Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И. Чарушин «Кабан»» УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И.  Чарушин «Кабан»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_2.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Е.И.  Чарушин «Кабан»»

Цель деятельности учителя: расширять представления учащихся о творчестве Е.И. Чарушина; ознакомить с его произведением «Кабан»; совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения вслух и самостоятельного чтения; развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать умение работать с иллюстрациями; обогащать чувственный опыт учащихся, их реальные представления об окружающем мире и природе; воспитывать любовь к животным, интерес к чтению книг о природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с творчеством Е.И.Чарушина.

-уметь пересказывать текст от своего лица и от лица автора.

Личностные:

- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Школа России» 4кл. 2ч., презентация.

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока              Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Доброе утро, ребята! Присаживайтесь на свои места.

-Прочитайте хором предложения с последовательной постановкой логичного ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

- С этой мажорной нотки начинаем наш урок.

-Приветствовать учителя.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Аудиальный метод:

Прослушивание и анализирование пословиц

2 мин.

-Кто скажет, с каким, произведение мы знакомились на прошлом уроке?

-Правильно. Мы с вами познакомились с произведением М.М. Пришвина «Выскочка».

– Прочитайте пословицы и выберите ту, которая подходит к нашему произведению:

  • Поспешишь людей насмешишь.
  • Богатством ума не купишь.
  • Смелость города берёт.
  • Сытый голодному не товарищ.

– Можно ли считать это главной мыслью рассказа?

– А в жизни людей такое случается?

– Можем ли мы сравнивать поведение птицы с поведением человека?

- Слушать

-Анализировать

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

III.Постановка учебной задачи

Словесный метод: определение темы и целей урока

2 мин.

– Отгадайте загадки:

  •  Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепёшкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

  • У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

 Акварель палитра, кисть

И бумаги полный лист,

А ещё- мольберт-треножник,

Потому что я … (Художник)

-Подумайте и скажите,  где могут встретиться кабан и художник?

- Работать с загадками

-Определять тему и цели урока

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

IV. Открытие нового знания

Словесный метод: слово учителя

5 мин.

-Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Кабан» и узнаем, как встретились кабан и художник.

- Давайте познакомимся с биографией Евгения Ивановича Чарушина. (На слайде:  Е.И.Чарушин родился в г.Вятке 11 ноября 1901г. Отец И.А.Чарушин, известный русский художник-архитектор, дал первые навыки рисования сыну. Мать Л.А.Чарушина, хороший музыкант привила любовь к музыке, научила его понимать природу, животных. Отец часто брал мальчика сына в свои поездки по Вятской губернии. Благодаря этим путешествиям мальчик пережил настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи) Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником-анималистом)

- Кто может объяснить, что означает слово анималист?

- Анималист- это художник, рисующий животных.

- Чарушин работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата и проиллюстрировал более 100 книг. Позже начал писать свои произведения, которые переводились на другие языки. Он проиллюстрировал книги М.Пришвина, В.Бианке, С.Маршака, М.Горького.

-Что нового вы узнали о писателе?

-Работать с упражнением

Р.: контроль, коррекция выводов

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный метод:

беседа

Словеснй метод:

-объяснение непонятных слов  

5 мин.

- Если Чарушин рисовал животных, где он  должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке, на природе)

- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём произведение?

- Что вы знаете о кабане? (Кабан- это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной,  щёткой. На голове- мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди- самый сильный. Летом- по ночам- добывают пищу, днём отслеживаются в тенистых зарослях, а зимой – наоборот.)

- Проверим ваши предположения, прочитав рассказ.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Словарная работа:

Студень- блюдо из сгустившегося от охлаждения мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы.

Марал- крупный сибирский олень с большими рогами.

Суета- беготня, излишняя торопливость.

Администрация- должностные лица управления.

Небоскрёб- очень высокий многоэтажный дом.

-Отвечать на вопросы

-Объяснять значение непонятных слов

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа

Практический и словесный методы:                            - чтение рассказа

5 мин.

– И так, сейчас вам нужно прочитать произведение.

– Хорошо, молодцы. Давайте ответим на вопросы:

  • Почему рассказ называется «Кабан»?
  • Предложите свой вариант названия рассказа.
  • Прочитайте эпизод рассказа вызывающий улыбку.
  • Можно ли этот рассказа назвать юмористическим?

-Читать текст по абзацам

-Анализировать рассказ

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VII.Включение в систему знаний

Практический метод:   организация работы в рабочих тетрадях: стр 81, №2

Практический метод:                         - организация работы с иллюстрациями;      - составление отзыва про прочитанный рассказ

5 мин.

-Ребята, откройте ваши рабочие тетради на стр. 81, давайте выполним задание №2.

–  О каких событиях зоосада идёт речь в рассказе.                                         –  Проведите исследование и заполните таблицу.

– В чём особенность юмористических рассказов? (Особенность юмористического рассказа- смешные герои, искрометный юмор, забавная манера изложения, изобилие смешных ситуаций, в которые пропадают главные герои)

– Посмотрите на страницу 98. Какой момент изображён?

– Найдите и прочитайте соответствующий отрывок.

– Сейчас я вам предлагаю составить отзыв о прочитанном рассказе по плану:

  • Название произведения;
  • Жанр произведения;
  • Время действия;
  • Место действия;
  • Герои (персонажи) произведения;
  • Краткое содержание;
  • Отношение к прочитанному.

- Работать в рабочих тетрадях

- Анализировать рассказ

-Отвечать на вопросы

- Работать с иллюстрациями

-Составлять отзыв о прочитанном произведении по составленному плану

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Рефлексия деятельности                 (по продукту)

Словесный метод: подведение итогов, объяснение домашнего задания

1 мин.

- Хотелось ли вам продолжить читать рассказов Е.И. Чарушина?          - Почему?

- Я предлагаю взять в библиотеке другие произведения Е.И,Чарушина и поделиться своими впечатления о прочитанном. Надеюсь, что книги этого писателя многому вам научить и многое смогут объяснить.

-Запишите домашнее задание: подготовить беглое выразительное чтение рассказа Е.И.Чарушина «Кабан» стр. 96-99; выполнить задание на стр. 81, № 3 в «Рабочей тетради»

-Подводить итог урока

- Записывать домашнее задание

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.Планируемые результаты:Предметные: знать биографию В. Белова;уметь характеризовать героев...

Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...

Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенско...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...