План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: Иван Бунин «Листопад» .
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Сливкова Ирина Павловна

 План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе:  Иван Бунин «Листопад» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_chistovoy_8.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе:

 Иван Бунин «Листопад» .

Цель: познакомить детей с новым произведением, дать образец выразительного чтения, помочь понять чувства автора.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь читать выразительно стих, передавая настроение стихотворения;
  • прогнозировать содержание произведений;
  • отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
  • рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к усвоению материала, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
  • выражать свое собственное мнение;
  • развить внимание, память, мышление, воображение, фантазию;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально  читать наизусть лирическое стихотворение;
  • самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
  • высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • формировать умения  работать в паре;
  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
  • развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника

Характеристика деятельности учащихся:

  • Читать стихотворение, отражая настроение;
  • Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
  • Определять авторское отношение к литературному произведению;
  • Самостоятельно оценивать свои достижения.

Ход занятия

  1. Орг. момент.
  2. Речевая разминка.

- Для начала мы проведем речевую разминку.

- Ребята, представьте, что вы гуляете в солнечный день по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный  (сукт аипшоквин). ----Попробуйте собрать слово ( анаграмма)).

Среди цветов малокровных,

Теряющих к осени краски,

Пылает поздний шиповник,

Шипящий, закатно-красный.

……………………………………………..

                                                       (И.Сельвинский «Шиповник»)

-Каким тоном будем читать это стихотворение?

- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

-С каким тоном будем читать первую строку?

- Вторую?

-А третью и четвертую строчки?

-Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года будет идти речь в стихотворении? (Выслушать предположения учеников).

- Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива природа в осеннее время года.

(Портрет) Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

1.     Словарная работа

- Прежде чем читать стихотворение, выясним значение трудных слов.

Терем – высокий – боярский или княжеский – дом в виде башни. Жилое помещение в таком доме, верхний ярус такого здания, где жила женская часть семьи боярина, князя.

Расписной - расписная, расписное (разг.). Разрисованный красками.

Багряный - густо-красный, пурпуровый цвет.

Пестрою(стеной)- пестрый,пёстрая, пёстрое; пёстр, пестра, пёстро и пестро.Разноцветный, не одного цвета, составленный из чегонибудь, что окрашено в различные цвета,

 такой, поверхность которого состоит из полос или пятен разного цвета.

Резьбой – резьба;1) Вырезывание, выделка разных узоров на твердых материалах.2) Узорчатый рисунок, вырезанный на каком-л. твердом материале.Спиральная, винтовая нарезка.

Вдовой - вдовы, вдов, вдовам. Женщина, у которой умер муж. Уменьш.,ласк., вдовушка. 

Серебра – серебро, драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета.

Завороженный - заколдованный, околдованный, плененный, очарованный, обвороженный, зачарованный.

Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И. Бунина о золотой осени.

Я буду читать, а вы представьте себе все то, что увидел И. Бунин, и так прекрасно описал в стихотворении.

Вопросы по содержанию

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с теремом? Выслушать ответы детей. (Он, как терем, нарядный и пестрый).

- Какое настроение вызывает у поэта лес-терем? ? Выслушать ответы детей. (Веселое, разноцветное, радостное).

- Теперь мы будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор в свой терем, как он «построен» и где стоит. Читая, старайтесь представить себе лесной терем. В конце урока, каждый из вас сможет передать красоту лесного терема с помощью мелков.

- Прочитайте первые десять строк. Какие краски-слова нам понадобятся для «постройки терема»?Ответы детей.(Цвет золота, красный, лиловый, желтый)

- Ребята, прочитайте первые четыре строки. Обратите внимание, из какого  «строительного материала» построен терем. Выслушать ответы детей. (Терем состоит из желтых березок).

- Прочтите следующие шесть строк.

- Как они стоят? Прочитайте.

- Какие деревья(кроме берез) упоминает автор при описании терема? Выслушать ответы детей. (Елочки стоят, как вышки, они темно-зеленые).

- О каких деревьях еще упоминает поэт? Ответы детей. (Клены).

- Да, они тоже расписные, и к ним можно отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у кленов? Ответы детей ( Они золотые, красные, багряные, а некоторые бывают желто-красные, очень красивые).

Ребята, терем готов, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт? Ответы детей (Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца).

- Ребята, а где стоит терем? Найдите эти строки. Ответы детей (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора).

- Обратите внимание, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочитайте его. Красив ли двор?

- Перечитаем все стихотворение до конца вслух. Давайте словесно «нарисуем» картину прочитанного. Давайте еще раз соберем краски. (Цвет: лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый ).

- А теперь назовем объекты – что будет нарисовано. (Лес. Голубое небо. Редкие желтые березы на фоне неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы – оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылек).

- Но мы должны еще изобразить тишину, «мертвое молчанье», как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки).

- И вся картина залита солнцем. Не забудьте его нарисовать. Без солнца краски не были бы такими яркими.

-Ребята, закройте глаза. Представьте себе всю картину целиком. Теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мертвую тишину».

- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? Ответы учеников. (Спокойно, с восхищением).

- Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, березы, клены, елочки, оконца, поляна, паутина, мотылек).

(3 ученика(представители групп) по очереди читают стихотворения).

- Ребята, а сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть. Приглашаю вас на веселую разминку!

Физкультминутка

(Танцевальные движения под музыку)

Рисование:

Ребята, вы отдохнули, а теперь предлагаю вам разбиться на три группы и на отдельных ватманах нарисовать лесной терем. Ваша задача передать эмоции и краски которые использовал в стихотворении автор, картину которую вы представили, читая стихотворение. (На партах у учеников ватман и мелки.) Просмотр рисунков.

Анализ работы в группах:

Ребята, оценивают работы друг друга (какая группа работала быстро, правильно, творчески)

Итог занятия:

- Наше урок подходит к концу. А вам урок понравился? 

- Что вы на нем узнали нового?

- С каким поэтом познакомились?  

- Чем сегодня занимались, что выяснили  полезного сегодня на уроке?

Рефлексия:

 - Закончи предложения

- На уроке я…..

- На уроке мне было….

- Спасибо, ребята, за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

Урок литературного чтения. 4класс И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)

Урок литературного чтения. 4классИ. А. Бунин «Листопад» (отрывок)...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...