Урок литературного чтения в 4 классе . Идейный замысел В.М.Гаршина в Сказке о жабе и розе.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Это второй урок по данному произведению. На первом уроке дети познакомились с биографией писателя, прочитали произведение, а также была проведена лексическая работа.
Данный урок, кроме решения своей образовательной задачи, был направлен на формирование метапредметных универсальных учебных действий, которые позволяют ученикам овладеть исследовательскими навыками. Класс 4 А очень средний, практически у половины детей познавательная мотивация дома не формируется (не поддерживается). Поэтому я ставлю своей целью воспитание активного мыслителя, ученика любознательного, умеющего видеть необычное, задавать вопросы, работать с информацией для решения этих вопросов. Именно поэтому я активно реализую на своих уроках приемы технологии критического мышления, которая является одной из технологий деятельностного подхода, (что отвечает требованиям ФГОС НОО) и элементы Теории Познания, направленные на формирование у учащихся навыков самообучения. Я учу ребят самостоятельно формулировать свои собственные суждения, дискутировать и отстаивать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказка о жабе и розе».
Цель: выявить идею сказки через раскрытие образов главных героев.
Задачи: учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы, помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
развивать культуру речи, воображение, наблюдательность, творческие способности, навыки работы в группе, умение планировать и оценивать свою деятельность;
воспитывать у учащихся желание сделать прекрасное частицей своей жизни , умение сопереживать, взаимоуважение.
Оборудование: мультимедийный проектор, произведения А.Г.Рубинштейна «Мелодия» , «Долина Цветов», презентация с физминуткой, карточки с заданиями.
Формируемые УУД:
- познавательные УУД– формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, представлять информацию в виде таблицы, выявлять сущность, особенности объектов, обобщать и классифицировать по признакам, на основе анализа объектов делать выводы;
- коммуникативныеУУД- формирование умения слушать и понимать других, умение работать в паре и группе, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- регулятивные УУД- целеполагание; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
личностные УУД- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Орг. момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
Придумано кем-то просто и мудро СЛАЙД 1
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
( Дети читают стихотворение вслух )
- Актуализация опорных знаний.
СИ- ФИНК- УАНДЭ (Используется мыслительный прием, в котором ученики индивидуально отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого)
- Что вы видите?
- Что вы думаете об этом?
- О чём это вас заставляет задуматься? СЛАЙД 2
«Если ты оставил после себя след
красоты души, то будь уверен, что
выполнил свою миссию на земле…»
В.М. Гаршин.
- Это будет эпиграфом к нашему уроку.
- Все ли слова для вас понятны. Как вы понимаете слово миссия?
Из толкового словаря Ожегова
Миссия - ответственное задание, роль, поручение
- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.
- Кто же автор этих строк?
- А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)
РАБОТА В СТРУКТУРЕ ТАЙМД-ПЭА-ШЭА( Дети рассказывают друг другу биографию писателя) Кто хочет поделиться информацией
Биография В.М. Гаршина. СЛАЙД 3
В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.
Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.
Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.
Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.
Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»
Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».
- Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть глаза и попробовать представить то, о чем я буду рассказывать.
(Тихо звучит музыка А.Г. Рубинштейн « Мелодия») СЛАЙД 4
Перенесемся сейчас на много лет назад. И вот мы в гостиной одного частного дома. За роялем сидит Антон Григорьевич Рубинштейн, и все слышат эту прекрасную музыку. Эта музыка заворожила, находящегося здесь В. Гаршина.
А рядом, у рояля, уселся неприятного вида старый чиновник и пристально смотрит на Рубинштейна.
Гаршин слушает чудесную музыку и видит безобразного старика, а в голове уже
складываются трогательные слова его сказки. (Смолкает музыка)
- Как вы думаете, о какой сказке идет речь? (Сказка о жабе и розе) СЛАЙД 5
- Молодцы вы правы.
На прошлом уроке мы познакомились с произведением В.М. Гаршина.
Давайте проверим, насколько внимательно мы прочитали произведение.
Перед вами вопросы , если вы согласны с утверждением вы ставите +, если не согласны ставите –
Утверждения СЛАЙД 6
Цветник, в котором рос розовый куст, находился перед дворцом | - |
Роза распустилась в хорошее майское утро | + |
В это время жаба купалась в луже | - |
В этом саду прошлым летом сидел румяный десятилетний мальчик | - |
Весной мальчик не мог выйти в сад, он ослаб от болезни | + |
Жаба чувствовала страх перед розой | - |
Свои чувства к розе она выражала словами « Я тебя слопаю» | + |
Сильный дождь помешал жабе добраться до розы | - |
Соловей пел розе свои песни | + |
Розу спасла от жабы птица | - |
- Проверьте по слайду, правильно ли вы ответили на вопросы. СЛАЙД 7
- Молодцы ,вы очень внимательные читатели.
- Постановка темы и целей урока.
В сказках Гаршина встречаются загадки, и сегодня нам предстоит разгадать одну из его загадок. Хотите? Чтобы узнать это, послушайте стихотворение.
Мир жабы злобен; СЛАЙД 8
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья,
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня –
Добро познать и зло разоблачить.
-Какая перед нами задача?
- Да , вы правы, наша задача- раскрыть понятия «добро» и «зло» , а поможет нам в этом сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», её герои и загадки
4.Работа по теме урока
- Словарная работа
-Как вы понимаете слова «Добро» и «Зло»? СЛАЙД 9
-Где нам найти точное определение? ( в словаре)
( Работа с толковыми словарями)
Добро -нечто положительное, хорошее, полезное
Зло - нечто дурное, вредное
- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.
- Как вы думаете, кто из героев является символом -добра и кто является символом зла? Ваши предположения?
-Попробуем доказать наши предположения о том, кто в сказке является символом добра, а кто -символом зла, опираясь на содержание сказки
- Анализ произведения .Исследование
-Назовите героев сказки( Действующие лица)
-Роза, жаба, мальчик, девочка.
-Сколько сюжетных линий в сказке? ( 2)
Первая сюжетная линия
- Мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе
Вторая сюжетная линия
-Роза и жаба
- Что объединяло всех героев произведения?
-Цветник
-Чей это был цветник? Семьи, которая жила в доме, в частности - мальчика
-Как выглядел цветник?
- Почему он был так запущен? (Никто за ним не ухаживал)
- Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами из текста (3 абзац, с. 169-170)
-А теперь вернемся к первой сюжетной линии. Попробуйте выразить свои представления о жабе и розе.
- Что вы можете сказать об обычной розе? Какая она? (Картинка на слайд)
- Какой вы представляете себе обычную жабу? Какая она? (Картинка на слайд)
Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени
- Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, внешне - безобразная
ФИЗМИНУТКА
- Поисковая работа в мини-группах.
-А какими представлены роза и жаба в сказке
Предлагаю поработать группами.
8 групп (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это символ добра, а другие группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану.
План:
1.Окружающая обстановка. СЛАЙД 11
2.Внешний вид.
3..Действия.
4. Отношение к жизни.
- Защита работ в мини-группах
Вывод и анализ каждого пункта:
Поговорим о розе ( 1группа)
Какая обстановка вокруг розы? ( Дети зачитывают определения из текста)
- хорошее солнечное майское утро, голубое небо, кругом мирно и спокойно, пение соловья, птички, бабочки и пчелки летали вокруг
- Как себя чувствует роза в такой обстановке? ( Мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо)
- А человек? ( хорошо, приятно)
Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.
Поговорим о жабе ( 2 группа)
Какая обстановка вокруг жабы? ( Дети зачитывают определения из текста)
- сырая земля, среди корней кустов, выбрала место потенистее и посырее
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке? ( хорошо, ей нравится)
-А как человек может чувствовать себя в такой обстановке? ( неуютно, угнетенно)
Вывод: обстановка вокруг жабы неприятная для человека
Внешний вид розы ( 3 группа)
душистое прекрасное создание в цветнике, нежный, роскошный, бледный цветок, лепестки ее были тонкие...)
-Вам нравится роза?
Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.
Внешний вид жабы ( 4 группа)
жирная, старая, грязно-серые, липкие, бородавчатые безобразные лапы, плоское брюхо, жабьи глаза, жабье сердце.
- Вам нравится жаба? ( нет, она безобразна, а это вызывает плохие чувства)
Действия.
- Что делала роза в цветнике? росла, красовалась, могла бы плакать не от горя, а от счастья жить, не могла говорить, а разливать ароматный запах, не может летать как бабочка, слушала пение соловья,
- А почему роза плачет? ( от счастья жить)
Вывод: Роза хочет жить и приносить пользу людям.
Оцените действия жабы ленилась, обжиралась, карабкалась, шлепнулась, поползла, захрипела, отлетела, что-то зашевелилось в жабьем сердце.
- Что главное для жабы?-(- плотно поесть , отдохнуть после еды, жаба очень ленива и прожорлива, она хочет уничтожить прекрасное- это плохо)
Вывод: Жаба хочет уничтожить прекрасное.
Отношение к жизни. Роза испытывает душевные переживания, любит жизнь, все ее радует, ее тонкий аромат-это и слова, и слезы и молитва, была счастлива
Вывод: Главное для розы – это счастье жить и приносить пользу
Жаба не умеет радоваться солнцу, не умеет проявлять свои чувства, мечтает погубить прекрасное, ненависть, злость
-Прочитайте что было с жабой когда она впервые увидела розу ( стр 173)
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"? (Зависть , злоба)
-Каково эмоциональное состояние жабы? жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).
Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное гадкое
- Итак
- Какими человеческими качествами наделена роза? (доброта, человечность, жизнелюбием)
- С кем из героев она у вас ассоциируется? ( мальчиком)
- Почему? Что их сближает? ( Они оба радуются жизни , хотят жить)
- Какой это образ - положительный или отрицательный?
Итог: - Значит роза - это символ добра? (да).
- Какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
Вывод:
- Значит, жаба - это символ чего? Зла?
-Как вы думаете, что спрятал автор под символами «жаба» и «роза»?
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.
Я предлагаю сравнить двух героев по следующим позициям СЛАЙД 12
Роза | Позиции для сравнения | Жаба |
_________________ ________________ | внешность | ______________________ ______________________ |
_________________ ___________________ | Черты характеры | ___________________ ___________________ |
__________________________ | Цвет | __________________________ |
Кто хочет озвучить свои ответы?
На доске появляется схема.
Роза –символ добра, Жаба-символ зла
Смогли ли мы доказать ? СЛАЙД 13
Мир жабы злобен; (да)
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,(да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья,
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить
-Вернемся к эпиграфу нашего урока. Подтвердились ли наши предположения
«Если ты оставил после себя след СЛАЙД14
красоты души, то будь уверен, что
выполнил свою миссию на земле…»
Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты.
( Зачитывается отрывок с.177)
Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие
годы
- Чему же хотел научить нас автор, для чего он написал свою сказку?
- Вы правы, в этом и заключается загадка В.М.Гаршина
- Какие способы познания помогли вам получить знания на уроке?
Способов познания много, и овладение этими способами позволяют нам в далнейшем приобретать новые знания. Это ваши важные помощники
Заканчивая урок , мне хочется сказать : «Пусть ваша душа будет также прекрасна , как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему и совершайте только добрые поступки, ведь наш девиз «Живи активно твори добро»
Д/З 1. Разделить текст на части, озаглавить и подготовить пересказ понравившегося эпизода
2. Написать сочинение «Добро в моих руках»
Оцените свою работу на уроке. Как вы работали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе"
Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе» Тип урока: урок-исследованиеЦель исследования: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравс...
Презентация к уроку "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе"
Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе» Тип урока: урок-исследованиеЦель исследования: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравс...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Урок литературного чтения 2 класс. Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки
Урок литературного чтения во 2 классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех эта...
Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме:В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Цель урока: обсудить характер героини сказки, выявить идею произведения.Задачи:Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выр...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».Тип урока: &laqu...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Пересказ.Тип урока: рефлек...