Конспект урока литературное чтение 2 класс М.М.Пришвин "Ребята и утята".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Волкова Елена Вячеславовна.

Знакомство с произведением М.М.Пришвина .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_.docx61.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      МБОУ Каринская СОШ

КОНСПЕКТ УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята»

                                                              Подготовила Е.В.Волкова

                                                                учитель начальных классов

                                                                     

Класс: 2.

УМК: «Школа России».

Учебный предмет: литературное чтение.

Учебник: «Литературное чтение»: 2 класс: Часть 2 /автор-составитель В.Г.Горецкий/ - Москва: Просвящение, 2015.

Тема урока: М.М.Пришвин «Ребята и утята».

Цель урока: расширение кругозора и систематизация знаний учащихся о родной природе на основе рассказа М.М.Пришвина «Ребята и утята».

Задачи урока:

образовательные: расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества М.М.Пришвина;

развивающие: повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся; мотивировать самостоятельную поисковую деятельность;

воспитательные:  воспитывать интерес и любовь к родной природе, стремление охранять её.

Планируемые результаты:

Предметные:

формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания; расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе; формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащение речи выразительными средствами языка.

Метапредметные:

-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.

-регулятивные:  формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.

- коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.

- личностные: пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. 

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация,   разноуровненные карточки для работы в группах, карточки для работы в парах, сигнальные карточки, листы самооценки, выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I.Мотивация, создание комфортной образовательной среды.  

Учитель.

Слайд 1

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.

Учитель.

        Ребята, покажите с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы пришли на урок. Я надеюсь, что такое же хорошее настроение будет у всех и в конце урока. Я желаю вам успешной работы.

       Возьмите лист самооценки и спрогнозируйте свою работу на уроке. Спланируйте, какой огонёк светофора зажжёте. Как будете работать в группах?

Насколько активно вы планируете работать с текстом? Справитесь ли вы с заданиями, работая в парах?

Начиная урок, вспомним правила делового сотрудничества.

Ученики.

- уважать чужое мнение;

- не обижать и не обижаться;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину, работая вполголоса;

- слушать и слышать друг друга.

II. Актуализация знаний.

Учитель.

     

 Дома вы должны были повторить произведения М.М.Пришвина, с которыми познакомились на уроках чтения.

Каждая группа получает карточку с заданием.

-  Прочитайте отрывок из произведения.

- Вспомните, как называется произведение.

Работа в группах

Группа № 1

       Я осторожно поднял веточку ели и через это лесное оконце увидел полянку. А на полянке берёза, под берёзой пень, а рядом с пнём красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. И такая старая, что края даже завернулись вверх. Совсем как большая глубокая тарелка. А в тарелке вода.

                                                                                  М.М.Пришвин «Старый гриб»

Слайд 2

Группа № 2

       Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг не золотой, а зелёный.  Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять был весь золотой.

                                                                                   М.М.Пришвин «Золотой луг»

Слайд 3

Группа № 3      

        И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно. А возьму - забуду съесть и назад принесу.

                                                                                 М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Слайд 4

Группа № 4

       Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую  –  проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

                                                                                         М.М.Пришвин «Журка»

Слайд 5

Работа с моделями обложки к данным произведениям

Учитель.

       

   А теперь среди моделей  обложек  найдите ту модель, которая подойдёт сразу ко всем прочитанным отрывкам из произведений М.М.Пришвина. Объясните, почему выбрали именно эту обложку?

Ученик. 

       Автором всех произведений является М.М.Пришвин. Все отрывки были из рассказов, поэтому мы выбрали прямоугольник. Прямоугольник выбрали зелёного цвета, потому что все рассказы о природе.

       Возьмите лист самооценки. Включите на светофорах свой первый огонёк. Оцените свою работу в группах.

Учитель. А сейчас  Алиса расскажет нам о Михаиле Михайловиче Пришвине.

Слайд 6

Рассказ ученика о М.М. Пришвине

       Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной семьи, но получил хорошее образование. Работал агрономом, был несколько лет  сельским учителем, библиотекарем. Много путешествовал, накопил много впечатлений. Начал писать в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в птиц и зверей. Все произведения Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Пришвин был очень наблюдательным человеком, способным рассказать историю не только леса, но и любого листка, травинки, гриба. Прекрасно знал жизнь обитателей лесов, полей и необыкновенно увлекательно рассказывал о них в своих книгах.

       Учитель.

К.Г.Паустовский так писал о Пришвине:

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Михайловича Пришвина».

III. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Учитель.

       Сегодня мы продолжим знакомство  с произведениями  М.М.Пришвина.  Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:

                                           Вдоль по речке, по водице,
                                          Плывет лодок вереница,
                                          Впереди корабль идет,
                                          За собою всех ведет.
                                                  ( Утка с утятами.)

- Откройте учебник на странице 130.

- Прочитайте заглавие произведения.

Слайд 7

- Как вы думаете, кто главный герой этого произведения?

-  Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал своё произведение М.М.Пришвин.

Слайд 8

Чирок-свистунок

       Чирок-свистунок -  это самая маленькая из речных уток.  Вес её всего 200-500 граммов. В нашем крае эту уточку можно встретить на берегах реки Кубань и других водоёмах.  Гнездятся они на берегу среди зарослей тростника и камыша.

- Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

- Как мы можем это проверить?

IV. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Учитель.

-  Послушайте произведение М.М.Пришвина «Ребята и утята».

Учитель.

- Понравилось ли вам произведение?

- К какому жанру оно относится?

- Какие чувства у вас возникли?

- Какую ошибку совершили дети?

- Исправили ли они свою ошибку?

- Кто помог им её исправить?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

Подготовительная работа

Учитель.

- Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.  

Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.

Слайды 9-10

раз-ли-ва-лось – разливалось

за-швы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква т

 Словарная работа

Учитель.

       В  произведении  есть  слова, значение которых может быть непонятным. Объясним их значение.

Слайд 11

Верста – старая русская мера длины чуть больше 1 км.

1 км = 1000 м

- Как вы понимаете выражение «вода в озере спала»?

Слайд 12

- Что такое кузница?

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

Слайд 13

- Что такое холм?

Холм – небольшое возвышение.

Слайд 14

- Какое поле называют овсяным?

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Слайд 15

V. Динамическая пауза.

Слайд 16

«Танец маленьких утят»

VI. Первичное закрепление изученного материала.

Повторное чтение произведения

1 часть – «Жужжащее» чтение.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Прочитайте.
  

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (На свободу)
       Что значит для утят свобода? (Вода, озеро, корм)

   

 – Сколько надо было идти до озера? (Три версты)
  

 

– Сколько это километров? (Чуть больше трёх)
 

 – Это много или мало для человека? (Много)
 

 – А для маленькой уточки? (Очень много)
 

 – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
  

 – Почему уточка-мать шла позади утят?
 

 – Какие враги были у уток?

2 часть – чтение про себя.

-  Что стали делать ребята, когда увидели утят? Прочитайте.

   Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы)

-  Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Прочитайте.

-  Могла ли утка кричать? (Нет)

- А какое чувство пережили утята? (Страх, испуг)

-  Думали ли ребята,  когда ловили утят о том, что утка-мать будет переживать?

 - Как в рассказе чаще всего называют уточку?

 

- А какая она мама? (Заботливая)

 

- Утята пойманы, что собирались  делать ребята? Прочитайте.

 - Кто помешал мальчишкам? (Автор)

 - Что автор приказал сделать ребятам? Прочитайте.
 

- Как бы вы поступили на месте рассказчика: стали бы ругать ребят или объяснили им, как трудно утятам добраться до озера?

  

 3часть - чтение вслух по цепочке.

 – Что сделала утка-мать, когда её детей отпустили? Прочитайте.

 

  – Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Шла позади)
   

– А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от врагов.       Чувствовала себя виноватой.)
   

– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Прочитайте.

   Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения)
   

– Как мальчишки на это реагировали?
– Почему?

– Что пожелали люди уточке?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Работа с иллюстрацией

– Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен на переднем плане?

– Что они делают?

 – Кто изображен на заднем плане? Что они делают?

 – Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

 – Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?

 – Что его волновало?

 – Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

 – Кто именно?

 – А кто нет?

 – Почему?

Возьмите лист самооценки. Включите на светофорах  огонёк. Оцените свою активность во время работы с текстом.

VII. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Учитель.

       А сейчас предлагаю выполнить задание в парах.

 Задание в парах

         Соберите пословицы, определите,  к кому из действующих лиц рассказа подходят?

УМЕЙ              ОШИБИТЬСЯ,     ИСПРАВИТЬСЯ            И       УМЕЛ              

ДИТЯ      СЕРДЦЕ                ПЛАЧЕТ,          А   У          МАТЕРИ      БОЛИТ    

(Умел ошибиться, умей и исправиться.  Дитя плачет, а у матери   сердце болит.)

   

Возьмите лист самооценки. Включите на светофорах  огонёк. Оцените свою работу в парах.

VIII. Итог урока 

- С каким рассказом познакомились на уроке?

 - Какую ошибку совершили мальчики?

- Кто им помог её исправить?

- О чём автор заставил нас задуматься?

- Какой урок вы извлекли для себя? (Не совершать бездумных поступков, любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь)

X. Домашнее задание:

- подготовить краткий пересказ рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»

- придумать продолжение рассказа

- подготовить чтение по ролям 2 части

XI. Рефлексия.

Учитель.

Заканчивается наш урок. Оцените свою работу на уроке.

C:\Users\МАРИНА\Desktop\на лугу.jpg

- всё получилось, доволен своей работой

C:\Users\МАРИНА\Desktop\шаги утёнка.jpg

- не всё получилось, но могу работать лучше

C:\Users\МАРИНА\Desktop\непоседа.jpg

- есть ещё затруднения  в работе

Учитель.

       Многие ребята  старались, но наиболее активными были ….   Молодцы ребята! Урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Разработка урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята

Разработка урока,презентация,музыка для релаксации....

Конспект урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята"

Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Пришвин "Ребята и утята", разработан в соответствии с ФГОС НОО второго поколения...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...

Конспект урока литературного чтения "М.М.Пришвин «Ребята и утята»" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»Планируемые результатыПредметные:Знать: содержание произведения «Ребята и утята»Ум...