Читательская грамотность мастер-класс
учебно-методический материал по чтению на тему

Горбунова Наталья Николаевна

           Здравствуйте,  уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Позвольте представиться Горбунова Наталья Николаевна , учитель начальных классов МБОУ «Ермаковская СОШ № 2 » Ермаковского района.  Тема мастер - класса:  «Мотивация  читательского интереса младших школьников через читательский дневник ».

Цель : познакомить присутствующих с приёмами работы  с читательским дневником.

Задачи: -познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;                                                                                        

-раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы читательского дневника;                                                                                     

 -показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию мотивации и читательского интереса младших школьников, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности .                    -создать единое  читательское пространство во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, читательские дневники обучающихся.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания  о читательском дневникео для начальной школы,педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.        

                               Ход мастер - класса .                                                                             

- Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер – классе по теме: «Мотивация  читательского интереса младших школьников через читательский дневник ». Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным.

     «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро. Актуальны они и сейчас.  Проблема :год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения.так как разработка проблемы развития интереса к чтению младших школьников решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач. Мы постоянно задаем себе вопросы: как заинтересовать ребёнка книгой? Как научить ребёнка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой, редко посещают школьную  и районную  библиотеку ,они предпочитают в свободное время провести  за  ноутбуком, за планшетом, за мобильным  телефоном, дети потеряли интерес к чтению. Родители жалуются, что детей трудно «заставить» читать. Именно эти факты свидетельствуют проблемы. Меня волнует проблема как у ребят вызвать интерес к чтению, как воспитать увлеченного читателя.Снижения интереса учащихся к чтению, показывает, что данная проблема относится к числу наиболее актуальных в образовании.

 Во время каникул дети перестают читать книги, навыки чтения теряются и приходят к началу учебного года неподготовленными, техника чтения ослабевает, начинаем все с нуля. Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Как, правило, из-за этого страдает грамотность их речи, как устной, так и письменной. При  развитии читательского интереса у младших школьников большое внимание  уделяю работе с родителями. В тематику родительских собраний включаем беседы о значении и правильной организации чтения детей дома, о пользе вечеров «семейного чтения», о необходимости и содержании домашней библиотеки, оформлении подписки на детские издания, газеты и журналы, посещении детских театров, просмотре постановок и спектаклей по классическим произведениям для детей.

  По окончании учебного года  в 1 классе на родительском собрании познакомила родителей  со статьей Т.В.Степичевой «Семейное чтение. Зачем?». Автор ведет заочную беседу с родителями. «Есть ли в вашей семье семейное чтение?»  Этой статьёй я пыталась донести родителям: главное возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Родителей интересует: Что читать летом  ребёнку? Рекомендую список литературы для летнего чтения начиная  с 1 класса и продолжая до 4 класса.   В список литературы вошли произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихотворения .Ввести детей в мир отечественной и зарубежной литературы.     В этом мне помогает читательский дневник. Читательский дневник предусматривает ежедневное совместное семейное чтение. Ребёнок должен читать вслух, внимательно, вдумчиво и понимать прочитанное. Взрослые читая вместе с ребёнком объясняют непонятные слова и понятия, могут правильно, с выражением показать образец культурного чтения. Книга должна заинтересовать ,заинтриговать, привести в восторг ,изумление, волнение. Убеждаю, что необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку.                                                                                               

 Для  читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь в клетку. Расчерчиваем  на несколько  колонок:  дата чтения, название произведения, автор, главные  герои, «О чем это произведение?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает  в  1-2 предложения,  главную мысль произведения. Значит, ребенок учится делать вывод  и  выразить его очень короткой фразой.                          При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка  произведение. А ещё, создаю условия для развития навыков письменной речи,  предлагаю учащимся различные задания творческого характера. Сочинить сказку, рассказ, стихотворение, загадку, написать письмо герою.

  Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут не только отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка, но и сами становится участниками процесса чтения.

  Каким образом можно проверить активность чтения школьников. В сентябре провожу уроки - отчёты во внеурочное время. Ученики готовят выставку книг, рисунки, книжки-малышки, викторины, кроссворды, составляют вопросы, краткий пересказ  по прочитанным произведениям, обсуждаем произведение, которые вызвали особый интерес, рассказывают какие книги появились у них дома. Они проходят интересно, творчески, продуктивно. Самых активных читателей награждаю грамотами и призами.

                                Результат: 

     Читательский дневник помогает ребенку:

1)  вырабатывать привычку читать, систематизировать свои впечатления от прочитанной книги и глубже понять ее смысл.                                                       

 2)  расширяет читательский кругозор, орфографическую зоркость, увеличивает словарный запас, развивает воображение, фантазию, творческие способности, культуру читателя.                                                                                                                                                

3) повышается  техника чтения. 

4) при совместном чтение и обсуждение прочитанного улучшает отношения родителей и их детей.  Дети с удовольствием и регулярно посещают районную библиотеку весь летний период.

      Каждому человеку книги нужны по-разному. Кому-то больше, кому-то меньше. Лучшая книга в мире – та, которую человек прочитал и полюбил. Но найти ее может только он сам. Мы, взрослые,  должны помочь ребенку в этом.

- Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_master_-_klass.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

           Здравствуйте,  уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Позвольте представиться Горбунова Наталья Николаевна , учитель начальных классов МБОУ «Ермаковская СОШ № 2 » Ермаковского района.  Тема мастер - класса:  «Мотивация  читательского интереса младших школьников через читательский дневник ».

Цель : познакомить присутствующих с приёмами работы  с читательским дневником.

Задачи: -познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;                                                                                         -раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы читательского дневника;                                                                                      -показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию мотивации и читательского интереса младших школьников, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности .                                                                                                                                                                                                                                                                                     -создать единое  читательское пространство во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, читательские дневники обучающихся.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания  о читательском дневникео для начальной школы,педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.        

                               Ход мастер - класса .                                                                             - Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер – классе по теме: «Мотивация  читательского интереса младших школьников через читательский дневник ». Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным.

     «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро. Актуальны они и сейчас.  Проблема :год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения.так как разработка проблемы развития интереса к чтению младших школьников решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач. Мы постоянно задаем себе вопросы: как заинтересовать ребёнка книгой? Как научить ребёнка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой, редко посещают школьную  и районную  библиотеку ,они предпочитают в свободное время провести  за  ноутбуком, за планшетом, за мобильным  телефоном, дети потеряли интерес к чтению.                                                                                                                                                             Родители жалуются, что детей трудно «заставить» читать. Именно эти факты свидетельствуют проблемы. Меня волнует проблема как у ребят вызвать интерес к чтению, как воспитать увлеченного читателя. 

Снижения интереса учащихся к чтению, показывает, что данная проблема относится к числу наиболее актуальных в образовании.

       Во время каникул дети перестают читать книги, навыки чтения теряются и приходят к началу учебного года неподготовленными, техника чтения ослабевает, начинаем все с нуля. Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Как, правило, из-за этого страдает грамотность их речи, как устной, так и письменной.                    При  развитии читательского интереса у младших школьников большое внимание  уделяю работе с родителями. В тематику родительских собраний включаем беседы о значении и правильной организации чтения детей дома, о пользе вечеров «семейного чтения», о необходимости и содержании домашней библиотеки, оформлении подписки на детские издания, газеты и журналы, посещении детских театров, просмотре постановок и спектаклей по классическим произведениям для детей.

  По окончании учебного года  в 1 классе на родительском собрании познакомила родителей  со статьей Т.В.Степичевой «Семейное чтение. Зачем?». Автор ведет заочную беседу с родителями. «Есть ли в вашей семье семейное чтение?»    

      Этой статьёй я пыталась донести родителям: главное возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве.                                                                             Родителей интересует: Что читать летом  ребёнку?                                                                                             Рекомендую список литературы для летнего чтения начиная  с 1 класса и продолжая до 4 класса.   В список литературы вошли произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихотворения .Ввести детей в мир отечественной и зарубежной литературы.                                                                                                                                                                   В этом мне помогает читательский дневник. Читательский дневник предусматривает ежедневное совместное семейное чтение. Ребёнок должен читать вслух, внимательно, вдумчиво и понимать прочитанное. Взрослые читая вместе с ребёнком объясняют непонятные слова и понятия, могут правильно, с выражением показать образец культурного чтения. Книга должна заинтересовать ,заинтриговать, привести в восторг ,изумление, волнение. Убеждаю, что необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку.                                                                                                Для  читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь в клетку. Расчерчиваем  на несколько  колонок:  дата чтения, название произведения, автор, главные  герои, «О чем это произведение?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает  в  1-2 предложения,  главную мысль произведения. Значит, ребенок учится делать вывод  и  выразить его очень короткой фразой.                          При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка  произведение. А ещё, создаю условия для развития навыков письменной речи,  предлагаю учащимся различные задания творческого характера. Сочинить сказку, рассказ, стихотворение, загадку, написать письмо герою.

  Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут не только отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка, но и сами становится участниками процесса чтения.

  Каким образом можно проверить активность чтения школьников. В сентябре провожу уроки - отчёты во внеурочное время. Ученики готовят выставку книг, рисунки, книжки-малышки, викторины, кроссворды, составляют вопросы, краткий пересказ  по прочитанным произведениям, обсуждаем произведение, которые вызвали особый интерес, рассказывают какие книги появились у них дома. Они проходят интересно, творчески, продуктивно. Самых активных читателей награждаю грамотами и призами.

                                Результат:  

     Читательский дневник помогает ребенку:

1)  вырабатывать привычку читать, систематизировать свои впечатления от прочитанной книги и глубже понять ее смысл.                                                        2)  расширяет читательский кругозор, орфографическую зоркость, увеличивает словарный запас, развивает воображение, фантазию, творческие способности, культуру читателя.                                                                                                                                                 3) повышается  техника чтения.  

                                                                                                                                                                                                                                                                4) при совместном чтение и обсуждение прочитанного улучшает отношения родителей и их детей.  Дети с удовольствием и регулярно посещают районную библиотеку весь летний период.

      Каждому человеку книги нужны по-разному. Кому-то больше, кому-то меньше. Лучшая книга в мире – та, которую человек прочитал и полюбил. Но найти ее может только он сам. Мы, взрослые,  должны помочь ребенку в этом.

- Спасибо за внимание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»

Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических  работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....

Мастер – класс «Читательская грамотность»

Один из приемов работы с текстом...

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"

Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...

Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка....