Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка ...», «Наши царства», 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Клявлина Татьяна Владимировна

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "М. Цветаева"28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.02.18        Учитель: Липатова

Школа: МОУ СОШ № 45 г. Карталы        Студентка: Клявлина Т.В., 46 гр.

Класс: 4 в        

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение, 4 класс)

Тема: «Стихотворения М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка ...», «Наши царства»

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией и с произведениями Марины Ивановны Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Планируемые результаты 

Предметные: 

- познакомиться с основными этапами жизни М.И. Цветаевой;

- развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;

- учиться анализировать поэтическое произведение.

Личностные: 

- развивать эстетического воображения через слово, картины;

- развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование:  учебник «Школа России» 4 класс, 2 часть, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

Практический

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.

- Давайте проведем речевую разминку-загадку:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра –

Дом собаки – ... (конура)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра –

На стене светильник – ... (бра)

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Фронтальная беседа

Практический

2

мин.

- Вспомните, стихи какого поэта вы прочитали? (Сергея Есенина)

- Какое стихотворение этого поэта вы читали? («Бабушкины сказки»)

- С каким чувством вспоминает поэт детские годы? (с трепетом, с чувством теплоты и т.д.)

-  Как его надо читать?(обращать внимание на знаки препинания, темп должен быть умеренный, спокойный и к концу предложение интонация поднимается вверх) Кто хочет попытаться донести чувства поэта всему классу? (чтение двух учащихся)

Удалось ли передать чувства поэта? С какой интонацией прочитано стихотворение? Тихо или громко?(+ комментарии учителя)

Называть изученные произведения

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. – общение,взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Фронтальная беседа

2 мин.

- Посмотрте на слайд (иллюстрация). Что изображено? (дом, вокруг дети, красивая природа) Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (спокойствия, уюта, красоты)

- Эта иллюстрация может вдохновить на создание художественного произведения? Какое оно будет? (о родном доме, о детстве) В каком жанре наиболее точно можно передать такие чувства? ( в поэзии)

- Подумайте, что мы будем с вами читать? (стихотворения о детских воспоминаниях, о родине, о красоте родного края)

- Вы верно все говорите. Мы познакомимся с произведениями Марины Ивановны Цветаевой «Бежит тропинка с бурорка...», «Наши царства» (слайд-тема урока)

- Какие цели мы поставим? (- познакомимся с биографией М.И. Цветаевой, - познакомимся со стихотворениями «Бежит тропинка с бурорка...», «Наши царства»; - научимся выразительно прочитывать эти стихотворения)

Воспринимать информацию на слух

Отвечать на вопросы учителя

Отгадывать названия стихотворений.

Предполагать тему урока.

Определять цели урока.

Р.-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. - осуществлять поиск необходимой информаци.

IV. Открытие нового знания

Наглядный

Беседа

Словесный

Наглядный

Беседа

10 мин.

 –  Послушайте отрывок песни. Знаете ли вы, кто автор стихов прозвучавшей песни?

– Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. (таких песен много, и наверника вы слышали их)

А начиналось все так…

– Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, еще раньше).

Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть Серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал прежде всего искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для

Вскоре после «Вечернего альбома» ее стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов.

 Марина Цветаева всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное еще в счастливые дни юности:

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Отвечать на вопросы

Слушать аудиозапись.

 

Воспринимать информацию на слух.

Смотреть слайды.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К.- формулировать собственное мнение

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный

Практический: чтение и анализ стихотворения

Практический

Беседа

Динамическая пауза

Практический: чтение и анализ стихотворения

15 мин.

10 мин.

1 мин.

Откройте учебник на странице 72, я буду читать это стихотворение, а вы следите глазками и приготовтесь отвечать на вопросы. Выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».

– Какими чувствами наполнено стихотворение? (грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями)

– О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки. (Это стихотворение посвящено детским годам. Ее детство – счастливый период жизни.

И все поют о добром, старом,

О детском времени они.

О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!)

– О чем она грустит? Прочитайте. (о детстве «Куда ушли, в какую даль вы…»)

– Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение?

– В каком пространстве живет ее героиня? Как поэтесса изображает это пространство? (Цветаева говорит о реке Оке. Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь. Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.)

– Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении? (Перечисляют олицетворения: сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни; бежит тропинка…)

- Прочитайте это стихотворения про себя, посторайтесь передать эмоции автора. Кто желает прочитать всему классу? (2-3 учащихся) – Удалось передать чувства автора?

Давайте, немного расслабимся. Видеофизминутка.

- Послушайте следующие стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства».

- Вспомните, какие произведения называются лирическими?(лирическими называют поэтические произведения, выражающие чувства и переживания)

- Стихотворение «Наши царства» было написано совсем еще юной Мариной. Давайте попробуем понять его, насладиться талантом поэтессы, увидеть образ ее детства.

- Слово «царства» – любимое слово автора. Что оно напоминает? (слово «царства» напоминает образ сказочного детства)

- Прочитайте первые две строфы.

-Какое слово здесь повторяется? (владенья) Объясните слово «владенья».( владенья (владение) – недвижимое имущество, земельный участок)

- С чем связан счастливый мир детства? (с природой родного края)

- Какое чудо происходит в этом царстве? (девочки ощущают себя феями)

- Кто такие «мы»? («Мы» – это Марина Цветаева и ее сестра)

- Прочитайте третью строфу. О ком говорится в этой строфе? (здесь говорится о взрослых, употребляется слово «большие»)

- С какой интонацией говорят феи о взрослых? (феи говорят с интонацией недоумения, с чувством досады)

- Марина Цветаева рассказывает о волшебном мире детства. Как вы думаете, каким она считает это время? (для автора мир детства – самый счастливый, беззаботный, сказочный, волшебный)

- Прочитайте четвертую строфу. Какие слова подтверждают наслаждение? (…Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..)

- Какое время поэтесса считает подходящим для чудес?

- С какой интонацией нужно читать эту строфу?

- Прочитайте последнюю строфу. О чем здесь говорится?

-  Какой знак стоит в конце?

- Кому автор задает вопрос?

-  Какой поэтический образ мы увидели в этом произведении?

- На что еще нужно обратить внимание при выразительном чтении стихотворения? (на знаки препинания)

- Кто желает прочитать это стихотворение всему классу? Удалось ли передать чувства автора?

Слушать чтение.

Определять конкретный смысл слова.

Читать про себя и вслух

Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Отвечать на вопросы учителя по прослушанному и прочитанному стихотворению

Читают стихотворение всему классу.

Выполнять двигательные упражнения.

Слушать чтение.

Определять конкретный смысл слова.

Читать про себя и вслух

Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

Отвечать на вопросы учителя по прослушанному и прочитанному стихотворению

Читают стихотворение всему классу.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

К.- формулировать собственное мнение

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. – общение,взаимодействие

VI. Включение в систему знаний

Фронтальная беседа

Тестирование в устной форме

Д/З

5

Мин

1 мин.

С произведениями какого автора мы сегодня с вами познакомились?

Как называются эти произведения?

- Как понимаете значение этих слов и выражений? Подберите более точные слова для объяснения. Из какого стихотворения эти слова?

рай

закаты

шпаги

– место жизни безгрешных людей после смерти

– заход солнца

– холодное оружие

- Давайте, подведем итоги по прочнению стихотворения «Наши царства»

1. Кого поэтесса называет феями?

    а) Себя и своих подруг; б) себя и свою сестру;

    в) бабочек.

2. Какими поэтесса называет свои владения?

  а) Царственно-богатыми;

  б) таинственными и завлекающими;

   в) небольшими, но при этом огромными.

3. Как бежит тропинка?

    а) Как бы резвясь и играя;

    б) как бы под детскими ногами;

    в) как бы под тихими шагами.

4. Какую реку упоминает поэт?

    а) Волгу; б) Оку; в) Неву.

Учебник с.72-73, выразительное чтение наизусть на выбору.

Подводить утоги урока

Выполнять задания.

Записывать домашнее задание

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К.- формулировать собственное мнение и позоцию.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. – общение,взаимодействие

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Практический

3 мин.

Ребята, давайте подведем итоги! Закончите фразу: «Мне понравилось стихотворение …, потому что ….

Составляют синквейн по теме урока.

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения «Над нашей квартирой», «Память» Э. Успенского» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями Э. Успенского.Планируемые результаты:Предметные:совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;знат...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...

Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»

Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...