Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ по предмету «Литературное чтение»
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Гонебная (Мындра) Валентина Александровна
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_7_vid_li-ra.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К адаптированной рабочей программе на 2017-2018 учебный год учителя 3 класса  Гонебной Валентины Александровны, осуществляющей обучение учащихся с задержкой психического развития.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании   сле дующих нормативно- правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 года № 1089.
  2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития) под редакцией Л.А. Вохмяниной;
  4. Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «ОШ № 9»
  5. Авторской программы, разработанной в соответствии с программой к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Составители: Кубасова О.В. 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 год и обеспеченная учебником Кубасовой О.В. «Литературное чтение» Учебники /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011 и рабочие тетради Кубасова О.В  /Смоленск: «Ассоциация XXI век», (учебно-методический комплект «Гармония»).

Адаптированная рабочая программа  по литературному чтению построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). У детей с задержкой психического развития при потенциально сохранившихся возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Важно обеспечить коррекцию их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизировать познавательную деятельность, формирование навыков и умений учебной деятельности.

Цели и задачи адаптированного обучения и воспитания детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с  другой  – глубоко специфичные. Для детей, имеющих задержку психического развития,  необходимо учитывать значительно  более низкий уровень достигнутых успехов, применять  особые  методические  приёмы, уделять  внимание воспитанию  внешних  навыков и привычек культурного поведения.

Формы опроса учащихся:

письменный;

устные ответы;

разнообразные творческие задания;

работа по индивидуальным карточкам и т.д.

Оценка знаний учащихся проводится в щадящем режиме, на более низком уровне.

Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:

  • создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
  • создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного); произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционно-развивающие задачи:

- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков  чтения - формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

– развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

– преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

– развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

– привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА И ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Поэтому приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.

Учебный материал, реализующий программу курса подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.

Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

  • широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
  • соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.        

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Формированию читательской самостоятельности учащихся в 3 классе посвящен специальный раздел «В мире книг». Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения грамоте, в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего  448 часов. 1 класс – 40 часов; 2 класс – 136 часов; 3 класс– 136 часов; 4 класс – 136 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью обучения литературному чтению  является формирование

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  
  • готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
  • внимание к личности писателя;
  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТЫ:

  • Чтение осмысленное и выразительное
  • Словарная работа (правильное прочтение, объяснение значения слова с помощью толкового словаря, использование   слов-синонимов)
  • Составление плана
  • Пересказ на основе составленного плана
  • Обучение  пересказу
  • Заучивание стихотворений

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

  • Чтение наизусть
  • Творческие работы
  • Работы по развитию речи
  • Проверка навыков чтения

Для успешной реализации модели общения «АВТОР – ТЕКСТ – ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

Личностные задачи/результаты

  1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
  2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.
  3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
  4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
  5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
  6. Формирование привычки к рефлексии.
  7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
  8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
  9. Развитие мышления, внимания, памяти.
  10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

  1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
  2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
  3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
  4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
  5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
  6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
  7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
  8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве1.
  9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи (результаты)

  1. Формирование положительной мотивации к чтению. Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской.
  2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
  3. Развитие воссоздающего воображения.
  4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
  5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
  6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
  7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.
  8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
  9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
  10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
  11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
  12. Обучение умению различать художественный и научно-популярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.
  13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
  14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и

  1.  энциклопедиях, в Интернете.
  2. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
  3. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.
  4. Развитие литературных способностей. С целью достижения названных результатов (более подробно изложенных далее, после основной части программы «Содержание курса «Литературное чтение») были выработаны принципиальные подходы к построению учебного курса, излагаемые ниже.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение» на конец 4 класса

Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. – личностные качества; Р. – регулятивные УУД; П. – познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией – П-1., выполнять различные мыслительные действия – П-2.); К. – коммуникативные УУД. Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.

Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности (П-1.)1; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги, произведения, информацию; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем (П-2.).

Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Планируемые результаты освоения программы

К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Выпускники начальной школы научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое);
  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  • знанию основных моральных норм;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • характеризовать героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения;
  • находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

Планируемые результаты освоения программы

  • выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
  • соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
  • владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
  • цитировать (устно);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  • вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
  • составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
  • составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • пользоваться алфавитным каталогом;
  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
  • пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • соотносить литературу с другими видами искусства;
  • испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
  • находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
  • понимать особенности изучаемых типов композиции;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • цитировать (письменно);
  • осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;
  • писать изложения;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Содержание курса «Литературное чтение»

1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.

2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.

3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:

• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников. Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций, литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики. В 4 классе, в большей степени, чем предыдущие, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому изучению литературы, усилена литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видо-жанровой специфике. Таким образом, и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)

4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно- ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению прочитанного. Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг».

Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению, изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;

• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая самостоятельность детей при их выполнении;

• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).

Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.

Несмотря на то, что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся.


Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения, 3 класс


п/п

Дата

Тема урока

Планируемые предметные

результаты (основные виды деятельности учащихся на языке учебных действий)

Универсальные

учебные действия

Примечание

Раздел 1. Труд человека кормит, а лень портит (13 ч)

1

Р. Сеф «Лопата».

Е. Карганова «Лекарство без рецепта».

Находить в тексте главную мысль произведения; разыгрывать произведение по ролям.

Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности, обобщать прочитанное, инсценировать прочитанное.

2

К. Ушинский «Как

рубашка в поле

выросла».

Читать выборочно, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное.

Выразительно читать литературные произведения, используя интонационные средства выразительности, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

3

Е. Благинина

«Не мешайте мне трудиться».

С. Баруздин «Бревно».

Самостоятельно читать, выражать свое отношение к поступкам героев; рисовать словесную картину.

 Читать «про себя», понимая содержание текста, определять эмоциональный характер текста, оценивать поступки героев, обсуждать их с одноклассниками.

4

Русская народная сказка «Кому горшок мыть»

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!».

Самостоятельное чтение; находить в тексте ответы на вопросы; участвовать в игре «Радиотеатр».

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, читать по ролям, оценивать своё чтение и чтение одноклассников по критериям.

5-6

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Читать «про себя», понимая содержание текста, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни.

7

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*.

Читать басню, осознавать её подтекст, выражать своё отношение к героям и их поступкам.

Развивать воссоздающее и творческое воображение, читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания.

8

Р. Киплинг «Отчего у Верблюда горб».

Определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

9

Африканская сказка «Лентяйка».

Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану.

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

10

Грузинская сказка «Голубой ковёр».

Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану.

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

11

Р. Сеф «Странное дело».

Читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения.

Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием.

12

Обобщающий урок.

Воспроизводить правила систематизации книг. Систематизировать книги; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное.

13

Тест №1.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Раздел 2. Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (11 ч)

14

Итальянская сказка «Новая юбка».

С. Маршак «Не так».

Давать характеристику персонажу; определять главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную

тему.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

15

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил».

Читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно целыми словами. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием.

16

Русская народная сказка «Дочь-семилетка».

Читать выразительно, артистично текст художественного произведения; пересказывать и инсценировать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); оценивать поступки героев сказки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. 

17-18

Русские народные сказки. «Морской царь и Василиса Премудрая».

Характеризовать особенности волшебной сказки. Находить в сказке «зачин», пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. 

19

Армянская сказка «Золотое яблоко».

Знание понятий «драматизация», «волшебная сказка». Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

20-22

Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».

Давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

23

Обобщающий урок.

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

24

Тест №2.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Раздел 3. «Унылая пора! Очей очарованье!..» (7 ч)

25

К. Бальмонт «Осень»*.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Рассказывать правила заучивания стихотворений. Выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

26

Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...».

Понимать значение термина «рифма». Находить рифму в произведении; рифмовать слова, текст; читать осознанно текст художественного произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Развивать воссоздающее и творческое воображение.

27-28

К. Паустовский

«Барсучий нос».

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Читать «про себя», осознавая содержание текста, пересказывать.

29

А.С. Пушкин «Осень»*.

М. Лермонтов «Осень».

Прогнозировать содержание произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

30

А.Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...» Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...» А. Майков «Осень».

Выразительно декламировать литературные произведения, определять отношение автора к явлениям природы.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

31

Контрольное чтение №1.

Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию.

Контролировать, анализировать, оценивать свои действия.

Раздел 4. Много хватать – своё потерять (5 ч)

32

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

33

Я. Аким «Жадина».

Прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое.

34

В. Зотов «Бабушкин халат».

Составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать за свои поступки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

35

Дж. Родари «Солнце и туча».

Читать выразительно текст художественного произведения; пересказывать и инсценировать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Составлять рассказ по иллюстрации, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения.

36

Обобщающий урок.

Отвечать на вопросы по содержанию сказки; высказывать свое отношение к героям сказки; оценивать поступки героев сказки.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения, выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Раздел 5. Тайное всегда становится явным (7 ч)

37

B. Драгунский

«Тайное всегда становится явным».

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

38

Н. Носов «Огурцы».

Объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, анализировать сказку.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

39

В. Осеева «Почему?».

Описывать характер героев текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

40-41

Шведская сказка «Принцесса-лгунья».

Выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

42

Л. Пантелеев

«Честное слово».

Составлять цитатный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать за свои поступки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

43

Тест № 3.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Раздел 6. Ежели вы вежливы… (4 ч)

44

45

Маршак «Урок вежливости».

И. Пивоварова «Вежливый ослик».

Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

46

В. Осеева «Волшебное слово».

Тест №4.

