Рабочая программа по литературному чтению (включая обучение грамоте) по требованиям последней редакции ФГОС
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Блинова Кристина Александровна

Рабочая программа по литературному чтению (включая обучение грамоте) по требованиям последней редакции ФГОС (2018 г) по программе "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_litercht.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1 класс

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностные результаты освоения учебного предмета «Обучение грамоте. Литературное чтение»

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Обучение грамоте. Литературное чтение»

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
  • формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Обучение грамоте. Литературное чтение»

  • различать и называть произведения фольклора и литературы;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение  необходимого для  продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учетом индивидуальных возможностей;
  • умение самостоятельно выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
  • определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;
  • определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
  • составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
  • применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;
  • ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации;
  • рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).

Первоклассник научится - различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

- кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;

- решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх - пяти звуков;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
  • осознавать смысл прочитанного;

Первоклассник получит возможность научиться:

  • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
  • читать целыми словами и предложениями;
  • самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;
  • выделять в словах слоги в устной работе;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы.

ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(программный минимум)

1 класс

«Литературное чтение. Обучение грамоте»

Первоклассник научится - различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

- кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;

- решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх - пяти звуков;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
  • осознавать смысл прочитанного;

Первоклассник получит возможность научиться:

  • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
  • читать целыми словами и предложениями;
  • самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;
  • выделять в словах слоги в устной работе;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы.

«Литературное чтение»

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Первоклассник научится:

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
  •  читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие,  жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Первоклассник получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
  • высказывать суждения о произведении и поступках героев;
  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
  • оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

   Первоклассник научится:

  • определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
  • различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
  • сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

   Первоклассник получит возможность научиться:

  • сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
  • находить в тексте произведения сравнения, обращения;
  • находить в тексте и читать диалоги героев;
  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

   Первоклассник научится:

  • читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
  • придумывать истории с героями изученных произведений;
  • пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

   Первоклассник получит возможность научиться:

  • иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
  • инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
  • создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Первоклассник научится:

  • получать информацию о героях, произведении или книге;
  • работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
  • дополнять таблицы, схемы, модели;
  • сравнивать произведения по таблице.

   Первоклассник получит возможность научиться:

  • находить информацию о произведении (фамилия автора, жанр, тема);
  • дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
  • находить в тексте информацию о героях произведений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Ученик научится:

-читать плавно целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу, с учётом: пунктуационных знаков;

-сравнивать произведения по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с этой точки зрения;

-соотносить текст (иллюстрацию) с названием произведения;

-продолжать (заканчивать) прослушанный (прочитанный) незаконченный текст произведения, соблюдая последовательность событий;

-различать на слух прозаические и стихотворные произведения;

-кратко характеризовать героя по тексту, рисунку (иллюстрации);

-составлять небольшие описания (по образцу, иллюстрациям, опорным словам).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

«Литературное чтение. Обучение грамоте»

Раздел программы

Программное содержание

Слово и предложение

Предложение как объект изучения.

Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение.

Слово как объект изучения.

Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса.

Фонетика

Звуки речи.

Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове.

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова.

Особенность гласных звуков - отсутствие при произнесении этих звуков преграды. Особенность согласных звуков - наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Качественная характеристика звуков (гласные, твердые и мягкие согласные).

Гласные звуки: ударные и безударные. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков. Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове.

Графика

Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я.

Буквы, обозначающие согласные Звуки. Буква ь.

Русский алфавит.

Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, ю, я.

Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твердости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й'].

Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Названия букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов.

Восприятие художественного произведения

Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы.

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником. Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения. Знакомство с литературными жанрами: стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские). Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы.

Чтение

Слоговое чтение. Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений.

Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук.  Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Работа над осознанностью чтения.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Развитие речи

Рассказы повествовательного и описательного характера.

Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе)вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений.

«Литературное чтение»

Раздел программы

Программное содержание

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.

Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой.

Цель речевого высказывания. Вопросы по содержанию прослушанного произведения, составление вопросов по услышанному тексту. Эмоциональный отклик (описание своего впечатления в устном высказывании).

Чтение вслух и молча (про себя)

Чтение вслух - слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что - [што], чтобы - [штобы], -ого —о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.

Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Виды чтения: изучающее, выборочное.

Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации. Стили речи: художественный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Работа с познавательными текстами. Заглавие произведения, соотнесение заглавия с содержанием.

Работа с текстом

Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.

Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?).

Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации.

Говорение (культура речевого общения)

Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).

Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или поступках).

Работа с текстом художественного произведения

Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок. Вопросы по фактическому содержанию художественного текста. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использование словарей. Последовательность событий, план для пересказа. Подробный пересказ текста по опорным словам, предложенному плану, коллективно составленному плану, серии рисунков, на основе вопросов.

Характеристика героя произведения (поступки, причины поведения) под руководством учителя.

Библиографическая культура

Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме.

Сочинение загадки по аналогии, продолжение истории. Составление рассказа по рисункам, серии рисунков. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, слова автора, слова героев, выразительное чтение.

Жанры фольклора и художественной литературы.

Фольклорные и литературные произведения разных жанров: потешки, пословицы, загадки, сказки; рассказы, стихотворения, сказки.  Нравственно-этические понятия, раскрытые в художественных произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений, соотнесение поступков героев с нравственными нормами. Иллюстрации к художественным произведениям.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Понятия: художественное произведение, читатель, автор (рассказчик), герой, жанр, тема, сказка (народная и литературная), прозаическая и стихотворная речь, рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой.

 автора, заголовок, абзац, диалог.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).

Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.

Чтение: работа с информацией

Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте...

Рабочая программа по литературному чтению и обучению грамоте в 1 классе по системе Л. В. Занкова

Рабочая программа предназначена для обучения грамоте, развитию речи и литературному чтению на базовом уровне.  В соответствии с учебным планом школы на изучение литературного чтения выделено 2 ча...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс, ФГОС.  Предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа включа...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса, УМК "Школа России" по ФГОС.

Учебно-методическая разработка содержит рабочую программу по литературному чтению для 2 класса, к УМК "Школа России", программа составлена на основе авторской программы Л.И.Климановой, программа соста...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса УМК "Перспективная начльная школа"...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа XXI века" по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС...