Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Ветчинникова Ирина Владимировна

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема урока: Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы».

     Цели урока: повторение и обобщение изученного материала; содействие развитию у детей умений осуществлять   самоконтроль учебной деятельности; продолжение формирования работы в команде; воспитание любви к природе.

Планируемые результаты:

  • Предметные -  уметь делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; уметь находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
  • Личностные - уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Тип урока: рефлексия (закрепление)

Оборудование: презентация, разноцветные конверты с заданиями для работы в группе, у каждой команды на столе находятся карточки с цифрами от 1 до 6, лист бумаги и ручка; у учителя - жетоны.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой -психологический тренинг

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята!

-Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом? (в хорошем).

- А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе?

- Посмотрите  на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни - улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь! (дети повторяют: «В добрый путь!» хором)

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Вспоминать самый смешной случай в жизни.

Повторять за учителем: «В добрый путь!»

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный метод - демонстрация, интеллектуальная разминка

4-5 мин.

- Разгадаем кроссворд, который вы видите на доске.

  1. Имя стрижонка. (Скрип).
  2. Лохматая собака из рассказа Куприна. (Барбос).
  3. Река, с берегов которой приехала Вьюшка. (Бия).
  4. Кем была Выскочка? (Сорока).
  5. Озеро, где жил Приёмыш. (Светлое).
  6. Каким животным был Приёмыш? (Лебедь).
  7. Кто учил стрижонка летать? (Вожак).

Отвечать на вопросы кроссворда: Скрип, Барбос, Бия, Сорока, Светлое, Лебедь, Вожак.

Познавательные: отвечать на вопросы.

3. Постановка учебной задачи

Объяснительно-иллюстративный метод - подводящий диалог, «яркое пятно».

4- 5 мин.

-  Какое же слово у вас появилось в выделенных клетках?

 - Верно, это слово – природа.

- Кто же из вас догадался, по теме какого раздела мы проведём урок-обобщение?

- Верно, ребята, по теме: «Природа и мы». А с какой целью мы проводим этот урок?

- Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения.

Отвечать на вопрос учителя: природа.

Природа и мы.

Формулировать тему и цель урока: Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: формулировать проблемы.

4. Открытие нового знания

Практический метод - работа в группах

Репродуктивный метод - игра «соотнеси».

Практический метод - работа в группах.

7- 8 мин.

 1 конкурс – Эрудит.

- Ребята, в литературе мало уметь бегло и правильно читать, надо знать писателей и поэтов, знать, какие произведения ими написаны. Как вы думаете для чего это надо?

- Достаньте задание из конверта №1. Каждой команде дан листок, на котором стрелками надо соединить фамилию и имя отчество каждого писателя.

(На доске записаны фамилии и имена отчества изучаемых авторов).

Правильно:

1. Евгений Иванович Чарушин

2. Виктор Петрович Астафьев

3. Михаил Михайлович Пришвин

4. Константин Георгиевич Паустовский

5. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

6. Александр Иванович Куприн

-  Конечно, ребята, мало знать имя отчество писателя, надо знать ещё и то, что отличает его от других писателей, чем интересно творчество каждого конкретного автора.

2 конкурс – Узнай, Кто это?

- В этом конкурсе я зачитаю вам некоторые отрывки биографии каждого писателя. Ваша задача: вам даны номера, на экране вы видите всех авторов. Вам необходимо будет поднять жезлы от 1 до 6.

  1. 1) Семья этого писателя жила довольно скромно, но в доме было много книг, и любовь к чтению, интерес к литературе уже в детстве был привит мальчику во многом под влиянием отца. За свою жизнь он написал около 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей, самые интересные из них написаны на Урале и посвящены уральской жизни.
  2.  6 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  3. 2) Этот писатель разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. Он был не только писателем, но и художником. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. 
  4. 3 Евгений Иванович Чарушин
  5. 3) Детство и юность этого писателя прошли за Полярным кругом – в детском доме посёлка Игарка. После Великой Отечественной войны работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником. На Высшие литературные курсы поступил только в возрасте 35 лет.
  6.  4 Виктор Петрович Астафьев

  1. 4) На заре воздухоплавания этот писатель одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

 5 Александр Иванович Куприн

5) Этот писатель получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. 

