Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора "
план-конспект по чтению на тему

Марченкова Ольга Павловна

Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами  детского фольклора "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000ba268-b673a43c.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

               

Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами  детского фольклора для повышения мотивации  учащихся с ОВЗ на уроках  развитии речи и  письма в классах ТУО».

                                                                               Учителя начальных классов

                                                                               Марченковой Ольги Павловны.

                                        Смоленск  2015

Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами  детского фольклора для повышения мотивации  учащихся с ОВЗ на уроках  развитии речи и  письма в классах ТУО».

Пояснительная записка

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен  мотивации к обучению. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;

3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;

4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;

5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;

6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Особое значение для улучшения общего эмоционального фона  развития познавательных процессов у учащихся с умеренной умственной отсталостью принадлежит системе коррекционных упражнений с элементами детского фольклора.

Цели и задачи.

Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактических упражнений в обучении детей письму и развитию речи.

Объектом исследования данной работы являются младшие школьники.

Предмет исследования заключается в обучении детей письму и развитию речи с помощью коррекционных упражнений с элементами   детского фольклора

Задачи исследования:

1. Выявить основные свойства дидактических упражнений с элементами детского фольклора и выявить их роль в воспитании личности.

2.Рассмотреть основные типы дидактических упражнений, их особенности и основные характеристики.

3. Исследовать основные воспитательные условия эффективности игровых упражнений с элементами детского фольклора как средства воспитания всесторонне развитой личности.

4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры с элементами детского фольклора и особенности их применения.

5. Рассмотреть основные цели, для которых применяются дидактические упражнения в форме игры.

Применение дидактических упражнений с элементами детского фольклора на примере обучения  развитию речи и письму в классах ТУО.

Упражнения для расширения словарного запаса:

«Доскажи словечко"

Это куколка, Акулька,

У нее кроватка — ... (люлька).

В печку слазить очень рад, А зовут его... (ухват).

У нее доска и палка — Это бабушкина... (прялка).

Кашу варит всем дружок, Круглобокий... (чугунок).

 «На лесной опушке живет коза (в избушке)",

Описание.

Карточки с картинками (белка, лиса, воробей, синица, медведь, заяц, камешки-орешки) разложены на столе, все "орешки" возле карточки с белкой. Читается потешка: "Сидит белка на тележке". Дети по порядку раскладывают "орешки" героям потешки:

"Сидит белка на тележке,

 Продает она орешки:

 Лисичке-сестричке,

 Воробью, синичке,

 Мишке косолапому,

 Заиньке усатому."

«Цепочка слов»

Подчеркиваем историческую преемственность с современными аналогами:

лучина — свечка — лампа — электрическая лампочка,

деревянная миска — глиняная — эмалированная,

скамья — лавка — диван,

ухват — прихватка.

«Словесное лото, или Кому что»

Карточки с картинками (бабушка, прялка, люлька, хозяйка, ухват, чугун, коромысло, ведро, младенец и др.).

Упражнения на умения регулировать громкость голоса.

 Заклички:

"Дождик, дождик поливай,

 Будет хлеба каравай,

 Будут булки, будут сушки,

 Будут вкусные ватрушки!"

Проговорить как можно громче.

Пестушки 

Тише, куры, не шумите,

 Мово Ваню не будите,

 А мой Ваня будет спать

 Будет глазки закрывать"

Проговаривать ласково, напевно, а значит тихо.

Упражнения совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата.

Скороговорки:

 "Перепелка перепела перепела" произнести с разной интонацией (вопросительно, задумчиво, удивленно, радостно, грустно, восторженно, неохотно, быстро, медленно, напевно, громко, тихо, шепотом)

Упражнения на развитие слухового внимания.

 "Перевертыши" (задача - найти несоответствие)

"Жив здоров,

 Лежу в больнице,

 Сыт по горло -

 Есть хочу,

 Хоть корову проглочу"

Ладушки", "Про сороку", "Коза рогатая".

Цель.

Учить  пользоваться различными звуковыми средствами: интонацией,  логическим ударением, подбирать наиболее подходящих слова, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения.

Упражнения для развития всех сторон речи и речевого общения.

 Потешки и прибаутки.

Цель: Обучение языку  на чистых, доступных пониманию ребенка образцах поэтической речи, развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков, чувство ритма.

Потешка "Привяжу я козлика".

Цель: Побуждать детей поддерживать диалог, высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение), развивать интонационность речи.

"Привяжу я козлика

 К белой березке,

 Привяжу рогатого,

 К белой березке.

 Стой, мой козлик

 Стой, не бойся

 Белая березка,

 Стой не качайся"

Виды работы.

Показ настольного театра.

Чтение потешки в парах (с мячом, с хлопками)

Разучивание новых потешек.

Обыгрывание этюдов.

Инсценировка разных вариантов.

Вопросы.

Кто еще может привязать козлика? Кого еще можно привязать? К чему можно привязать? Что еще можно сделать с козликом? О чём попросили козлика? Какой козлик? В какое время года происходит событие? Почему березка качается? Кого они встретят? Увидят? Где березка растет?

Результаты:

- охотно вступают в контакт с воспитателями и сверстниками;

- отвечают словом и действием на побуждающие предложения и вопросы;

- овладели ситуативно-деловым общением с взрослыми, происходит становление

-эмоционально-практического речевого общения с ровесниками;

- обозначают в игре словом роль в действии;

- понимают и используют слова для обозначения обобщения и замещения людей, предметов или действий.

Развитие речи - это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мер успешности обучения детей в школе.

Упражнения к теме «Звуки и буквы».

Подбери пару.

Цель: развитие операций сравнительного анализа на основе упражнений по установлению сходства и различия.

Оборудование: карточки со словами у каждого ученика.

Ход игры: учащиеся составляют пары слов так, чтобы в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравшие пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре.

Примерный материал. Слова: пар-парк, кот-крот, роза-гроза, рот-крот, сук-стук, ком-корм, каска-краска, зал-звал, лещи-клещи, бор-борщ, ужи-лужи, ужи-ужин, утка-шутка, кран-экран, лапа-лампа, усы-бусы, осы-косы, сорок-сорока, стол-ствол, так-танк, сон-слон, сор-спор, дал-ждал.

Загадки.

Цель: развитие словестно-логического мышления;

отгадывание загадок, звукобуквенный анализ слов-отгадок для последующей записи.

Ход подземный роет ловко,

Роет спальню и кладовку. (Крот)

Нет моей походки тише,

И меня боятся мыши. (Кот)

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Зубами «щелк!».

Это серый… (Волк)

Я росла в лесу дремучем,

Поднималась к синим тучам.

Но теперь меня срубили

И в игрушки нарядили. (Елка)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней? (Врач)

Легкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь.

На веревочке висит,

Зазеваюсь – улетит.  (Шар)

Я под маленькою крышей

Прогуляться в дождик вышел. (Зонт)

Когда со мною умываются,

То слезы проливаются. (Мыло)

Кто больше?

Цель: развитие фонетического слуха; закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры: класс делится на группы по рядам или звеньям. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.

Игра с мячом.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

І вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

ІІ вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч учителю.

Комментарий для учителя: эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

Чудесный мешочек.

Цель: развитие умения делить слова на слоги; коррегирование внимания, мышления.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры.

Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания. Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

Кто быстрее?

Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

Ход игры.

Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своём столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найденные у соперника ошибки.

Поможем зверям.

Цель: развитие словестно-логического мышления; закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.

Ход игры.

Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в алфавитном порядке. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?».

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав наизусть алфавит.

Примерный материал: слон, лев, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.

Угадай последнее слово и запиши.

Цель: развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Ход игры.

Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учащимися.

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту…(дверь)

Я по чтению опять

Получил оценку…(пять)

Все играли, а вратарь

В это время грыз…(сухарь)

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий…(лось)

Думаю, известно всем:

Дней в неделе ровно…(семь)

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл…(карась)

Наоборот.

Цель: активизация словаря; развитие умения подбирать слова, противоположные по значению.

Ход упражнения.

Учитель называет слово, ученики должны найти другое с противоположным значением. Подобравший правильно слово получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.

Примерный материал: мир-война, шум-тишина, утро-вечер, день-ночь, холод-жара, храбрость-трусость, небрежность-аккуратность, враг-друг, болезнь-здоровье, радость-грусть, слабость-сила, старость-молодость, чистота-грязь, злость-доброта, вежливость-грубость, потеря-находка, ложь-правда, труд-безделье, горе-счастье.

Ванька-встанька.

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие словестно-логического мышления; дифференциация имен собственных и нарицательных.

Ход упражнения.

Учитель называет нарицательные и собственные имена существительные. Ученики встают, если слово пишется с большой буквы, и садятся (или продолжают сидеть), если слово надо писать с маленькой буквы.

Анализ результатов речевого развития воспитанников 2 «А» класса на 2015-2016 учебный год.

Звуковая культура речи

  1. Звуковая культура речи учащихся улучшилась после первого года исследования  на 16.5 %, а к концу I четверти2013г на 33%.

Словарный запас

Произошло повышение уровня словарного запаса по сравнению с началом 2011-2012учебного года на 16.5 %,  по сравнению с  2012-2013гг. и  Iч 2013г   года так же на 16.5 %.

Составление коротких высказываний по иллюстрациям

Наблюдается повышение уровня ко второму году  на 40 %, к концу

I четверти 2013г  по составлению коротких высказываний по иллюстрациям  дети моего класса вышли на средний уровень.

Приобщение к творчеству

Повышение уровня творческой деятельности учащихся по сравнению с 2011-202гг и 2012-2013гг на 20 %, а с концом 2012-2013 учебного года и I ч2013г на 33 %.Низкий уровень по «приобщению к творчеству» был преодолен.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется путем проведения дидактических и игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, рассказов и пр.

Дети по-разному овладевают звукопроизношением и навыками четкой, интонационно выразительной речи. С некоторыми детьми необходима дополнительная работа для усвоения того или иного раздела звуковой культуры речи.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

1)    на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

2)    различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;

3)    отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия;

4)    проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий.

Заключение

В результате проведенного исследования согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактическим упражнениям и играм с элементами детского фольклора на уроке. Дидактические упражнения и игры содействуют лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся. Их можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Дидактические упражнения и игры позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся,  помогать учителю донести до учащихся трудный материал в доступной  форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование дидактических упражнений и игр с элементами детского фольклора необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (презентация) "Дидактические игры и упражнения занимательного характера в ГПД."

Занимательные упражнения помогут воспитателю ГПД наполнить досуг детей творчеством, радостью поиска открытий, создать атмосферу увлечённости, любознательности и положительных эмоций....

Конспект клубного часа по теме: «Путешествие по сказке Колобок с использованием дидактических упражнений» 1 класс

Данный конспект клубного часа был разработан для детей, обучающихся в 1 классе....

Методическая разработка "Использование логоритмических упражнений для развития речи у детей с ОВЗ"

В методической разработке представлены занимательные и веселые стишки с движениями....

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью»

В методической разработке представлены кинезиологические упражнения для начала, середины и конца урока, которые способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга....

Методическая разработка «Использование экологических игр и упражнений на занятиях экологической направленности»

В дополнительном экологическом образовании особое место занимают такие технологии и методы, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают его индивидуальную ответственность...