Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Черюсова Светлана Сергеевна

Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapalukha.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 148                                                                                                                                                                        Методист: Галиуллина Н.К.

Класс: 3 «е»                                                                                                                                                                  Студентка: Черюсова С.46 гр

Кабинет: 219                                                                                                                                                                 Учитель: Лысенко О. В.

Дата: 15.03.18  

                                                        

                                        

Конспект урока: литературное чтение

Тема: «В. Астафьев «Капалуха».

Цели деятельности учителя: знакомить учащихся с жизнью и творчеством  В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать связную речь, навыки выразительного чтения

Планируемые результаты:

Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; определять жанр произведения;  формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Личностные: осмыслять поступки героев, давать им оценку; сравнивать поступки героев со своими собственными. Развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ребёнка в его отношении с животными; Формировать способность формулировать нравственные суждения; Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к животным, стремление совершать добрые дела

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч., рабочая тетрадь, презентация, портрет.

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: речевая разминка

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! И чтобы настроится на урок,  давайте вспомним наше стихотворение:

На уроке не болтать,     Время даром не терять.

Надо многому учиться-  Это в жизни пригодится!

Начнём наш урок с речевой разминки. Прочитайте предложение: Птицы живут повсюду.

- Вы согласны с этим утверждением?

- Прочитайте это шёпотом.

- А теперь громко.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией.

- Прочитайте с грустной интонацией.

- С удивлением.

-Проверяем домашнее задание(пересказ "Про обезьянку")

Приветствовать;

Отвечать на вопросы;

Читать с разной интонацией и темпом;

Р: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

П: пользоваться разными видами чтения:
извлекать информацию, представленную в разных формах;

2.

Постановка учебных задач

Практич: объяснение пословиц

Практич: составление цепочки букв

Практич.: разгадывание ребуса;

3 мин.

5 мин.

- Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Что вы там видите? (пословицы).

Воронёнку гнездо – родимая хата.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

- Как вы понимаете значение этих пословиц? (мнения детей).

- Ребята, а какие правила поведении в лесу вы знаете? (не шуметь, не мешать лесным жителям, не оставлять после себя мусор, не разорять птичьи гнёзда).

- Хорошо. Молодцы, правила вы знаете.

- Ребята, а чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся  я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

- А чтобы узнать автора из перечня букв, который вы видите на доске, выберите только русские буквы.

SLВИWGKTSVIOLPS ПGIESTPSWVOВИЧL WAVCSTLIAФЬLEDВ (Виктор Петрович Астафьев).

- Итак, с каким произведением мы познакомимся? (В.П. Астафьев – Капалуха).

 

Читать пословицы;

Объяснять значение пословиц;

Расшифровывать название произведения;

Расшифровывать имя автора произведения;

К: участвовать в учебном диалоге;

К: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми

П: извлекать необходимую  информацию, представленную в разных формах
сплошной текст; 

3.

Решение частных задач.

Словесн.: слово о писателе

Наглядн.: портрет писателя

5 мин.

- Ребята, а кто-нибудь из вас знаком с творчеством этого писателя?

- Послушайте о его жизни и творчестве.

Обратите внимание на портрет и послушайте краткую биографию этого автора.

В. П. Астафьев родился в Красноярском крае. Виктор - третий ребёнок в семье. Две его сестры умерли в младенчестве. Виктор жил с бабушкой Катериной Петровной Потылицыной, которая оставила в душе писателя светлые воспоминания, после он рассказал о ней в первой части автобиографии «Последний поклон». 
В школу В. Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку.

Отвечать на вопросы;

Слушать биографию, рассматривать портрет;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Практич: хоровое чтение по слогам, целыми словами

Пракич: объяснение значения слов

3 мин.

Словарная работа

- Ребята, но прежде чем приступить к чтению рассказа, проведем словарную работу, прочитаем хором по слогам, затем слитно слова, которые встретятся нам в рассказе.

При-бли-жа-лись

К аль-пий-ским

По-ко-роб-лен-ны-е

Ред-ко-ла-пых е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

Блед-но-лист-ным

До-цве-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

За-рож-да-ю-щий-ся

- Ребята, как вы понимаете значение слов:

Валежник, просека, космы, они тоже нам встретятся в тексте?

Просека – очищенное от деревьев место

Валежник – сухие сучья, деревья

Космы – взлохмаченные пряди волос.

Читать хором по слогам;

Читать целыми словами ;

Объяснять значение слов;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

Физминутка

2 мин.

- Но прежде чем приступить  чтению, давайте немного отдохнём.

Лебеди летят, крыльями машут,Прогнулись над водой,

Качают головой.       Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.Белые лебеди, лебеди летели,  И на воду сели, Сели, тихо поседели,

Снова полетели. 

Выполнять движения;

Р: саморегуляция как способность восстановления сил и энергии;

Практич: чтение по цепочке

14 мин.

- Ну а сейчас мы прочитаем с вами этот рассказ. Следите, слушайте друг друга

Читать;

Слушать;

следить;

П: читать вслух  осознанно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы;

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: выборочное чтение;

Словесн.: ответы на вопросы;

5 мин.

Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка? Почему автор не заметил его сразу?

Да, место, которое выбрала птица, её окрас помогли спрятать гнездо от чужого взгляда, несмотря на то, что оно было устроено на земле.

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?  - Прочитайте.

- Что означают выражения (на доске):

« озираться по сторонам»

«ощупать глазами бугор»

«сердце моё забилось от испуга»

- Как помогают они представить ситуацию?

- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Прочитайте.

 - Как вы понимаете последнее предложение (прочитайте вслух, объясните смысл)

- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к будущим птенцам? Найдите и прочитайте

- Не вспомнится ли вам другой рассказ, который не очень давно читали на уроке литературного чтения? («Ещё про Мальку» Белова) Чем они похожи? что общего?

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? Кто думает иначе? Почему?(р.т)

- Найдите последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение автор?

- Хорошо.

-Определите основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Зачитывать отрывки;

Объяснять значение выражений;

Находить необходимые отрывки из текста;

Сравнивать;

Отвечать на вопросы;

П: Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности

П: задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

4.

Подведение итогов. Рефлексия

5 мин.

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Что бы вам хотелось сделать после этого урока?

Д/з: читать и готовить пересказ рассказа.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

Конспект урока литературного чтения "Капалуха"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьев; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воо...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....