1 Михаил Михайлович Пришвин

6) Этому писателю уже в школьные годы пришлось самому зарабатывать на хлеб. Ему приходилось заниматься различной работой. Писать он начал очень рано – уже в 19 лет. Во многих его произведениях звучала тема искусства. В «Повести о лесах» он изобразил фрагмент из жизни П.И.Чайковского, в новелле «Корзина с еловыми шишками» - картины из жизни композитора Грига. 

2 Константин Георгиевич Паустовский

 Можно посоветовать прочитать какое-нибудь произведение своему товарищу; придя в библиотеку не только назвать автора, но и произведение, которое вам необходимо.

Команды по очереди соединяют имена и отчества с фамилиями писателей.

Правильно ответившая команда получает жетоны.

Слушать задание учителя.

Поднимать цифру 6 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Поднимать цифру 3 Евгений Иванович Чарушин.

Поднимать цифру 4 Виктор Петрович Астафьев.

Поднимать цифру 5

Александр Иванович Куприн.

Поднимать цифру 1 Михаил Михайлович Пришвин.

Поднимать цифру 2 Константин Георгиевич Паустовский.

 Жетоны получают команды, которые в процессе конкурса дают правильные ответы.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

Познавательны: применять свои знания.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод - работа в группа.

Репродуктивный метод -  игра «соотнеси».

5- 7 мин.

3 конкурс - Назови автора.

- Откройте конверт №3. Каждой команде выдаётся листок с заданием, на котором необходимо соединить автора и его произведение.  На доске точно такое же задание.

Д.Н.Мамин-Сибиряк Выскочка

А.И.Куприн Скрипучие половицы

М.М.Пришвин Кабан

Е.И.Чарушин Стрижонок Скрип

В.П.Астафьев Барбос и Жулька

К.Г.Паустовский Приёмыш

Правильные ответы:

 (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А.И.Куприн «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин «Выскочка»; Е.И.Чарушин «Кабан»; В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»; К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы»).

Получать следующее задание.

Соединять автора и произведение.

Производить проверку по очереди у доски.

Получать жетоны за правильные ответы.

Доказывать свою точку зрения.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод - работа в группах.

Репродуктивный метод -элемент театрализации.

10 - 13 мин.

4 конкурс – Инсценирование.

-  Каждая команда подготовила для вас небольшой отрывок из прочитанных произведений. Вам необходимо отгадать из какого произведения этот отрывок и кто его автор.

1 команда.

  1. «Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?»
  2. «Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь».

2 команда.

  1. «Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! Обратно! Я вас!»
  2. «Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев – в свою клетку.

А парнишка их подгоняет прутиком.

Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер».

3 команда.

  1. «Желаете округлить владения? Этому лесу цены нет. Слышите? Поёт древесина! А насчёт ваших слов надо подумать своего рода неожиданность. Всё дело, как сами понимаете, в цене. За свою цену я вам отдать не могу. Смысла нет…»
  2. «Назовите вашу цену. Торговаться я не собираюсь. Если цена будет сходная…»

Учитель выдаёт жетоны командам, которые смогли назвать произведения и их авторов.

Готовить инсценирование  произведения.

Выступать.

Отгадывать.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш.

Е.И.Чарушин «Кабан»

К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы».

Получать жетоны.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательны: применять свои знания.

7. Включение в систему знаний

Наглядный метод - демонстрация.

Репродуктивный метод - отгадай загадку.

Практический метод - работа в группах.

Наглядный метод - демонстрация.

Репродуктивный метод - игра «угадай по описанию».

Практический метод - работа в группах.

Наглядный метод - демонстрация.

Репродуктивный метод - игра «угадай по описанию».

Физминутка

Практический метод - работа в группах.

Частично-поисковый метод - игра «закончи предложение».

Словесный метод - фронтальная беседа.

2 - 3 мин.

5 конкурс – Разгадай загадку.

Кто из этих животных был героем рассказа, прочитанных вами в разделе «Природа и мы»?

