Урок обучения грамоте по букварю Журовой
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Смаракова Елена Александровна

Урок обучения грамоте по букварю Журовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  «Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Сравнение слов по основной структуре»

Цель: создание благоприятных условий для формирования фонематических понятий и умений, орфографической грамотности обучающихся.

Задачи:

• произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них;

• сравнивать слова по звуковой структуре;

• положительное отношение к школе;

• проявление особого интере­са к новому школьному со­держанию заня­тий;

• находить звук [ы] в словах; называть слова со звуками [р], [р`];

• моделировать звуковой состав слова;

• участвовать в учебном диалоге;

Планируемые результаты:

         Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: трудолюбие, дисциплина, взаимопомощь, справедливость, уважение к окружающим, ответственность; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, сознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

  • формирование познавательных универсальных учебных действий:
  • умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
  • развитие самостоятельности, самооценки; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя
  • формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
  • развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя; развитие умения участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе);
  • формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; расширение словарного запаса.

           Предметные: формирование умения выделять звуки в слове, устанавливать порядок звуков в слогах и односложных словах; развитие умения выполнять слого- звуковой анализ; развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса; формирование навыка сознательного, правильного, слогового чтения

Ход урока

I. Организационный момент.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные,

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня мы продолжим работу со звуками. Проведем звуковой анализ новых слов, поиграем в занимательную  «Живые звуки» и, как всегда, откроем для себя какую-то новую страницу знаний.

– Откройте учебник, определите, чем будем заниматься? (Дети пробуют установить этапы урока.)

III. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слова «сыр». Игра «Живые звуки».

– Сколько клеточек нарисовано на схеме? (три).

- Для чего эти клеточки?  (Для звуков).

- Давайте « прочитаем» это слово целиком, соотнося его проговаривание с движением указки по схеме.

– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

– Произнесите только первый звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.

         – «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

– Произнесите только второй звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.

– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

– Произнесите только третий звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.

(У доски работают дети с фишками желтого цвета, обозначающими данные звуки).

– Прочитайте слово. (Сыр.)

– Злой волшебник  заколдовал звуки [ы], [р]. Какой звук остался? Назовите. ([с])

2. Игра «Живые звуки».

-Какой 2й звук в слове СЫР? Какой 3й? Какой звук остался? А он какой по счёту? (Дети «играют» роль звуков).

- Ко мне подойдёт 2й звук в слове СЫР; 1й, 3й.

- Получилось ли слово? (нет)

- Почему? Что нужно сделать, чтобы схема слова СЫР получилась? (расставить звуки в нужном порядке)

3.Дифференцированная работа, поиск слов со звуком [ы]

– Назовите предметы, изображенные в учебнике на с. 20.

– В каких словах есть звук ы? (Дым, мышь.)

– Положите на эти картинки фишки, обозначающие звук [ы].

– Кто может привести свои примеры слов, в которых есть звук [ы]? (Примеры детей.)

4.Звуковой анализ слова «нос».

– Рассмотрите схему слова «нос». Что можете по ней рассказать?

– Назовите первый звук в слове «нос».

         – Назовите второй звук.

– Назовите третий звук .

           (Трое учащихся, изображающие звуки, образуют слово «нос».)

– «Прочитайте» по схеме на доске первое слово, которое образовали «живые звуки». (Сыр.)

– «Прочитайте» второе слово. (Нос.)

– Что заметили? (Звук [с] был первым, стал последним.)

– Задание для «живых звуков»: «звуки» первый и последний, поменяйтесь местами!

– Назовите теперь звуки последовательно. ([с], [о],[н].)

– Сделайте вывод. (Получилось новое слово, новый смысл.)

ΙV. Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику. Игра «Назови слово» со звуком [р], [р’].

– Назовите предметы, расположенные на первой строчке, интонационно выделяя первый звук. (Рррак, рррысь, ррракета.)

– Какой первый звук в этих словах? ([р].)

– У нас есть уже такой «живой звук».

(Встает ребенок с фишкой желтого цвета, который показывал звук [р]в слове «сыр».)

– Это слово может быть следующим?  (нет.)

- Почему? (Звук [р] должен быть первым, а он был в слове «сыр» последний.)

– Назовите, какие слова могут продолжить первую строчу. (Радуга, рука, рыба, руль, рынок и др.)

– Назовите предметы, расположенные на второй строчке, интонационно выделяя первый звук.

– Какой первый звук в этих словах? (Звук [р’].)

– У нас есть такой «живой звук»? (Нет.)

- Кто желает выступить в роли звука [р’]?

– Какие слова будут дружить с этим звуком, то есть начинаться на звук [р’]? (Рельсы, рис, ребус, ремень и др.)

2. Классификация предметов (рыбы, насекомые).

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 21.

– Кто это? (Рыбы.)

– Кто может назвать, какие рыбы изображены? (Сом, щука, окунь.)

– Что вы о них знаете?

(Если учащиеся затрудняются, можно дать небольшую инфо:мацию)Окунь – очень прожорливая рыба, хищник. На спине острые плавники, которые защищают его от врагов – щук. Щука – движется с быстротой летящей стрелы. Водится в озерах, прудах, реках. Сом – крупная пресноводная рыба с усиками около рта.)

– Кто еще изображен на иллюстрации? (Насекомые.)

– Назовите их.

- Дополните ряд рыб и насекомых с помощью картинок , находящихся на доске. (картинки  – карась, лещ, судак, комар, муха, паук.)

– Каких насекомых можно увидеть на лесной полянке? (Бабочки, кузнечики, стрекозы.

– Рыбы и насекомые – это представители животного мира, который очень разнообразен.

– Какие группы животных вы можете назвать? (Звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся.)

– Что нужно животным для жизни?

– Какую пользу приносят животные?

VΙ. Итог урока. Рефлексия.

– Какие «живые звуки» с нами играли сегодня? (Дети называют, игроки выходят к доске: [с], [ы], [р], [р’], [о], [н].)

– Какие слова могут образовать эти звуки? («Живые звуки» строятся – дети читают: сыр, нос.)

– Какой звук остался? (Звук [р’] .)

– Звук [р’] подумал и решил уехать на море. Объясните, почему именно на море?

– «Прочитайте» слово море, интонационно выделяя звук [р’].

- Перед вами лежат рыбки и цветные карандаши. Пожалуйста, раскрасьте рыбку в соответствии с вашим настроением: зелёный (Я доволен своей работой на уроке), жёлтый (У меня сегодня не всё получилось), красный (Я ничего не понял).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Праздник Букваря"

Урок "Праздник Букваря"  раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины "Обучение грамоте". Содержание, формы и методы,  использованные на уроке, соответ...

Урок обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г"

Конспект урока обучения грамоте по букварю Т. М. Андриановой. Тема: "Звуки [г],[г*]. Буквы Г, г". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно). Игра для интерактивной доски "Гласные - согласные"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...

Урок обучения грамоте по «Букварю» в 1- а классе УМК «Планета знаний»

Технологическая карта урока. Урок обучения грамоте по «Букварю» в 1- а классе  УМК «Планета знаний»...

Самоанализ урока обучения грамоте по «Букварю» (Планета знаний»), проведённого в 1-А классе

Технологическая карта урока "Самоанализ урока обучения грамоте по «Букварю» (Планета знаний»),проведённого в 1-А классе"...

урок обучения грамоте по букварю Андриановой

конспект урока "Буквы ж-ш" и презентация...

Урок обучения грамоте по букварю Репкина тема "Слова-признаки отвечающие на вопросы какой?какая?какое? какие?"

Урок решения частной задачи по теме "Слова -признаки,отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?...