Урок литературного чтения в 4 классе . Идейный замысел В.М.Гаршина в Сказке о жабе и розе.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Это второй урок по данному произведению. На первом уроке дети познакомились с биографией писателя, прочитали произведение,  а также была проведена лексическая работа.  

Данный урок, кроме решения своей образовательной задачи, был направлен на формирование метапредметных универсальных учебных действий, которые позволяют ученикам овладеть исследовательскими навыками.  Класс 4 А очень средний, практически у половины детей познавательная мотивация дома не формируется (не поддерживается). Поэтому я ставлю своей целью воспитание активного мыслителя, ученика любознательного, умеющего видеть необычное, задавать вопросы, работать с информацией для решения этих вопросов. Именно поэтому я активно реализую на своих уроках приемы технологии критического мышления,  которая является одной из технологий деятельностного подхода,  (что отвечает требованиям ФГОС НОО) и элементы Теории Познания, направленные на формирование у учащихся навыков самообучения. Я учу ребят самостоятельно формулировать свои собственные суждения, дискутировать и отстаивать свою точку зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  « Идейный замысел  В.М. Гаршина в  Сказка о жабе и розе».

Цель: выявить  идею сказки  через раскрытие образов главных героев.

Задачи: учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы, помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

               развивать культуру речи, воображение, наблюдательность, творческие способности, навыки работы в группе, умение планировать и оценивать   свою деятельность;

               воспитывать у учащихся желание сделать прекрасное частицей своей жизни , умение сопереживать, взаимоуважение.

Оборудование: мультимедийный проектор, произведения А.Г.Рубинштейна «Мелодия» ,  «Долина Цветов», презентация с физминуткой,  карточки с заданиями.

Формируемые УУД:

  • познавательные УУД– формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, представлять информацию в виде таблицы, выявлять сущность, особенности объектов, обобщать и классифицировать по признакам, на основе анализа объектов делать выводы;
  • коммуникативныеУУД- формирование умения слушать и понимать других, умение работать в паре и группе, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • регулятивные УУД- целеполагание; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

личностные УУД- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Орг. момент.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

     Придумано кем-то просто и мудро          СЛАЙД 1

    При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

    Доброе утро солнцу и птицам!

    Доброе утро доверчивым лицам!

    И каждый становиться добрым, доверчивым.

   Доброе утро длится до вечера.

( Дети читают стихотворение  вслух )

  1. Актуализация опорных знаний.

СИ- ФИНК- УАНДЭ (Используется мыслительный прием, в котором ученики индивидуально отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого)

  • Что вы видите?
  • Что вы думаете об этом?
  • О чём это вас заставляет задуматься?       СЛАЙД 2

 «Если ты оставил после себя след

                                       красоты души, то будь уверен, что

   выполнил свою миссию на земле…»

 В.М. Гаршин.

- Это будет эпиграфом к нашему уроку.

-  Все ли слова для вас понятны. Как вы понимаете слово миссия? 

Из толкового словаря Ожегова

Миссия - ответственное задание, роль, поручение

- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

-  Кто  же автор этих строк?

- А что вы о нем знаете?  (Сообщения учащихся)

РАБОТА В СТРУКТУРЕ ТАЙМД-ПЭА-ШЭА( Дети рассказывают друг другу биографию писателя) Кто хочет поделиться информацией

Биография В.М. Гаршина.   СЛАЙД 3

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».

- Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть  глаза и попробовать  представить то, о чем я буду рассказывать.

(Тихо звучит музыка А.Г. Рубинштейн « Мелодия») СЛАЙД 4

    Перенесемся сейчас  на много лет назад. И вот мы в гостиной одного частного дома. За роялем сидит Антон Григорьевич Рубинштейн, и все слышат эту прекрасную музыку. Эта музыка заворожила, находящегося здесь В. Гаршина.

      А рядом, у рояля, уселся неприятного вида старый чиновник и пристально смотрит на Рубинштейна.

       Гаршин слушает чудесную музыку и видит безобразного старика, а в голове уже

складываются трогательные слова его сказки.  (Смолкает музыка)

- Как вы думаете, о какой сказке идет речь? (Сказка о жабе и розе) СЛАЙД 5

- Молодцы вы правы.

