Литературная (авторская ) сказка Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»
план-конспект урока по чтению на тему

Конспект урока по литературному чтению по УМК «Перспектива» 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _urok.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературному чтению по УМК «Перспектива» 3 класс.

Технологическая карта урока литературы  

Тема:  Литературная (авторская ) сказка Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Тип: Изучение нового материала.

Цели урока:  Стимулировать интерс к чтению сказок. Актултзировать знания о видах сказок. Научить раскрывать знанение выражений «служить по совести», «служить по душе»; формировать нравственные ценности; учить работать в группах; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться с друг с другом; использовать при чтении мимику, жесты, интонацию. Создать условия для формирования умений выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

предметные: работать с текстом сказки, вырозительно читать текст сказки, пересказывать сказку по готовому плану.

метапредметные: формировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем  деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

личностные: осмыслять понятия : добро побеждает зло, в чём смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

УУД

1.Организационный момент

Прочитайте названия  произведений-

 -все ли произведения вам знакомы?

- что их объединяет

сказки

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

А чем это сказка отличаеися от всех других ?

 -а какая из них будет темой нашего урока

о чем же мы будем сегодня говорить ?

Определите задачи деятельности  на уроке.

-Сказка о серебряном соколе.

- она авторская

об авторской сказке Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

учиться выразительно читать; находить художественные средства выразительности,  учиться на примере героев сказки

Регулятивные:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3. Локализация учебных затруднений

-Вы сказали, что это сказка авторская?

- Кто автор этой сказки?

- Что вы о нем знаете?

Хотите узнать больше?

- Откуда  мы можем узнать о творчесте писателя , из каких истчников ?

Я предлагаю поработать в группах для того чтобы расширить знания об этом человеке

 ( работа в группах)

1 группа – детство, школьные годы писателя (энциклопедия)

2 группа – родные писателя                         ( энциклопедия)

3 группа -  учёба (справочник)

4 группа- увлечения( пособие)

5 группа- работа ( интернет)

6 группа- последние годы жизни (журнал)

(дети сами выбирают задания для групп)

Какой это был человек?

только такой  человек мог написать такую интересную сказку

Давайте вернемся к тексту сказки

-Докажите что это произведение является сказкой?

Перечислите героев сказки?

нужно узнать  о человеке какой он

из справочника, интернета,                   из энциклопедий , пособий

http://www.ostrov-koval.com/#!untitled/cwig

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. Родился в Москве. По окончании Московского государственного педагогического института работал в сельской школе в Татарии. Во время учебы в институте увлекся искусством фрески, мозаики, скульптуры. Занимался, кроме того, рисунком и живописью.

В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей.  

Добрый, всесторонне развитый, талантливый.

Признаки  сказки:

- зачин

- волшебные герои

- троекратное повторение

- концовка

Соколы, нечистый, солдат, березка

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

4.Словарная работа

Все ли слова вам были понятны?

Какие это слова?

Где вы посмотрели значение этих слов?

Словарная работа

Клеть-помещение, комната в строении,

здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения.

Цигарка-скрученная из бумаги трубочка с табаком.

Картечь-патрон.

Устаревшие слова- это слова  ранее употреблявшиеся в речи

В энциклопедии, интернете, словаре

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

5. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

Почему солдат согласился послужить нечистому? (найдите в тексте)

Кого увидел солдат в клетках?

-Найдите в тексте описание каждого сокола.

Какие средства выразительности вы знаете?

Какие средства выразительности использует автор для описания соколов?

Еще какие  средства выразительности употреблены в сказке?

Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему?

Почему береза не сразу обратилась к солдату с помощью?

Зачем береза отправила солдата в деревню?

Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов?

Сразу ли разобрался солдат, что сердце ему приказывает? 

Сколько раз пришлось солдату помогать  девушке вылезти из березы?

Почему солдат решил сразиться с нечистым? Что подсказало ему сердце?

Найдите и перечитайте описание "боя".

Как же был вознагражден солдат за свой подвиг?

Какие чудесные превращения встретились в сказке? (найдите в тексте)

Задумался солдат, оглядел нечистого. Не понравился ему нечистый – рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.

– Какая, – спрашивает солдат, – служба?

– У меня три сокола живут, в трёх разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю. Вернусь, щедро тебя награжу.

– Ну что ж, – сказал солдат, – соколов стеречь – служба нехитрая. Согласен.

- трех соколов

-Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают.

-А там в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел.

Эпитет, олицетворение, сравнение

Эпитет- образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

- Глаза медью сверкают- эпитет.

- Солнечный сокол-эпитет

Олицетворение- братья соколы, девушка березка.

