Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "В.И, "Еще про Мальку ""
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Я предлагаю Вам разработанный мною конспек урока литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokolov_mikitov_listopadnichek_pn_3.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                                                                   

Школа: № 131

Дата: 06.03.18                                                                                                                                          Студентка: Забирова А.А.

Класс: 3«а»                                                                                                                                                Учитель: Лиманская С.А.

                                                

                                                                           

Тема урока:  «В. И. БЕЛОВ «ЕЩЕ ПРО МАЛЬКУ»

Цель:

- создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить свое отношение к происходящим событиям.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формировать любовь к чтению, познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Предметные:

- прогнозировать содержание произведения, читать стихотворение, отражая настроение, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: презентация, учебно-методический комплекс «Школа России» Литературное чтение 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока.

УУД

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1 мин.

Начинается урок,  Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать.

Сегодня мне хотелось бы видеть в вас внимательных и вдумчивых читателей.

Приветствовать учителя.

Настраивать на работу на уроке.

Л:

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

2. Мотивационный этап

Метод: словесный. Прием: беседа; работа с поговорками.

5 мин.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С творчеством какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке?

– Как назывался рассказ?

– Где происходят действия этого рассказа?

– В чем провинилась Малька? За что ее ругала Лидия?

– Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

– Как вы понимаете слова «материнская верность собаки»? Покажите это на примере Мальки.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с ускорением.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля

Слушать учителя.

Проговаривать скороговорку разным способом

Строить логическое рассуждение

Отвечать на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,

3. Постановка и решение учебной задачи.

Метод: словесный. Прием: беседа.)

Метод: наглядный. Прием: анализ текста

10мин.

По тому, как хорошо вы выполнили домашнее задание, видно, что рассказ про Мальку вам понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с рассказами В. И. Белова.–

Определите тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

Мы продолжим знакомство с произведениями Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя, «Еще про Мальку». Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.

Человек будет добрее и лучше, если останется неравнодушен ко всему живому – будь то синица, постучавшаяся в наше окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящиеся покормить свое дитятко, несмотря на разлившуюся реку…

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Плесо (водный плес) – широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки.

Долговязые – длинноногие.

Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Верши – морда, сети или ловушки для ловли рыбы.

Обормот – негодный человек, грубиян.

Обомлел – легкое замирание тела.

Кулик – водная птица.

Легка на помине – кто появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят, вспоминают или думают.

– Прочитайте слова по слогам, а потом полным словом с ударением.

е-жед-нев-но – ежедневно        бес-по-мощ-на-я – беспомощная

о-бя-зан-ность – обязанность        стре-ми-лась – стремилась

про-бе-решь-ся – проберешься        под-пра-вил – подправил

за-хлеб-ну-лась – захлебнулась        дол-го-вя-зы-е – долговязые

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Назовите действующих лиц рассказа. В этом филворде «затерялись» действующие лица из рассказа. Помогите их найти (см. ресурсный материал).

– О чем это произведение? Подтвердились ли ваши предположения?

– Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Ставить цели и задачи к уроку.

Собирать слово из букв.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять значение не понятных слов в стихотворении

Строить логическое рассуждение

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

К:участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

К: участвуют в учебном диалоге;

Физ. минутка.

2 мин.

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

 ( Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

Участвовать в физ. Минутке.

Повторять движения за учителем.

Решение частных учебных задач

Метод:

Практический

Словесный.

Прием:

ответы на вопросы по стихотворению, выборочное чтение, , ответы на вопросы по содержанию частей,

выразительное чтение стихотворения.

20 мин.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой

– Как вы думаете, почему В. И. Белов не ограничился одним рассказом о Мальке,
а написал продолжение истории?

– Прочитайте еще раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это самый
напряженный момент в произведении Белова?

– Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? (Материнское чувство любви к своему сыну.)

– Подумайте, рассказчик и писатель – одно и то же лицо или нет? Обоснуйте свое мнение.

– Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?

– Почему автор сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да еще и маленькую?

– Как повела себя Малька в минуту опасности?

– Можем ли сказать, что Малька совершила подвиг?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
– Прочитайте предложение: «Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».

– Какую роль играют имена прилагательные в этом предложении?

Когда взрослеем мы с годами,         Ее любовь нам в жизни светит,

Когда становимся умней        Ее любовь всегда видна.

Все чаще думаем о маме,        Друзей немало можно встретить,

Все чаще думаем о ней.        А мама все-таки одна...

– Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детенышам.

– Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

– Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

– Поэты всех времен преклонили колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, нежностью, заботливостью, теплотой сердечной. Мы с вами сейчас поработаем в группах. Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

а) Всякой матери свое дитя мило.

б) Материнское сердце не знает покоя.

в) Отец и мать цены не имеют.

г) При солнышке тепло, при матери добро.

– Прочтите собранные пословицы.

– Что их объединяет? (Все пословицы о маме.)

– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?

– Прочитайте, как заканчивается первый рассказ? (Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.)

– Прочитайте, как заканчивается второй рассказ? (И мы оба подивились Малькиной материнской верности.)

– Какова главная мысль рассказа?

– Это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она идет кормить своего сынка. («Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».)

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Как вы представляете Мальку? Почему она получила такую кличку?

Работать по учебнику

Отвечать на вопросы

Составлять характеристику персонажу.

Участвовать в обсуждении.

Разбирать стихотворение и задавать к нему смысловые вопросы

Читать выразительно

произведение.

Составлять вопросы.

Л: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

7 мин.

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– У вас на партах лежат рисунки. Это сердца. Только они бесцветные. Раскрасьте каждый свое сердечко.

– Поднимите раскрашенные вами сердца.

– Почему преобладает красный цвет? Что он означает?

– Объясните выбор других цветов.

– Ребята, а вот это сердце… оно случайно оказалось здесь… (учитель показывает сердце, раскрашенное черным цветом).

– О каком человеке говорят, что у него черное сердце?

Оцени себя.

1. На уроке мы читали сказку….

2. Я обратил(а) внимание на….

3. Что я взял(а) для себя ценного из прочитанного?

-Спасибо за работу на уроке, за стремление каждого из вас чётко, открыто выражать свои чувства, мысли по обсуждаемой теме.

Объясняет домашнее задание. 

•  Подготовить пересказ от имени Мальки.

•  Написать письмо собаке Мальке.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем.

К:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Р: оценка и самооценка собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Ксения Драгунская «Крайний случай».

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Ксения Драгунская «Крайний случай».Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления). Тип урока: урок открытия новых знаний.Оборудо...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Литературное чтение». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Устное народное творчество. Сказки», 2 класс. На данном ...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: А. Плещеев «Сельская песенка»

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе.Программа школа России, авторы учебника: Климанова, Горецкий, Виноградская. Тема: А. Плещеев «Сельская песенка»...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: Согласные звуки [м], [м’]. Буква М, м.

Методические рекомендации к уроку литературного чтения в 1 классе.Образовательная система: Школа России...