Конспект урока литературы в 3 классе - "Квартет"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Анюкова Екатерина Владимировна

Конспект урока литературы в 3 классе - Крылов ИА "Квартет". Инсценирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01.03._literatura._kvartet.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

(предмет)

Выполнил(а) студент(ка) 43 гр.

Ф.И. Анюкова Екатерина

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

Дата: 01.03.2017                                                                                                     Учитель: Костылева И. В.                                                                                                                         

Класс: 3 б                                                                                                                

 

Урок литературного чтения

Наш театр. И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование.

Цели деятельности учителя: продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; учить понимать глубину содержания произведения; формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками; находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям; различать речь автора и героев басни; развивать навыки беглого чтения.

Планируемые результаты

Предметные: уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни,  характер героев.

Личностные: воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища, формировать положительные качества, вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и  на них походить. пробуждать добрые чувства, воспитывать интерес к чтению.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть «Перспектива», презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

1 мин

 Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.

Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Мы уже не раз встречались с вами, я надеюсь, что вы также будете хорошо работать, как и на прошлых уроках. Настройтесь на плодотворную и творческую работу.

Принимать установку учителя

П: выделять существенную информацию из слов.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Пр.: артикуляционные упражнения

3 мин

У меня на слайде скороговорка.

Проворонила ворона вороненка.

Прочитайте скороговорку про себя.

Давайте, теперь все вместе прочитаем вслух по слогам, затем целыми словами, чуть-чуть по быстрей, теперь еще быстрей.

Кто желает прочитать скороговорку быстро?

Читать скороговорку

К: учебное сотрудничество со сверстниками.

Актуализация

Сл.: слово об авторе

Проверка восприятия

4 мин

Прочитайте слова на слайде, о ком они?

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша боль.

И не забудут этой боли,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Как вы думаете, о ком написаны эти строки?  (О И.А. Крылове)

Эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове.

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.

Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)

Отвечать на вопросы учителя

Вспоминать биографию автора  

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

Постановка учебной задачи

5 мин

 Я знаю, что вы знакомились с некоторыми его произведениями на уроке литературного чтения.

К какому жанру относятся его произведения? (басня)

Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Всюду у него Русь и пахнет Русью»?

А кто из вас может сказать, что такое басня? (это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки)

Что такое мораль басни?

(начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом).

Как вы думаете, чему учит басня? (помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; Крылов учит мудрости жизни; чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка) Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «кварта»? Кто –нибудь слышал? (кварта в переводе с латинского – четыре).

Ребята, кто хорошо знает басни Крылова?

А кто-нибудь слышал или читал басню Крылова, где встречается это слово? (ответы детей)

Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».

Какие цели для себя вы поставите на урок? продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

 - учить понимать глубину содержания произведения;

 - формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

 - находить мораль в произведении;

- учить читать басню по ролям;

- различать речь автора и героев басни;

- развивать навыки беглого чтения.

Работать с текстом  учебника

Читать выразительно рассказ по ролям

П: осваивать смысловое чтение текста;

выделять существенную информацию из текста.

Пр.: первичный анализ

8 мин

Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день.

Что такое квартет? (Ответы детей) 

Где четыре музыканта

Замечательно играют

Этот маленький оркестрик

Все квартетом называют.

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

У меня на слайде изображена иллюстрация басни. Предположите, о чем будет эта басня? (ответы детей)

Чтение басни

Ребята, давайте мы с вами прочитаем эту басню. Кто желает?

Какие непонятные слова вы встретили в басне?

Пленять – увлекать.

Чинно – строго по правилам. Уселись чинно в ряд.

Лад – согласие, порядок.

Прима — втора (первый — второй голос)

– Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы.

О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)

Обсуждать с учителем характер героев рассказа

Формулировать главную мысль

К: уметь  слушать и вступать в диалог.

Динамическая пауза

1 мин

Физминутка

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. 
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. 
(Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. 
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. 
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Выполнять движения вместе с учителем

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Вторичное чтение произведения

4 мин

Прочитайте второй раз басню уже самостоятельно и выделите инструменты, на которых играли герои.

Кто перечислит инструменты, которые он нашел в тексте?

Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком.

Читать самостоятельно

Искать названия инструментов в тексте

К: уметь  слушать и вступать в диалог.

Обобщающая беседа и выведение идеи произведения

Н.: рассматривание иллюстраций, учебной презентации

С.: ответы на вопросы

8 мин

Расскажите, как вы поняли смысл басни? (Талант необходим во всех делах, как и призванье. Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов-самоучек, концерты которых зачастую - смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей - мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся - у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта)

Давайте, мы еще раз обратимся к иллюстрации басни.

Сколько животных вы увидели на картине?

А речь только о каких животных звучит в басне?  (Cоловей, мартышка, осел.)

Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.)

Как сам автор относится к их затее, всерьез или с насмешкой?

Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – медведю, мартышке– скрипка прима, альт–у осла, вторая скрипка у козла)

Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? В самом деле, они могли пленять своим искусством?

Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница).

Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?

Как автор называет Мишку? (Косолапым).

Прочитайте, как они начали свою игру (Ударила в смычки, дерут, а толку нет)

Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка?

Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?

Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)

Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)

Получилась ли у них музыка?

Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад».

Сейчас я вам покажу фрагмент из басни «Квартет».

Внимательно смотрите.

Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты?

Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей)

Принимать установку учителя

Отвечать на вопросы учителя

Формулировать тему и цели урока

Рассматривать иллюстрацию к басне

Отвечать на вопросы

Читать отрывок из басни

Смотреть видеофрагмент

Отвечать на вопросы

П: умение определять и формулировать цель урока самостоятельно;

осознанное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации.

Решение частных задач

Первичное восприятие текста

Пр.: первичное чтение текста

6 мин

Сейчас мы с вами будем читать по ролям. Перед тем как мы начнем читать по ролям, нам нужно определить тон и цель чтения.

Как должна читать мартышка? (читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая).

А осел? (читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды).

И последний герой  басни? (соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка).

Давайте, мы теперь приступим к чтению по ролям.

Кто желает?

Читать рассказ по цепочке

Отвечать на вопросы

Выполнять чтение по ролям у доски

К: учебное сотрудничество со сверстниками.

Итог урока

Пр.: анализ текста

3 мин

 Наш урок подходит к концу. Давайте, мы с вами подведем итог урока.

Что мы сегодня повторили?

Чему учат басни И.А.Крылова? (Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.)

Что нового узнали?

С какой басней мы сегодня познакомились на уроке?

Чему мы сегодня научились? (различать характер героев, а также инсценировать басню, то есть читать по ролям)

Озаглавить картинки к тексту

Строить план рассказа

Отвечать на вопросы

К: учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения.

Рефлексия

Пр.: самооценка

1 мин

Если вам понравился урока поднимите зеленые цветочки, а если нет, то красные.

Вы ребята, сегодня хорошо поработали. Мы сегодня с вами провели очень плодотворную и творческую работу. Спасибо за урок. До новых встреч!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 4 классе "Л. Чарская "Зима"

Конспект открытого урока по литературе в 4 классе, который может быть основой для другого урока по литературе по блоку "Зима"...

Конспект урока литературы в 4 классе "Арбузный переулок. В.Ю. Драгунский"

Конспект урока литературы в 4 классе. Тема "В.Ю. Драгунский. Арбузный переулок"...

Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...

Конспект урока литературы (чтения) в 4 В классе 2 отделения.

Конспект урока литературы (чтения)  в 4 В классе 2 отделения.                                      ...

Конспект урока литературы в 4 классе по теме: Творчество Е.И.Чарушина. "Кабан"

Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразите...