Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Волкова Ольга Аркадьевна

 Представлен материал из обобщения опыта работы по данной теме, в котром содержатся цели и задачи, методы, способы, приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий   на уроках литературного чтения.

Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования  вызывает противоречие между: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей и созданием условий для достижения успешности всеми учащимися;

Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
 
Объект: деятельность педагога по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности.

Предмет: разработка     методов и приемов развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности.

Цель: научно-педагогическое обоснование системы работы по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности.

Гипотеза: если при обучении младших школьников  на уроках литературного чтения систематически применять комплекс приемов и методов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий у учащихся начальных классов.

Задачи:
1.Выявить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.
2.Провести диагностику   развития коммуникативных универсальных учебных действий.
3.Выявить эффективные  методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
 

Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по коммуникации младших школьников.
2.Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностика.

Универсальный характер УУД

Носят метапредметный и надпредметный характер;

Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, и саморазвития личности;

Обеспечивают преемственность всего образовательного процесса;

Лежат в основе  организации и регуляции  всей деятельности  учащегося не зависимо от ее социально-предметного содержания;

Обеспечивают этапы учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Виды УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Подробнее остановимся на коммуникативных.

 Формирование коммуникативных умений  на уроках литературного чтения – это

Умение раскрывать тему, основную мысль;
Находить материал к высказыванию;
Систематизировать материал собранный к высказыванию;
Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
Определять авторскую позицию;
Высказывать собственное отношение и –

Учу детей:
Определять основной тезис рассказа.
Выделять вступительную часть.
Обдумывать вывод.

Мною  исследованы вопросы формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предполагается, что успех возможен только через анализ учителем:
Возрастных особенностей группы детей;
Индивидуального развития самого ребёнка;
Личностного развития (рост интересов);
Психологических особенностей деятельности и общения;
Профессиональной деятельности учителя в вопросах воспитания и общения.

В зависимости от того, в русле какой функции общения ставится задача, проблемная ситуация может быть разного вида:
проблемно – информативная - (знает- хочет узнать);
проблемно – побудительная - (побуждает к действию – действует);
проблемно – оценочная – (побуждает к выражению своего отношения – выражает своё отношение, позицию).
Но как преодолеть барьер между учителем и учеником? Поэтому было предложено учащимся:
Добывать знания в совместном труде;
Создавать зону свободного самообразования;
Учить ребёнка верить в себя;
Углублять и развивать свои творческие способности.

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:
игровые приёмы;
занимательный текстовой материал;
задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

На уроках чтения я стараюсь использовать различные приемы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
   
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. 

                                                               
 
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Методы: работы в парах,  метод подражания,  метод сотрудничества,  метод дидактических игр, метод дискуссии

Приемы: «Человечек», «Вертушка», «Ты мне, я тебе»,

«Ассоциация», «Командно-игровая  деятельность».

С целью выявления уровня сформированности коммуникативных УУД была проведена диагностика, которая проводилась дважды: в ноябре и апреле. Детям был предложен текст с тремя заданиями: 1. Озаглавить текст; 2. Разделить текст на части; 3. Озаглавить каждую часть.   

Месяц

%

Виды деятельности

Ноябрь

60%

Озаглавили текст

 

60%

Разделили текст на части

70%

Озаглавили части

Апрель

90%

Озаглавили текст

70%

Разделили текст на части

90%

Озаглавили части

В результате данного анализа наблюдается положительная динамика уровня сформированности коммуникативных УУД.        

На основании проведенного анализа научно-методической литературы по теме исследования, а так же опытно-экспериментального  исследования я сделала следующие выводы:
1.Выявила сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.
2. Провела диагностику   развития коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Выявила эффективные  методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
 деятельности;

В результате своего исследования выдвинутая мною  гипотеза:
если при обучении младших школьников  на уроках литературного чтения систематически применять комплекс приемов и методов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий у учащихся начальных классов была доказана. Цель и задачи достигнуты.
 

-умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;

-оформление своих мыслей в устной и письменной форме с речевой ситуации;

-умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения

Данное задание формирует коммуникативные универсальные действия на уроках чтения с 1 по 4 класс....

Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения

В данной статье даны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения...

« Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

         Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключ...

"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"

Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....