План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Сливкова Ирина Павловна

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе:

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».

Цель

- расширить знания о творчестве Ф.И.Тютчева;

- обучить правильному чтению стихов;

- развивать память, речь, мышление, наблюдательность;

- учить формулировать тему урока на основе ключевых слов.

Планируемые результаты

1. Предметные:

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

2. Метапредметные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

- развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:

- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать любовь и уважение к родной природе;

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- развивать творческие способности каждого ученика.

Ход урока.

  1. Организационный момент,
  2. Cоздание положительной мотивации:

1. Психологический настрой:

- Из глубокого колодца (руки «О»)

- Солнце медленно встает (руки над головой)

- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)

- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)

- Новый день оно начнет (руки вниз широко)

III.  Работа по теме урока

1. Жизнь и творчество  Ф.И. Тютчева

- Перед нами стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (ответы учеников).

- Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит: стихи Шиллера, Гёте, Гейне, Байрона – поэтов, чьё творчество ему близко и понятно.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

«О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

- Рассказ учителя о поэте.

- Вы прослушали биографию поэта, чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев? (ответы детей)

- Как вы понимаете, что такое поэзия? (Слово "поэзия" в переводе с греческого языка делаю, творю, это стихотворные произведения)

2. Работа над стихотворением «Еще земли печален вид…»

(Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Беседа после чтения).

- Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон»                          (ответы учеников).

- Подберите синонимы к слову «невольно». (Нечаянно, непроизвольно)

- Подберите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон, печальный вид).

(Работа по вопросам и заданиям на с.138 учебника)

IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

(для снятия волнения, напряжения)

- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением «Еще земли печален вид…»

- Какие приметы весны вы замечали в природе?

-Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).

- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

-  Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны?


2. Работа в парах. (Обсуждение непонятных слов и выражений)

-Просмотрите текст, выделив непонятные слова и выражения.

- “колышет”- слегка мирно покачивает.

- “невольно”- случайный, непроизвольный.

в) Подготовка к выразительному чтению. Чтение стихотворения обучающимися про себя.

г) Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.

V I. Рефлексия

- Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалам урока.

V II. Подведение итогов урока

- Какова главная мысль стихотворения Ф.И.Тютчева? (Ответы учеников)

Домашнее задание

Выучить наизусть по выбору стихотворение Ф.И. Тютчева, проиллюстрировать выбранное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

Конспект урока содержит цели, задачи- планируемые результаты, на уроке использованы приёмы: "палитра настроений", "облако слов"......

"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...