- Совестно ему стало, жалко было ему соколов

- Солдат на нечистого за деньги работал, а у березы ни копейки не было

-Чтобы солдат нашел дедушку

- Солдат на нечистого за деньги работал, а у березы ни копейки не было

-Нет не сразу.

«Вот незадача, – подумал солдат, – что сердце прикажет? А чего оно приказывает? Не пойму. Кажется, попить хочет».

- Два раза

«А ведь жалко красавца, – подумал солдат, – сидит в клети – света белого не видит. Отпущу».

Расколдовать сестру и братьев

И понял солдат – нечистый летит. Схватил ружьё.

И видят они – крылья кожаные небо чертят, нечистый летит, жалованье в узелке несёт. А за ним туча мчится, хочет нечистого молнией сразить.

Увернулся нечистый от молнии и как раз солдату на мушку попал.

Ударил солдат картечью – только перья полетели и жалованье из узелка потряслось. Тут и накрыла их туча, хлынул ливень, да такой, что все зажмурились.

Соколы вылечили ему глаза

А когда открыли глаза – не было нигде нечистого и туча пропала.

И смотрит солдат – стоят рядом с девушкой три паренька, смеются, потому что мокрые все. Один-то – огненно-рыжий, другой-то – русый, солнечный, а третий – весь седой. Молодой такой, а уже седой.

Солдат подумал-подумал да и женился на берёзовой девушке.

– Понравилась она мне, – признавался он братьям.

А с братьями очень подружился солдат. И особенно полюбил он серебряного.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД.

- Высказывать своё предположение;

- Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;

Познавательные УУД

Умение строить речевые высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

6. Вторичный синтез

Продолжим работу над рассказом в группах.

1группа

Задание.

Составить   диаманту о  нечистом

2 группа

Задание.

Составить план.

По   деформированному план.

- Вы читали рассказ. Прочитайте план. Соответствует  он последовательности событий? Восстановите план и докажите, что ваш план верный.              

 План:

  1. Знакомство с соколом.
  2. Просьба березки.
  3. Встреча с дедушкой.
  4. Знакомство с березой.
  5. Встреча с нечистым.
  6. Выпустил сокола с серебряной палаты.
  7. Выпустил сокола с золотой палаты.
  8. Выпустил сокола с медной палаты.
  9. Расколдовал девушку-березку и братцев- соколов
  10. Бой солдата с нечестью.

3  группа

Задание.  Составляет мораль о прочитанной сказке

4 группа

Задание. Фишбоун.

В «голове» этого скелета обозначьте проблему «Почему солдат стал служить  нечистому? На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие эти причины. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

5 группа

Задание . 6 шляп

«Почему солдат решил освободить заколдованных братьев и сестру?»

6 группа  

Задание.

Составить  синквейн о солдате

Выступление. Оценка   работы. Оценка настроения.

-

Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых - понятия с противоположным  значением.

  1. Встреча с нечистым.
  2. Знакомство с соколом.
  3. Знакомство с березой.
  4. Просьба березки.
  5. Встреча с дедушкой.
  6. Выпустил сокола с медной палаты.
  7. Выпустил сокола с серебряной палаты.
  8. Выпустил сокола с золотой палаты.
  9. Бой солдата с нечестью.

  1. Расколдовал девушку-березку и братцев- соколов

Мораль - это вывод итог о прочитанном  содержащий совет  поступать тем или иным образом .

Фишбоун.- этот вид схем который позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие  идеи.

6 шляп мышления

Синквейн- это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. (написанная по правилам)

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД.

- Высказывать своё предположение;

- Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;

7.Этап обобщения

Сказка ложь, да  в ней намек, добрым молодцам урок.

Какой же урок содержится в этой сказке? Чему она учит?

 -Слушать свое сердце, и поступать так, как ты считаешь нужным сам

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения.

8. Рефлексия

Оцените свою работу , через эмоции

-На этом наш урок закончен!

У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.

До свидания!

Регулятивные

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10. Домашнее задание

Пересказать текс от лица солдата. (выбрать интонацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 кл. УМК "Перспектива" Юрий Коваль "Сказка о серебряном соколе"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией и творчеством Юрия Коваль, с его произведением «Сказка о серебряном соколе»; обучать элементарным приёмам анализа художественн...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  ознакомление с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формирование  нравственных ценностей; учиться  коллективно, обсуждать прочит...

Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с факторами биографии Ю. Коваля и произведен...

Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю.Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для продолжения знакомства учащихс с произведением Ю. Коваля "Сказка ...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе» Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»Цель урока: знакомство с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формирова...