Презентация и конспект урока литературного чтения по теме "Дедушка Мазай и зайцы"
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме

Крылова Наталия Викторовна

презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в3 классе.

Тема: Дедушка Мазай и зайцы.

Цели:

- Познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

- Развивать речь, умение выражать свои мысли и отношение к прочитанному.

- Воспитывать любовь к природе, животным.

Задачи:

Образовательные:

  - Отрабатывать навык выразительного чтения.

 Развивающие:

 - Развивать устойчивое внимание и воображение учащихся.

 - Пополнять активный и пассивный словарь учащихся.

 - Развивать связную речь учащихся.

 Воспитательные:

  - Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, аудиозапись произведения.

Ход урока.

 I. Организационнный момент.

II. Речевая разминка.

(слайд 2)

 Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

      То снова он помчался вскачь,

      То будто бы уснул…

      Увидел речку – прыг туда

      И сразу утонул.

Учитель:

- Как вы понимаете эти строки?

- Прочитайте эти строки с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

III.Проверка домашнего задания

Учитель:

- Ребята, сегодня  мы будем говорить о человеке, который очень любил всё, что его окружает.

(слайд 3)

- Чей портрет  вы видите на слайде?

Ученик:

- Это портрет русского поэта Н..Некрасова

Учитель:

- Что вы знаете о поэте?

- С отрывком из  какого произведения Н.А.Некрасова вы познакомились на прошлом уроке?

Ученик:

- Мы читали отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»

(Выразительное чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)

Учитель:

-Как поэт называет Мороза? Почему? Покоряется Морозу природа?

- О каких ледяных мостах говорится в его песенке?

- Какие картины ты представляешь, когда читаешь две последние строчки стихотворения?

- Найдите и прочитайте хвастливую песенку Мороза так, чтобы все одноклассники ощутили его силу и власть

IV.Актуализация знаний

Учитель:

-Произведение, которое мы будем сегодня читать, состоит из двух частей. Но в наш учебник вошла только вторая часть. Я расскажу вам коротко содержание части. Эта история послужила основой  самого произведения.

      – В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай.

        Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

V. Определение темы урока

Учитель:

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Ученик:

- Мы будем читать отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Учитель:

 Какие бы вы поставили перед собой цели и задачи?

Ученик:

- Мы должны научиться выразительно читать произведение, понимать его основной смысл.

VI. Знакомство с новым материалом

Учитель:

- Сейчас вам предстоит прослушать аудиозапись этого произведения в исполнении А. Пожарова. Садитесь поудобнее, слушайте внимательно, обратите внимание на интонацию чтеца.

(Звучит запись)

Учитель:

- Каким вы представляете себе Мазая?

- А вот таким его изобразил художник.

(слайд 4)

- О каком интересном случае из своей жизни рассказал дед Мазай?

- Когда произошёл этот случай?

VII. Словарная работа.

Учитель:

- Все ли слова и выражения вам были понятны?

(слайд 5)

силки'

Петли для ловли птиц и мелких животных

багры'

Шесты с металлических крючком

тягота'

Тяжесть, груз

поте'ха

Забава, веселье

лопо'чут

Говорить быстро, много, неясно

гуто'рить

Беседовать

у'хнул

Издавать резкий звук

арши'н

Старинная мера длины, немного меньше метра

саже'нь

Старинная мера длины, чуть больше двух метров

Учитель:

– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите близкие по смыслу слова к данным на слайде:

(слайд 6)

Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.

– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

VIII.Физкультминутка

IX. Чтение произведения

Учитель:

- Сейчас вы будете читать текст по цепочке.

X.Беседа по содержанию

Учитель:

- За что Мазай осуждал односельчан? Найдите подтверждение в тексте.

- Как односельчане отнеслись к тому, что Мазай спасал зайцев?

-Ради забавы спасал он зайцев?

-Как он заботился о больных животных? Найди в тексте.

- Как относился он к родной природе?

- Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому?

- Как он говорит о зайцах?

XI. Составление картинного плана

Учитель:

- Подберите подходящие по смыслу строки к слайдам презентации

(слайды 6 -10)

(дети читают произведение, подбирают к иллюстрациям соответствующие подписи из текста.)

 Составляется картинный план.

  1. Где у них совесть?
  2. Вижу один островок небольшой – зайцы на нём собралися гурьбой.
  3. Столбик не столбик, зайчишко на пне.
  4. Глядь, у куста копошится зайчиха.
  5. Мимо бревно суковатое плыло, сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалось на нём.
  6. Как прокатил я деревней зайчишек.
  7. Мигом команда моя разбежалась.
  8. За ночь больные мои отогрелись

XII.Подготовка к выразительному чтению.

Учитель:

- Обратите внимание на знаки препинания в тексте. Я буду читать и выделять голосом важные слова, а вы карандашом отмечайте их.

- Что подчеркнули?

 Выразительное чтение текста детьми.

XIII. Работа в парах. Составление синквейна.

Учитель:

-А сейчас составим синквейн. Вспомните правила его составления:

- Одно – имя существительное;

- Два – прилагательных;

- Три – глагола;

- Своё отношение к теме

- В качестве главного слова возьмём нашего героя.

XIV. Проверка получившихся синквейнов.

XV. Итог урока

Учитель:

-Какова главная мысль произведения?

- Как автор относится к своему герою?

- Как вы относитесь?

- Что вы узнали о жизни животных зимой?

- Почему текст так озаглавлен?

- Чему учились на уроке?

XVI.Домашнее задание:

с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок.

XVII.Выведение оценок

XVIII.Рефлексия

Учитель:

- Вам  было комфортно на уроке?

- Вам было интересно познавать новое?

- Покажите своё настроение с помощью смайликов (весёлых или грустных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Презентация к уроку чтения Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Данная презентация разработана для урока чтения в 4ом классе коррекционной школы VIII вида для детей с особыми образовательными потребностями....

Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)

Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...

Открытый урок чтения «Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы"

Тема: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»Цель: знакомство с новым произведением, развитие навыка правильного плавного, осознанного, выразительного чтения, развитие речевой культуры уч-ся, об...

Презентация к уроку литературного чтения по теме КВН "Литературные сказки"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе (УМК "Школа России") по теме КВН "Литературные сказки"....

Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»  3 класс. Школа России....