Урок литературного чтения "Путешествие в книжное царство-мудрое государство" в рамках проекта "Книга-мой друг"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мирзаянова Ирина Викторовна

Урок литературного чтения проведен совместно с родителями. Предложены памятки по чтению для учащихся и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_knizh_tsarstvo.docx846.12 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ОУ «Школа имени императора АлександраIII»

Открытый урок литературного чтения

«Путешествие в Книжное царство – мудрое государство»

 2класс  

(совместно с родителями)

подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Мирзаянова Ирина Викторовна

Гатчина 2017г.

Цели: 

Образовательные

  •  расширять читательский кругозор детей
  • закреплять правила обращения с книгой

Воспитательные

  • воспитывать у учащихся любовь к чтению
  • воспитывать у родителей интерес к организации семейного чтения

Развивающие

  • развивать речь, воображение

Оборудование: плакаты «Папа, мама и я – читающая семья», костюмы сказочных героев, памятки для родителей и учащихся, грамоты, закладки для книг, сделанные своими руками.

Ход праздника:

I.Организационный момент.

Дети рассаживаются  за парты вместе с родителями.

II. Сообщение темы урока.

Ведущий. Сегодня мы всей нашей дружной семьей отправимся в интересное путешествие. Но сначала отгадаем загадки, чтобы понять, кто же будет главным героем нашего путешествия.

Ведущий.       Говорит она беззвучно,

                А понятно и не скучно,

                Ты беседуй чаще с ней –

                Станешь вчетверо умней.

Дети. Книга.

III. Появление книги.

Книга. Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Я – Мудрая Книга. Хотите со мной совершить увлекательное путешествие по моему царству – мудрому государству?  Тогда быстро садимся на ковер-самолет. Стоит нам только сказать: «Ковер-самолет, возьми нас в полет!», как мы сразу же взлетим. Быстро летит ковер-самолет, только ветер свистит в ушах. Вот и мое Книжное царство. Приземляемся.

IV.Станция бумажная.

Книга. Мы прилетели на станцию «Бумажная».

Нас встречает библиотекарь школы. Здесь мы узнаем, откуда книги к нам пришли.

Библиотекарь. Книги, ребята, живут уже несколько тысяч лет. Но они не всегда были такими, какими мы их  привыкли видеть.

                        Печатные книги возникли не сразу,

                        Писец переписывал каждую фразу,

                        Глаза уставали, дрожала рука.

                        И так продолжалось века и века.

В старину люди очень ценили книги, так как создавались они очень медленно. На написание одной книги уходило несколько лет. А на чем и чем писал летописец?

Дети. На стенах, камнях, дощечках и т.д.

Библиотекарь. А чем писали?

Дети. Писали гусиным пером, острой палочкой.

Библиотекарь. Все верно. В Древнем Египте писали на папирусе, который изготовляли из растений. Но он был непрочный. Древние греки писали на телячьей коже и называли ее пергаментом – по имени города Пергама. Но чтобы изготовить одну книгу, им надо было истребить целое стадо телят. На Руси был свой материал. Кто-нибудь знает, какой?

Дети. Это была береста.

Библиотекарь. Впервые бумагу изготовили в Китае из шелка. В настоящее время ее делают из … Из чего?

Дети. Из древесины. Вернее, из вещества, которое содержится в древесине, - целлюлозы.

Посмотрите, как в старину оформляли книги.

(Ведущий показывает иллюстрации)

Ведущий.         И вот, наконец, наступил этот срок,

                        Когда был придуман печатный станок.

                        И стала доступною книга в сто крат,

                        И был человек очень этому рад.

Библиотекарь. Много пришлось потрудиться печатникам. Почти год создавали они несколько сотен экземпляров первой печатной книги. Эти книги быстро разошлись по Москве и всему Русскому государству. Иваном Федоровым был создан и первый русский букварь, по которому обучались грамоте взрослые и дети.

(Показ иллюстрации)

Сейчас книги печатаются быстро. Но чтобы мы смогли получить книгу, над ней работает очень много людей. Назовите их профессии.

Дети называют профессии.

Библиотекарь помогает им наводящими вопросами.

  • Кто лес заготовляет? (лесозаготовители)
  • Кто книги пишет? (писатель)
  • Кто печатает? (книгопечатник)
  • Кто делает переплет?(переплетчик)
  • Кто рисует иллюстрации? (иллюстратор)

Библиотекарь.  Видите, как много людей трудится над созданием всего одной книги. Давайте же будем ценить чужой труд и беречь книги.

V.Станция «Стихотворная»

Учащиеся читают стихи о книгах.

Ученик 1.   Мы дружны с печатным словом

                Если б не было его,

                Ни о старом, ни о новом

                Мы не знали б ничего!

Ученик 2.   Ты представь себе на миг,

                Как бы жили мы без книг?!

                Что бы делал ученик,

                Если б не было бы книг?!

                Если б все исчезло разом,

                Что писалось для детей:

                От волшебных добрых сказок

                До веселых повестей?

Ученик 3.  Ты хотел развеять скуку,

                На вопрос найти ответ.

                Протянул за книжкой руку,

                А ее на полке нет.

Ученик 4.   Нет твоей любимой книжки –

                «Чипполино», например,

                И сбежали, как мальчишки,

                Робинзон и Гулливер.

Ученик 5.   Нет, нельзя себе представить,

                Чтоб такой момент возник

                И тебя могли оставить

                Все герои детских книг.

VI.Станция театральная.