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Раздел 7. «Снег летает и сверкает…» (10 ч)

47

С. Есенин «Берёза»*.

М. Пришвин «Деревья в лесу».

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое

 монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное.

47

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом"

А.С. Пушкин «Зимний вечер

Читать текст выразительно, передавая эмоциональное состояние автора; отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, характеризовать эмоциональное состояние автора. Выполнять словесное рисование.

48

X.К. Андерсен «Девочка со спичками».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; преодолевать трудности.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносить название произведения с его содержанием.

49

А. Блок «Ветхая избушка».

И. Суриков «Детство».

Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять эмоциональный

характер текста. Составлять монологические высказывания.

50

З. Александрова «Снежок»*.

Саша Чёрный

«На коньках».

Читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения.

Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием.

51-52

B. Драгунский

«Кот в сапогах».

Пересказывать текст; составлять план; отвечать на вопросы; находить в тексте слова, выражающие главную мысль.

 Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

53-54

Н. Носов «Бенгальские огни».

Читать выразительно, передавая эмоциональное состояние героя; отвечать на вопросы.

 Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, характеризовать литературного героя, составлять небольшой рассказ о герое.

55

Контрольное чтение №2.

Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию.

Контролировать, анализировать, оценивать свои

действия.

56

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*. К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает...».

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); делить текст на смысловые части.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием.

Раздел 8. Каждый свое получил (18 ч)

57

Эстонская сказка «Каждый своё  получил. Латышская сказка «Два брата».

Находить главную мысль в тексте; соотносить содержание сказки с пословицей.

Составлять сказку по схеме, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения.

58

Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро».

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать авторскую и народную сказку.

 Читать вслух плавно по слогам или целыми словами, определять эмоциональный характер текста, высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

59-60

Узбекская сказка «Черепаха и скорпион».

Различать сказки бытовые и волшебные, о животных, обосновывать своё мнение; выразительно читать; пересказывать близко к тексту.

Обобщать прочитанное, сравнивать произведения схожей тематики, соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

61

И. Крылов «Чиж и Голубь»*.

Объяснять, какая мудрая мысль высказана в басне.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

62

Л.Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».

Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям басни.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

63

Г. Ладонщиков «В старой сказке».

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста.

64

Русская народная сказка «Баба-Яга».

Определять характер произведения по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. 

65

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Понимать значение терминов «драматизация», «волшебная сказка». Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. 

66-67

Б. Заходер «Серая Звёздочка».

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

68

Английская сказка «Хромая Молли».

Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

69-70

Чешская сказка

«Златовласка».

Определять главную мысль, сформулированную в тексте; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Иллюстрировать прочитанное. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

71-72

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».

Выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке к Радиотеатру.

73

Л. Чарская «Живая перчатка».

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста.

74

Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Анализировать языковые средства выразительности. Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения.

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

75

Тест №5.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Раздел 9. Жизнь дана на добрые дела (7 ч)

76

.

Ю. Мориц «Разговаривали вещи».

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.

77-79

X.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель».

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; составлять рассказ от лица героев.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста.

80-81

Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка».

Читать по ролям; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радио-театр».

82

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Раздел 10. За доброе дело стой смело (7 ч)

83

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Объяснять значение термина «диалог». Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану.

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

84-85

Н. Артюхова

«Трусиха».

Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк».

Определять главную мысль текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения.

86

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

Определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную

тему.

Определять эмоциональный характер текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: воспитание нравственных принципов.

87

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя».

C. Баруздин «Страшный клад».

Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. 

88

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Оценивать события, героев произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

89

Тест №6.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Раздел 11. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (17 ч)

90

В. Осеева «Печенье», «Лекарство».

Понимать значение термина «логическое ударение». Определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

91

Б. Емельянов

«Мамины руки».

Устанавливать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений.

92

Л. Яковлев «Альбом фотографий».

Л. Квитко «Бабушкины руки». О. Дриз «Книга».

Соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Составлять монологические высказывания.

93

Г. Фаллада «История про мамину сказку».

Объяснять значение понятия «драматизация».

Инсценировать, читать по ролям сказку; сравнивать рассказ со сказкой; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения.

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Сотрудничать с одноклассниками в игре «Радиотеатр».

94

В. Драгунский «...Бы».

Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

95

Тест №7.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

96

Н. Артюхова «Трудный вечер».

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

97

М. Зощенко «Золотые слова».

Объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, анализировать произведение.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

98

Черногорская сказка «Милош находит мать».

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

.

99

Контрольное чтение №3.

Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию.

Способность контролировать, анализировать, оценивать свои действия.

100

Адыгейская сказка «Девочка-птичка».

Прогнозировать характер текста (прием антиципации); определять тему, идею и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать сказки народные и литературные; определять позицию автора.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. 

101-102

Испанская сказка «Птица-Правда».

Редактировать деформированный план; выполнять словесное рисование; переводить картинный план в словесный; выделять особенности героев сказки; анализировать иллюстрации; различать сказки народные и литературные.

Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста.

103

A. Платонов «Разноцветная бабочка».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

104

Л. Петрушевская «Сказка о часах».

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста.

105

Русская народная сказка «Подземные царства».

Понимать значение термина «троекратное повторение». Находить троекратное повторение в тексте; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения.

Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Обобщать прочитанное.

106

Г. Виеру «Мамин день».

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.

Раздел 12. Весна идет, весне дорогу!.. (8 ч)

107

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*.

М. Пришвин «Капля и камень».

В. Железников «Три ветки мимозы».

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное.

108

И. Северянин  «Отчего?».

Г. Новицкая «Подснежник».

B. Берестов «Мать-и-мачеха».

Объяснять значение терминов «языковые средства выразительности», «рифма». Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения.

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

109

Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»).

Определять эмоциональный характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

110

К. Паустовский «Стальное колечко».

Пересказывать сказку; читать осознанно текст художественного произведения; определять идею произведения; характеризовать героев.

Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием.

111

А. Майков «Ласточка примчалась...». А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...».

А. Чехов «Весной».

Анализировать стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; сравнивать стихотворения разных авторов; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Иллюстрировать прочитанное. Выявлять логические паузы и ударения. Обосновывать своё мнение. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. 

112

Н. Сладков «Ивовый пир».

Я. Аким «Апрель».

Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

113

А. Блок «Вербочки. Л. Чарская «Дивные звуки».Е. Благинина «Черёмуха».

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.

114

Тест №8.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Раздел 13. Любовь – волшебная страна (10 ч)

115-116

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...».

Н. Вагнер «Сказка».

Прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения; выполнять творческий пересказ; отличать рассказ от сказки; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое.

117

Братья Гримм

«Рапунцель».

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

118

Французская сказка «Красавица и чудовище».

Прогнозировать; соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения; соотносить данную характеристику с конкретным персонажем.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

119

X.К. Андерсен

«Ромашка».

Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное.

120

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

121-122

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста – ясна сокола».

Определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения.

123

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца».

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

124

А. Фет «Облаком волнистым...»*. Я. Полонский

«Песня». И. Тургенев «Воробей».

Определять лирическое стихотворение. Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Раздел 14. «Чудесное – рядом» (10 ч)

125

Р. Сеф «Чудо». А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую...»

К. Паустовский «Заботливый цветок».

Характеризовать понятие «психологическая пауза». Читать осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Составлять краткие монологические высказывания на основе литературного текста.

126

В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*. С. Маршак «О том, как хороша природа».Н. Абрам-цева  «Радуга».

Давать определение лирического стихотворения. Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

127

Контрольное чтение №4.

Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию.

Контролировать, анализировать, оценивать свои действия.

128

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков». М. Пришвин «Дятел».

Самостоятельно работать с текстом; «рисовать» картинки к рассказу; пересказывать текст; объяснять значение словосочетаний.

Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

129

В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; определять по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. 

130

О. Дриз «Счастье».

Б. Заходер «Что красивей всего?».

Объяснять значение понятия «лирическое стихотворение». Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

131

В. Бианки

«Музыкант».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; преодолевать трудности.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносить название произведения с его содержанием. Корректировать план.

132

Белорусская сказка «Музыка-чародейник».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

133

Итальянская сказка «Тайна Флорио».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Пересказывать прочитанное. Выразительно читать литературные произведения, разыгрывать сценки. 

134

И. Мазнин «Давайте дружить», Ю.Ким «Летучий ковёр».

Выражать собственное аргументированное мнение о произведениях и героях.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

135-136

Резервные уроки.


Материально – техническое обеспечение учебного процесса

Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.

Основным материальным обеспечением реализации настоящей программы является комплект следующих изданий.

Учебники и учебные пособия для учащихся (Издательство: «Ассоциация ХХI век», Смоленск)

  1. Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 3 класса. В 4 ч. – 2012 и послед.
  2. Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 3 класса. В 2 ч. – 2012 и послед.
  3. Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 3 класс. – 2007 и послед.
  4. Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 3 класса. – 2009 и послед.
  5. Кубасова О. В. Итоговые проверочные работы по литературному чтению. 1–4 классы. – 2013 и послед.

Пособия для учителя

  1. Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 и послед.
  2. Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 и послед.
  3. Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 и послед.
  4. Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония». – 2013 и послед.
  5. Кубасова О. В. Выразительное чтение. – М.: Академия, 1998 и послед.
  6. Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.

Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям 

  1. Материалы для учащихся
  2. Материалы для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО....

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Адаптированная рабочая программа для учащихся с РАС (литературное чтение)

Адаптированная рабочая программа для учащихся с РАС (литературное чтение)...

Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с РАС (литературное чтение)

Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с РАС (литературное чтение)...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....