  1. 1) Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

  1. 2) Живёт у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист. (Скворец) нет

  1. Хвост с узорами

Сапоги со шпорами. (Петух) нет

  1. Розовая спинка,

На спине щетинка,

Хвост крючком,

Нос пятачком.

  1. Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) нет

  1. Днём спит,

Ночью летает,

Мышек хватает. (Сова) нет.

  1. 3) В подполье, в коморке

Живёт она в норке

Серая малышка,

Кто же это? (Мышка). Нет

  1. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (Собака).

Каждой команде удаётся ответить на 2 загадки и за правильный ответ получить жетон.

6 конкурс - Угадай героя.

-  Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем является собака или птица. Перед вами на доске клички собак и птиц, возле каждой указан номер. Ваша задача: выслушав описание собаки или птицы, которое я зачитаю, вы должны будете угадать её и поднять жезл с правильным номером.

На доске:

  1. Соболько
  2. Барбос
  3. Жулька
  4. Вьюшка
  5. Выскочка
  6. Приёмыш

Учитель читает описание собак и птиц:

1) «Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка) 4

  1. 2) «Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос) 2
  2. 3) «Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала».

(Соболько) 1

  1. 4) «Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька) 3
  2. 5) «Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш) 6
  3. «Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) 5

«Земля, вода, воздух, огонь»

По команде учителя «земля» дети опускают руки вниз, «воздух» - дети поднимают руки вверх, «вода» - разводят руки в стороны, «огонь» - крутятся вокруг себя. Во время проведения физминутки ведущий старается запутать игроков. Дети, которые запутались при выполнении действий, садятся на место, остаются играть самые внимательные.

7 конкурс - Народная мудрость.

-  Перед вами пословицы о природе. Ваша задача: подобрать к началам пословиц их вторые части. Если вы всё сделаете правильно, то из буквенных сочетаний, расположенных возле вторых частей, составится фраза.

Команды собирают пословицы из разрезных карточек.

Лес и вода - лето кончается. ОД

Худо лето, у поля – глаза. У!

Ласточка весну начинает, родные брат и сестра. ЛЮ

Одна ласточка когда солнца нету. БИ

Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР

У леса есть уши, а соловей кончает. ПР

 - Какая фраза у вас получилась?

 (читают хором) Люби природу!

Как вы думаете, какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»?

-  Верно, ребята. Каждый автор этого раздела донёс до нас идею большой любви к природе.

- Подсчитаем количество заработанных жетонов.

 Награждение команд грамотами.

Получать карточку с заданием.

(Сорока) М,М.Пришвин «Выскочка»

(Свинья) Е.И.Чарушин «Кабан».

(Собака). Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А.И.Куприн «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин «Выскочка»; К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы».

Получать задание.

Слушать описание собаки или птицы, угадывать их.

Поднимать правильную цифру.

Поднимать цифру 4.

Поднимать цифру 2.

Поднимать цифру 1.

Поднимать цифру 3.

Поднимать цифру 5.

Выполнять физминутку.

Слушать задание.

Получить ответы: ОД,  У,   ЛЮ,  БИ, ИР,  ПР.

Дать ответ: Люби природу!

Необходимо любить природу, беречь её, не забывать того, что мы являемся её частью.

Подсчитывать жетончики. Получать грамоты.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания. 

Коммуникативные: участвовать в беседе.

8. Рефлексия деятельности.

Аналитический метод -  игра «разгадай слово».

1-2 мин.

- Чем запомнился сегодняшний урок?

- Оцените свою работу на уроке. Кто в вашей группе был самым лучшим игроком?

- Какое задание было самым интересным?

- А теперь прочитайте, как вы поработали на уроке. Читайте только русские буквы.

ЗGFАLRМZVЕIUЧWQАDТJЕFGЛZЬRНWО!

Отвечать на вопросы учителя.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Разгадать слово: замечательно!

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                           Выполнила студентка 45гр.

                                                                                                                                  Сальникова Ирина

Проверил: ______________

                                                                                                                                         Отметка: ___________

                                                                                                                              Дата: 27. 02. 18.

