Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Аветисян Наталья Даудовна

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Урок – дискуссия

Цель:

научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.

Задачи урока:

Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, работать над навыком аргументированного изложения своих мыслей.

 Развивающие: сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения через аналитико-синтетическое действие, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности, любви к природе, личного         отношения к окружающей действительности и приобщение детей к самостоятельной читательской деятельности.

Оборудование:

листки – помощники, грамзапись музыки К.Сен-Санса "Лебедь", компьютер, презентация, заготовки кластера, словарь Ожегова, карточки характеристики  Соболько, приёмыша, Тараса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_priyomysh.ppt1.43 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka1.doc88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – дискуссия +презентация литературного чтения по теме: «Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш» для 4 класса (Программа «Школа России») МБОУ СОШ № 2

Слайд 2

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Слайд 3

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк (1852 – 1912 г.г.)

Слайд 4

«… Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче…» (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Слайд 5

Цель урока: 1) Учить доказывать свою точку зрения. 2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Слайд 6

Урок - дискуссия

Слайд 7

Дискуссия — это обсуждение какого-либо вопроса или проблемы. Важной характеристикой дискуссии является аргументированность, т.е. доказательность, обоснованность .

Слайд 8

Основные правила дискуссии 1. В дискуссии участвуют не менее двух команд. 2. Все открыто выражают свои мысли. 3. Все точки зрения должны уважаться. 4. Слушайте других не перебивая. 5. На вопрос отвечает лишь один человек из команды.

Слайд 9

Давайте будем дружить друг с другом. Как птица с небом, как поле с лугом, Как ветер с морем, трава с дождями, Как дружит солнце со всеми нами! Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и звери, и птицы, И доверяли повсюду нам, Как самым верным друзьям!

Слайд 10

Закончи предложения: 1. Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства… 2. Рассказ помог понять… 3. Для меня было сложным… 4. Мне понравилось …

Слайд 11

Первое задание « Доброта – это богатство, щедрость души человека» Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?

Слайд 12

Второе задание Выберите из данных слов качества, характеризующие: лебедя приёмыша

Слайд 13

Третье задание Можно ли приносить домой диких животных?

Слайд 14

Четвёртое задание Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Конкурс педагогических идей

 в сфере информационных технологий

«ИнфоШкола – 2018»

Номинация «Мультимедийное дидактическое пособие»

Урок по литературному чтению в 4 классе

по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

                                                                               Автор:

учитель начальных классов

                                                                                           первой  категории

                                                                                    Аветисян Наталья Даудовна

г.Татарск

2018 г.

Оглавление

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала

     а) Основные правила дискуссии

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

а) работа по частям текста

б) прогнозирование

     5. Зачитывание работ учеников и подведение итогов дискуссии

     6.Вывод по теме урока

    7.Физкультминутка  

    8. Домашнее задание

    9. Оценивание

План – конспект  урока

Тема:  Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

(Урок – дискуссия)

1.ФИО:   Аветисян Наталья Даудовна

2. Место работы - МБОУ СОШ № 2

3. Должность -   учитель начальных классов

4. Предмет - литературное чтение

5. Класс - 4

6.Тема и номер урока в теме -  Мамин – Сибиряк «Приёмыш» (урок № 86)

7.Базовый учебник -  «Литературное чтение» в двух частях, авторы – Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.    

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Урок – дискуссия

Цель:

научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.

Задачи урока:

Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, работать над навыком аргументированного изложения своих мыслей.

 Развивающие: сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения через аналитико-синтетическое действие, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности, любви к природе, личного         отношения к окружающей действительности и приобщение детей к самостоятельной читательской деятельности.

Оборудование:

листки – помощники, грамзапись музыки К.Сен-Санса "Лебедь", компьютер, презентация, заготовки кластера, словарь Ожегова, карточки характеристики  Соболько, приёмыша, Тараса.

Ход  урока

1.Организационный момент.

 Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность.

    Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении.

Слово это серьезное, 
Главное, важное. 
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого. 
В нем забота и ласка, 
Тепло и любовь. 
В нем стремленье 
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество 
В сердце у многих живет 
И о боли других 
Позабыть не дает. 
И оно поважнее, 
Чем лица красота. 
Догадались, что это? 
Сердец ДОБРОТА.

Учитель: О чём это стихотворение?

(Ответы  детей) - О доброте

Учитель: - Что такое доброта?

(Ответы детей) - Это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, улыбка, природа...

Учитель. - Какого же человека можно назвать добрым?

(Ответы детей) - Это тот человек, который творит добро.

Учитель. Добрый человек - это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту готов прийти на помощь.

 - Назовите антоним слову «доброта»? Что же есть зло? (Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда, обзывания …)

- Почему мы заговорили о доброте? Как это связано с темой урока? Вот сейчас речь пойдет об одном таком человеке из рассказа Дмитрия Наркисовича Мамина –Сибиряка из рассказа «Приемыш». Тема нашего урока: Д.Н.Мамин- Сибиряк «Приемыш» (слайд.1).

 Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками;  умение выражать свои чувства.

Регулятивные: контроль и коррекция ответов.

2. Повторение изученного материала.

а) Чтобы нам лучше познакомиться с произведением, что мы должны исследовать? (слайд 2): 1) познакомиться с автором произведения; 2) познакомиться с героями; 3) определить кто такой приемыш; 4) характеристика главных героев; 5) исследовать отношения между героями рассказа; 6) выяснить главную мысль; 7) высказать своё мнение. 

     В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались два героя: лебедь, Соболько. Что объединяет их, похожи ли они ни друг на друга?   

-   Какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите слово «Приемыш»?         (работа со словарем Ожегова).

Приемыш - это приемная дочь или приемный сын.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? 

- Что вам известно об авторе? (слайд 3)

Учитель:  Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.

     Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

«Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.

Познавательные: - работа с информацией.

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества.

Личностные:  - осознание значимости отобранного материала.

3. Работа по теме урока.

Урок наш необычный – дискуссия (словарь Ожегова) (слайд 4).

- Дискуссия -  это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

    а) Основные правила дискуссии (слайд 5): 1) в дискуссии участвуют три команды; 2) все открыто выражают свои мысли; 3) все точки зрения должны уважаться; 4) слушайте других, не перебивая; 5) на вопрос отвечает лишь один человек из команды.

Учитель: три команды - Тарас, приёмыш, Соболько. Ваша задача к концу урока дать характеристику героям (создать кластер).

 - Прежде, чем приступим к работе с текстом, небольшое сообщение о главном герое произведения ( (сообщение о лебеде - ученик ) (фильм «Лебедь-шипун») (прил. 1).

     Выберите из данных слов качества, характеризующие: лебедя,   приёмыша,  Соболько (наклеивают на лист).  В конце урока каждая команда даёт характеристику своего героя.

 (Правила выполнения задания: каждой команде даны по одной карточке или "Тарас", или "Соболько", или "Приёмыш" и карточки, на которых записаны слова для характеристики: умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, злой, глупый, жестокий, завистливый, вольный, особенный, ласковый, преданный, благодарный. Всего таких карточек - 15 штук. Надо разложить карточки к тому герою, которому они соответствуют.

(Должна получиться такая цепочка: Тарас умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый. Лебедь - умный, вольный, особенный, благодарный, добрый. Соболько - ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный.)

Познавательные: 1)умение структурировать знания; 2) контроль и оценка знаний, 3) контроль и оценка процессов результатов деятельности, 4) работа с информацией.

4. Работа по учебнику.

     а)Работа с 1 частью текста. (Вопросы задаются каждой  команде. За каждый правильный ответ команда получает белого лебедя. Если ответ дан не верно – серого лебедя).

 - Что узнали о Тарасе?  Лучший друг человека – кто это?  Что сказано о лебеде?

Вывод об этих героях (семья, привязаны друг к другу).

   Работа над 2 частью (выборочное чтение).

- Как лебедь попал к Тарасу?

- Как вы понимаете слова Тараса «смыслу в нём ещё настоящего нет»?

- Как Тарас говорил о Приёмыше? Как называл? (умная птиц, сирота, говорил как о близком человеке, божья птица)

- Какие отношения были между лебедем и Соболько? О чём это говорит?

- Почему рассказчик решил, что лебедь улетит? (свободная птица)

- Понимал ли Тарас это?  почему не хотел понимать этого? (Тарас жил один, у него никого нет, кроме лебедя и собаки)

- Считал ли Тарас себя несчастным, живя один?

  Работа над 3 частью.

 - Что мы узнаём о лебеде из 3 части? (повадки)

- Что общего между Тарасом и лебедем? (они потеряли свои семьи, судьбы их похожи)

- Можно ли сделать вывод по 3 части, что у наших друзей всё хорошо?

Учитель: Как бы мы не хотели, что бы рассказ на этом заканчивался, но у него есть продолжение.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости её.

б) Прогнозирование

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

(заслушаем несколько историй)

- Совпадет ли ваше мнение с концом истории?

4 часть (чтение по цепочке).

-Совпало ваше мнение с авторским?

-А мог ли Тарас не отпустить птицу?

-Что же Мамин-Сибиряк  хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (дети приходят к выводу, что подружиться легко, а расставаться тяжело).

 -Что вы можете сказать о Тарасе, как он выглядел?

Был: бодрый, ловкий,  весёлый.

Стал: утомлённый, дряхлый, жалкий, старик заболел.

- Как вы думаете, почему в такое короткое время старик так изменился?  (Приёмыш улетел, Тарас остался один, потерял своего ребёнка)

 - Учитель: Приёмыш улетел поздней осенью, тогда когда все птицы собираются в большие стаи, прощаются со своими родными и любимыми краями, отправляются в путь. В это время птицы особенно шумные, громкие, взволновано кричат. Этим криком они сзывают других птиц, чтобы они примкнули к их стае.

- Как в рассказе лебеди звали к себе Приёмыша?

- Как Приёмыш отреагировал на  стаю лебедей?

-Как отреагировал Тарас?

- Почему Тарас решил, что Приёмыш погибнет в пути?

- Как произошло прощание Тараса с лебедем?

 Учитель: А теперь давайте мы с вами решим, что было правильнее? (слайд 6)

а) поступить с лебедем так, как это сделал Тарас?

б) подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной?

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

- Верите ли Вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?

(Лебедь верная птица, если он находит себе пару, может забыть про Тараса,  а если не найдёт, то вернётся).

- Как может дальше сложиться судьба Приёмыша? (продолжения рассказа)

- Можно ли приносить домой диких животных? 

Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией.

Личностные: перевод внешней речи на внутренний план.

  5. Зачитывание работ учеников и подведение итогов дискуссии. Работа по карточкам, составление характеристик героям произведения.

  Учитель: В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.

 6. Вывод по теме урока. 

- Какими мыслями хотел поделиться автор с читателями?

- Чему же воспитывает это произведение?

- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?

 - Можно ли приносить домой диких животных?

- Почему Тарас не запер птицу, не обрезал крылья?

7. Физкультминутка.

Задача этапа: снятие утомляемости и эмоциональной скованности и тревожности.

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Учитель:  Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку… Друзья и расстались.

- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)

   Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (Рассуждают)

- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)

   Сегодня на уроке мы говорили о доброте.

- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?   (добрую душу и доброе сердце)

   Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.

  Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героев рассказа «Приемыш».

 Коммуникативные: управление поведением своим и партнера, умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата.

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия.

    Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого произведения, просмотрев презентацию «Жизнь на Светлом Озере» (прил. 2)

- Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию?

(Ответы детей)  Жалость. …        

- Я предлагаю высказать свое мнение в следующих предложениях (слайд 7).

 Закончи предложения:

Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось …

Коммуникативные:  умение выражать свои мысли.

 Личностные: самооценка, самоанализ. 

 8. Домашнее задание:

- Выразительное чтение рассказа с. 76-84

- Придумать продолжение рассказа  «Жизнь Приёмыша в новой семье».

9. Оценивание.

   На парте лежат  бумажные лебеди: белые и серые. Каждая команда оценивает себя. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной вначале – «пустите плавать на озеро» белого лебедя, если нет – серого лебедя.

(Дети крепят лебедя на плакат «озеро»)

  (слайд 8)

Ресурсы:

  1. Литературное чтение» в двух частях, авторы – Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.    
  2. http://www.litra.ru/biography/get/biid/00594681232734431760/
  3. http://www.raskraska.com/raskraski/164/40.html
  4. http://muzofon.com/search/Сен%20Санс%20%20%20Лебедь
  5. http://mgup-vm.narod.ru/russian/07.html
  6. http://az.lib.ru/m/maminsibirjak_d/text_2003.shtml
  7. http://talisha.ru/2011/04/davayte-drughit/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Урок литературного чтения в 4 классе. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Закрепление.

Конспект урока по литературному чтению  в 4 классе, по теме "Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш".Закрепление" ...

Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.

Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...