На прошлом уроке мы познакомились с произведением В.М. Гаршина.

Давайте проверим, насколько внимательно мы прочитали произведение.

Перед вами вопросы , если вы согласны с утверждением вы ставите +, если не согласны ставите –

Утверждения  СЛАЙД 6

Цветник, в котором рос розовый куст, находился перед дворцом

-

Роза распустилась в хорошее майское утро

+

В это время жаба купалась в луже

-

 В этом саду прошлым летом сидел румяный десятилетний мальчик

-

Весной мальчик не мог выйти в сад, он ослаб от болезни

+

Жаба чувствовала страх перед розой

-

Свои чувства к розе она выражала словами « Я тебя слопаю»

+

Сильный дождь помешал жабе добраться до розы

-

Соловей пел розе свои песни

+

Розу спасла от жабы птица

-

  • Проверьте по слайду, правильно ли вы ответили на вопросы.  СЛАЙД 7
  • Молодцы ,вы очень внимательные читатели.

  1. Постановка темы и  целей урока.

В сказках Гаршина встречаются загадки, и сегодня нам предстоит разгадать одну из его загадок. Хотите? Чтобы узнать это, послушайте стихотворение.

Мир жабы злобен;               СЛАЙД 8
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья,
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня –

Добро познать и зло разоблачить.

-Какая перед нами задача?

- Да , вы правы, наша задача- раскрыть понятия «добро» и «зло» , а поможет нам в этом сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», её герои и загадки

4.Работа по теме урока

  • Словарная работа

-Как вы понимаете слова «Добро» и «Зло»?          СЛАЙД 9

-Где нам найти точное определение? ( в словаре)

( Работа с толковыми словарями)

Добро -нечто положительное, хорошее, полезное

Зло - нечто дурное, вредное

- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.

- Как вы думаете, кто из героев является символом -добра и кто является символом зла? Ваши предположения?

-Попробуем доказать наши предположения о том, кто в сказке является символом добра, а кто -символом зла, опираясь на содержание сказки

  • Анализ произведения .Исследование

-Назовите героев сказки( Действующие лица)

-Роза, жаба, мальчик, девочка.

-Сколько сюжетных линий в сказке? ( 2)

Первая сюжетная линия

- Мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе

Вторая сюжетная линия

-Роза и жаба

- Что объединяло всех героев произведения?  

-Цветник

-Чей это был цветник? Семьи, которая жила в доме, в частности - мальчика

-Как выглядел цветник?

- Почему он был так запущен?  (Никто за ним не ухаживал)

-  Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами из текста (3 абзац, с. 169-170)

-А теперь вернемся к первой сюжетной линии. Попробуйте выразить свои представления о жабе и розе.

- Что вы можете сказать об обычной розе? Какая она? (Картинка на слайд)

- Какой вы представляете себе обычную жабу? Какая она? (Картинка на слайд)

Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени

- Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, внешне - безобразная

ФИЗМИНУТКА  

  • Поисковая работа в мини-группах.

-А какими представлены роза и жаба в сказке

Предлагаю поработать группами.

8 групп (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это символ добра, а другие  группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану.

План:

1.Окружающая обстановка.    СЛАЙД 11

2.Внешний вид.

3..Действия.

4. Отношение к жизни.

  • Защита работ в мини-группах

Вывод и анализ каждого пункта:

Поговорим о розе ( 1группа)

Какая обстановка вокруг розы? ( Дети зачитывают определения из текста)

  • хорошее солнечное майское утро, голубое небо, кругом мирно и спокойно, пение соловья, птички, бабочки и пчелки летали вокруг

- Как  себя чувствует роза в такой обстановке? ( Мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо)

- А человек? ( хорошо, приятно)

Вывод:      обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.

Поговорим о жабе ( 2 группа)

Какая обстановка вокруг жабы? ( Дети зачитывают определения из текста)

  • сырая земля, среди корней кустов, выбрала место потенистее и посырее

- Как чувствует себя жаба в такой обстановке? ( хорошо, ей нравится)

-А как человек может чувствовать себя в такой обстановке? ( неуютно, угнетенно)

Вывод:      обстановка вокруг жабы неприятная для человека

Внешний вид розы ( 3 группа)

душистое прекрасное  создание в цветнике, нежный, роскошный, бледный цветок,  лепестки ее были тонкие...)