Челябинск, 2018

    Михаил Михайлович Чарушин

   Константин Георгиевич Астафьев Мамин-Сибиряк

   Евгений Иванович Пришвин

   Виктор Петрович Паустовский

   Александр Иванович

   Дмитрий Наркисович Куприн

1.Михаил Михайлович                        Чарушин

2.Константин Георгиевич                   Астафьев

3.Евгений Иванович                             Пришвин

4.Виктор Петрович                          Паустовский

5.Александр Иванович              Мамин-Сибиряк

6.Дмитрий Наркисович                         Куприн

1.Михаил Михайлович                        Чарушин

2.Константин Георгиевич                   Астафьев

3.Евгений Иванович                             Пришвин

4.Виктор Петрович                          Паустовский

5.Александр Иванович              Мамин-Сибиряк

6.Дмитрий Наркисович                         Куприн

1.Михаил Михайлович                        Чарушин

2.Константин Георгиевич                   Астафьев

3.Евгений Иванович                             Пришвин

4.Виктор Петрович                          Паустовский

5.Александр Иванович              Мамин-Сибиряк

6.Дмитрий Наркисович                         Куприн

Д.Н.Мамин-Сибиряк                           Выскочка

А.И.Куприн                      Скрипучие половицы

М.М.Пришвин                                        Кабан

Е.И.Чарушин                         Стрижонок Скрип

В.П.Астафьев                          Барбос и Жулька

К.Г.Паустовский                                 Приёмыш

Д.Н.Мамин-Сибиряк                           Выскочка

А.И.Куприн                      Скрипучие половицы

М.М.Пришвин                                        Кабан

Е.И.Чарушин                         Стрижонок Скрип

В.П.Астафьев                          Барбос и Жулька

К.Г.Паустовский                                 Приёмыш

Д.Н.Мамин-Сибиряк                           Выскочка

А.И.Куприн                      Скрипучие половицы

М.М.Пришвин                                        Кабан

Е.И.Чарушин                         Стрижонок Скрип

В.П.Астафьев                          Барбос и Жулька

К.Г.Паустовский                                 Приёмыш

1 команда.

  1. «Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?»
  2. «Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь».

2 команда.

  1. «Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! Обратно! Я вас!»
  2. «Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев – в свою клетку.

А парнишка их подгоняет прутиком.

Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер».

3 команда.

  1. «Желаете округлить владения? Этому лесу цены нет. Слышите? Поёт древесина! А насчёт ваших слов надо подумать своего рода неожиданность. Всё дело, как сами понимаете, в цене. За свою цену я вам отдать не могу. Смысла нет…»
  2. «Назовите вашу цену. Торговаться я не собираюсь. Если цена будет сходная…»

Учитель выдаёт жетоны командам, которые смогли назвать произведения и их авторов.

«Выскочка»

«Скрипучие половицы»

«Кабан» «Приёмыш»

«Стрижонок Скрип»

«Барбос и Жулька»

ЛЮБИ ПРИРОДУ!

1. Соболько

2. Барбос   3. Жулька

4. Вьюшка

5. Выскочка

6. Приёмыш

Лес и вода -           лето кончается. ОД

Худо лето,             у поля – глаза. У!

Ласточка весну начинает,    родные брат и сестра. ЛЮ

Одна ласточка,              когда солнца нету. БИ

Отщебетали пичужки     – не делает весны. ИР

У леса есть уши,           а соловей кончает. ПР

Лес и вода -           лето кончается. ОД

Худо лето,             у поля – глаза. У!

Ласточка весну начинает,    родные брат и сестра. ЛЮ

Одна ласточка,              когда солнца нету. БИ

Отщебетали пичужки     – не делает весны. ИР

У леса есть уши,           а соловей кончает. ПР

Лес и вода -           лето кончается. ОД

Худо лето,             у поля – глаза. У!

Ласточка весну начинает,    родные брат и сестра. ЛЮ

Одна ласточка,              когда солнца нету. БИ

Отщебетали пичужки     – не делает весны. ИР

У леса есть уши,           а соловей кончает. ПР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Писатели-детям" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: литературное чтениеКласс: 2Программа: Школа РоссииТема урока: Обобщение по разделу "Писатели – детям"Цель урока: обобщить и систематизировать знаний из пройденного ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс

Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мыс...