Сделайте вывод сами.

- Мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.

5. Первичное закрепление материала.

- Я называю вам слово (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.

- Зачем вы написали мягкий знак?

- В какой позиции стоит мягкий согласный?

- Сколько в слове букв, сколько звуков?

- Имеет ли мягкий знак собственный звук?

6. Физминутка.

- Измените слово УГОЛЁК так, чтобы оно стояло во множественном числе.

- Угольки.

- Запишите это слово буквами.

- Составьте его звуковую схему.

- Зачем вы написали мягкий знак?

- [Л ' ] – мягкий звук, а на письме мягкость согласного мы обозначаем с помощью мягкого знака.

- В какой позиции стоит согласная буква, мягкость которой обозначает мягкий знак на письме?

- В середине слов и перед согласным.

- Измените слово БАНЯ так, чтобы оно стояло в уменьшительно- ласкательной форме, в единственном числе.

- БАНЬКА.

- Запишите это слово буквами.

- Составьте его звуковую схему.

- Какую работу выполняет мягкий знак в слове БАНЬКА?

- Мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного.

- В какой позиции стоит согласный, на мягкость которого указывает мягкий знак?

- В середине слова, перед согласным.

- Откройте « Азбуки» на стр. 88.

- Какие вопросы можно задать, глядя на нарисованные картинки?

- Какие предметы лишние? На какие группы можно разделить нарисованный предмет?

- Работа по заданиям на стр. 88 учебника «Азбука».

III.Подведение итогов.

- И так, что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышали, а на письме её необходимо обозначить с помощью мягкого знака.

- Согласные буквы, мягкость которых обозначает мягкий знак, могут стоять в конце слова и в середине слова перед согласным.

IV. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.

- Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо человечка.

Учитель начальных классов МБОУ «ЦО №43» г. Тулы Агафонова С.Н.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"

Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком.                 Формировать умения сравнивать количество звуков ...

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"

Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России».             ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОМОЩНИКОМ , КАК В  УСВОЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ТАК И ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ....

Урок русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков"

Данный урок построен в виде интересного путешествия по Хоперскому Государственному заповеднику. Все задания урока дети получают от обитателей заповедника, что делает урок интересным, ярким, нестандарт...