-Вам нравится роза?

Вывод:      Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.

Внешний вид жабы ( 4 группа)

жирная, старая, грязно-серые, липкие, бородавчатые безобразные лапы, плоское брюхо, жабьи глаза, жабье сердце.

- Вам нравится жаба? ( нет, она безобразна, а это вызывает плохие чувства)

Действия.

- Что делала роза в цветнике? росла, красовалась, могла бы плакать не от горя, а от счастья жить, не могла говорить, а разливать ароматный запах, не может летать как бабочка, слушала пение соловья,

- А почему роза плачет? ( от счастья жить)

Вывод:      Роза хочет жить и приносить пользу людям.

Оцените действия жабы ленилась, обжиралась, карабкалась, шлепнулась, поползла, захрипела, отлетела, что-то зашевелилось в жабьем сердце.

- Что главное для жабы?-(- плотно поесть , отдохнуть после еды, жаба очень ленива и прожорлива, она хочет уничтожить прекрасное- это плохо)

Вывод:      Жаба хочет уничтожить прекрасное.

Отношение к жизни. Роза  испытывает душевные переживания, любит жизнь, все ее радует, ее тонкий аромат-это и слова, и слезы и молитва, была счастлива

Вывод: Главное для розы – это счастье жить и приносить пользу

Жаба не умеет радоваться солнцу, не умеет проявлять свои чувства, мечтает погубить прекрасное, ненависть, злость

-Прочитайте что было с жабой когда она впервые увидела розу ( стр 173)

- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"? (Зависть , злоба)

-Каково эмоциональное состояние жабы?   жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).

Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное гадкое

  • Итак

- Какими человеческими качествами наделена роза? (доброта, человечность, жизнелюбием)

- С кем из героев она у вас ассоциируется? ( мальчиком)

- Почему? Что их сближает?  ( Они оба радуются жизни , хотят жить)

- Какой это образ - положительный или отрицательный?

Итог: - Значит роза - это символ добра? (да).

- Какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).

Вывод:

- Значит, жаба - это символ чего? Зла?

-Как вы думаете, что спрятал автор под символами «жаба» и «роза»?         

Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.

Я предлагаю сравнить двух героев по следующим позициям     СЛАЙД 12

Роза

Позиции для сравнения

Жаба

_________________

________________

внешность

______________________

______________________

_________________

___________________

Черты характеры

___________________

___________________

__________________________

Цвет

__________________________

Кто хочет озвучить свои ответы?

На доске появляется схема.    

Роза –символ добра, Жаба-символ зла

Смогли ли мы доказать ?   СЛАЙД 13

Мир жабы злобен; (да)
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,(да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья,
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить

-Вернемся к эпиграфу нашего урока. Подтвердились ли наши предположения

«Если ты оставил после себя след                СЛАЙД14

                                       красоты души, то будь уверен, что

   выполнил свою миссию на земле…»

Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты.

( Зачитывается отрывок с.177)

Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие

годы

- Чему же хотел научить нас автор, для чего он написал свою сказку?

- Вы правы, в этом и заключается загадка В.М.Гаршина

- Какие способы познания помогли вам получить знания на уроке?

 Способов познания много, и овладение этими способами позволяют нам в далнейшем приобретать новые знания. Это ваши важные помощники

Заканчивая урок , мне хочется сказать : «Пусть ваша душа будет также прекрасна , как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему и совершайте только добрые поступки, ведь наш девиз «Живи активно твори добро»

Д/З 1. Разделить текст на части, озаглавить и подготовить пересказ понравившегося эпизода

2. Написать сочинение «Добро в моих руках»

Оцените свою работу на уроке. Как вы работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе"

Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе»  Тип урока: урок-исследованиеЦель исследования:  подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравс...

Презентация к уроку "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе"

Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе»  Тип урока: урок-исследованиеЦель исследования:  подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравс...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Урок литературного чтения 2 класс. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки

Урок литературного чтения во 2 классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех эта...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме:В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Цель урока: обсудить характер  героини  сказки,  выявить идею произведения.Задачи:Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выр...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».Тип урока: &laqu...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.Тип урока: рефлек...