Конспект урока "Моя родина", 3 класс, Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бобылева Нина Андреевна

Тема: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

 

Цели:

  • знакомство учащихся с творчеством М.М.Пришвина «Моя Родина»;
  • развитие навыка чтения, работать над интонацией, над содержанием текста;
  • формирование умения отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение читать и воспринимать произведение на слух;
  • умение грамотно формулировать и выражать свои мысли;
  • научаться отвечать на поставленные вопросы и ориентироваться в учебнике.

 

Личностные:

  • пробудиться любовь к родной природе и ко всему живому;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

 

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._moya_rodina_19_fevr.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Дата: ___________                                                                                                          Учитель: Лебедкина О.Г. _____________

Учреждение: МОУ СОШ №13, г. Кыштым                                                                                                        

Класс: 3                                                                                                                            Студент: Сарапулова Мария, 42гр

Тема: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

Цели:  

  • знакомство учащихся с творчеством М.М.Пришвина «Моя Родина»;
  • развитие навыка чтения, работать над интонацией, над содержанием текста;
  • формирование умения отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение читать и воспринимать произведение на слух;
  • умение грамотно формулировать и выражать свои мысли;
  • научаться отвечать на поставленные вопросы и ориентироваться в учебнике.

Личностные:

  • пробудиться любовь к родной природе и ко всему живому;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.; презентация.

Этап

Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

(содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

  1. Орг. момент.

Метод- словесный

Приём- беседа

2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свое рабочее место. Садитесь! 

Приветствовать учителя

Настраиваться эмоционально на урок

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2. Мотивационный.
Метод- словесный

Приём- беседа

Метод- практический

Приём- кроссворд

Метод- наглядный

Приём- рассматривание иллюстрации

7 мин

- Сегодня мы начнем изучать новую тему. Ее название узнаете, разгадав кроссворды.

 По горизонтали:

1. Глаза - на рогах, а домик - на спине. (Улитка.)

2. Выпучив глаза сидит, не по-русски  говорит,

Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса.)

6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

7. Кричит: «Крак!», червякам - враг. (Ворона.)

8. С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

По вертикали:

3. Не барашек и не кот,  носит шубу  круглый год.

 Шуба серая -для лета, для зимы -другого цвета. (Заяц.)

4. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

- Прочитайте, что получилось в выделенных клетках.

-Что означает словосочетание «Люби живое»?

- Откройте учебники  с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Вспомните загадки из кроссворда.

- Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных .  Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. )

-Вспомните писателей, которые писали о природе.

Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами

-  кто догадался какая тема нашего урока и какие цели мы поставим ?

Разгадывать кроссворд.

Обдуманно отвечать.

Рассматривать иллюстрации в учебнике.

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

3. Постановка учебной задачи.

Метод- наглядный

Приём- рассматривание иллюстрации

Метод - словесный

Прием – беседа

Метод- практический

Приём- чтение

10

мин

1) Знакомство с биографией писателя.

-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет.

- Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

 - Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

- Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

- Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

- Сегодня мы познакомимся с рассказом «Моя Родина».

 (Чтение учителем)

-Понравился рассказ? Что именно?

- На доске записаны слова:  

со-кро-ви-ща    кла-до-ва-я   встре-чал-ся   про-буж-да-ет-ся  

- Прочитайте сначала по слогам, затем целиком.

- Что такое сокровища, кладовая? (спрятанные драгоценности, ценности, деньги)

Слушать внимательно биографию.

Рассматривать иллюстрации к рассказу учителя.

Внимательно слушать чтение учителя, следить.

Отвечать на вопросы.

Читать слова по слогам и целиком.

Отвечать на вопросы

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Физминутка 

2 мин

- Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?

Выполнять движения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

4. Решение частных задач

Метод- практический

Приём- чтение

Метод- словесный

Приём- беседа

Метод – практический

Прием - упражнение

10 мин

3 мин

 1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению.

2) Анализ произведения.

-Определите жанр произведения (рассказ).

Рассказ такого вида называется очерком.

Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе.

-Назовите тему рассказа.  (Родина).

-Кто является главным героем?  (Автор).

-О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?

-Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

-Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

-В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

-Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»?  (Так образно  М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому).

-Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

-Определите главную мысль текста.

-Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

- Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое.

Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

- Давайте вспомним пословицы о Родине.

  • «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
  • «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
  • «Человек без Родины, что птица без крыльев»
  • «На чужой сторонушке рад своей воронушке»
  • «Своя земля в горсти мила»

- Теперь мы поработаем в группах. Перед этим давайте вспомним правила работы в группе.

- Отлично, вам нужно разделить текст на части и составить план. Также выбрать представителя от команды.

- Мы заслушали с вами несколько вариантов плана. Какой на ваш взгляд является наиболее удачным?

- Кто попробует пересказать кратко произведение, используя

этот план.

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Отвечать на вопросы учителя.

Находить в тексте подтверждение.

Делать предположения.

Определять главную мысль текста.

Называть правила работы в группе.

Разделить текст на части. Составлять план.

Представлять получившийся результат.

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

5. Итог урока (рефлексия)

10 мин

- С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?

- Теперь давайте проверим, внимательно ли вы слушали и хорошо ли работали на уроке. Вам нужно выполнить тест. На выполнение 3 минутки. Не забудьте подписать листочки.

Тест «Моя Родина»

1. Мать угостила меня.

А) чаем;

Б) кофе с молоком;

В) чаем с молоком.

2. Потом и в городе…

А) я вставал на заре;

Б)я вставал с первыми петухами;

В) я вставал рано.

3. После чаю…

А ) я уходил на охоту;

Б) я уходил на работу;

В) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца.

А) с драгоценными камнями;

Б) с великими сокровищами жизни;

В) с большим богатством.

(Взаимопроверка , проверка вслух.)

VI. Домашнее задание

Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом.

Отвечать на вопросы учителя.

Самостоятельно решать тест.

Внимательно слушать мнение сверстников.

Подводить итог

урока

Оценивать себя и свою деятельность.

П: отвечать на вопросы учителя.

Р:оценка деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

КОНСПЕКТ УРОКА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" 4 КЛАСС НА ТЕМУ "НАШ КРАЙ НА КАРТЕ РОДИНЫ" УМК "ШКОЛА РОССИИ"

КОНСПЕКТ УРОКА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" 4 КЛАСС НА ТЕМУ "НАШ КРАЙ НА КАРТЕ РОДИНЫ" УМК "ШКОЛА РОССИИ"...