Книга.           В одиночестве, в покое

                Дремлют книжные герои

                На страницах книг своих.

                Пробудите к жизни их!

                Что им маяться от скуки?

                Все герои любят труд!

                Вам, друзья, и книги в руки –

                Пусть герои оживут!

Выступления сказочных героев.

Старик Хоттабыч. О, многоуважаемые гости! Я три тысячи лет ждал этого часа и очень счастлив, что «Букварь» привел вас в книжное царство – мудрое государство. Вы, наверное, уже догадались, кто я? Верно, я пришел из книжки Лагина «Старик Хоттабыч».

Федора.         Ой, вы, бедные сиротки мои!

                Утюги и сковородки мои!

                Вы подите-ка, немытые, домой,

                Я водою вас умою ключевой.

        Я почищу вас песочком,

        Окачу вас кипяточком,

        И вы будете опять,

        Словно солнышко сиять.

Дети.  Федора из сказки Корнея Чуковского. «Федорино горе».

Малыш. Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку – настоящего друга. Но мама была почему-то против.

Чебурашка. И у меня тоже есть друг (напевает). Он играет на гармошке у прохожих на виду. Кто же я и кто мой друг?

Дети. Ты Чебурашка, а твой друг крокодил Гена.

IX. Станция домашняя типография.

Родители и ученики представляют домашние газеты «Как читает наша семья».

VIII. Интеллектуальная разминка.

1.Пословицы о книгах.

                        Библиотекарь. В одной  пословице говорится: «Книга – лучший товарищ». Знаете ли вы еще какие-нибудь пословицы о книгах?

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Не красна книга письмом, красна умом.
  • Книга помогает в труде, выручает в беде.
  • Испокон века книга растит человека.
  • Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
  • Книги не любят, когда их чтят, а любят, когда их читают.
  • Книга-окно в мир, почаще заглядывай в нее.
  • Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
  • Книга – твой друг, без нее как без рук.
  • С книгой жить – век  не тужить.

Дети дарят друг другу закладки с пословицами о книге.

2. Блиц-состязание родителей.

а). Из каких произведений взяты эти «крылатые слова»?

- «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь». («Квартет» И.А.Крылова)

- «Свежо предание, а верится с трудом» («Горе от ума» А.С.Грибоедова)

- «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона» («Слон и Моська» И.А. Крылова)

б). Кто из русских поэтов подарил другому известному поэту свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»? ( В.А.Жуковский – А.С.Пушкину)

в). Какое слово соответствует следующему описанию: «Ее видели на столе, в музее, в бою, на турнире. Ее видели с рукояткой, с вензелем. Ее запирали, ею рубили, ее точили, ее чистили»? (Шашка)

3. Викторина для учащихся

- Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки?

-Что подарили на именины Мухе-Цокотухе?

-Какое слово должен был сложить Кай в ледяном дворце Снежной Королевы?

-Как звали пса из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?

-Кто съел все варенье?

4. Подведение итогов.

IX. Разговор двух книг.

Ведущий.    Однажды встретились две книжки.

                    Разговорились меж собой.

Книга 1. Ну, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

Книга 2.     Ох, милая, мне стыдно перед классом,

        Хозяин мой

        Обложки вырвал… с мясом!

        Да что обложки… оборвал листы!

        Из них он делает кораблики, плоты

        И голубей…

        Боюсь, листы пойдут на змей,

        Тогда лететь мне в облака!

        А у тебя целы бока?

Книга 1.        Твои мне не знакомы муки.

        Не помню я такого дня, 

Чтобы не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про кляксы я молчу –

О них и говорить то не прилично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично»!

Книга 1.         Ну, мой на тройках еле-еле

                И даже двойку получил на той неделе…        

X. Станция «Книжкина больница».

           Ведущий.  А впереди у нас Книжкина больница. Больница эта, ребята, необычная. Лечат здесь не ребят, не зверят, а книжки.

                    Айболит. Я доктор, книжный друг. Лечу не ребят, не зверят, а книжки. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Мои терпеливые пациенты незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот на помощь приходим я и вы, мои помощники, правда? Мы подклеиваем книжку, расправляем ей странички, делаем новый корешок. Проходит несколько дней, и вылеченная книга выглядит так, словно она побывала в санатории. Ее выписывают, и она снова возвращается в библиотеку.  А чтобы книжки не были на нас не в обиде, нужно запомнить несколько правил, вот они. Запомните и выполняйте их.

  1. Берите книгу чистыми руками.
  2. Перелистывая страницы, не смачивайте пальцы языком
  3. Не перегибайте книгу по корешку.
  4. Не загибайте страницы. Пользуйтесь закладкой.
  5. Не пишите и не рисуйте в книге.
  6. Не вырывайте листы.
  7. Не читайте книгу во время еды.
  8. Чтобы книга служила дольше, оберните ее.
  9. Не закладывайте в книгу посторонние предметы.

Дети вместе  с родителями выполняют работу по ремонту книг.

XI. Прощание с Книгой.

Книга. Спасибо, дорогие друзья! Благодаря вам еще  многие дети смогут прочитать эти книги. А наше путешествие подошло к концу.

Ребята, я рада была видеть вас в моем Книжном царстве.

Я – книга. Я товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Я к вам обращаюсь, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь,

                            набирайтесь ума!

До встречи.

XII. Вручение памяток родителям и детям (см. приложение №1)

                       Учитель. Дорогие ребята, пусть наши совместные старания дадут хорошие всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый ваш день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. А подготовленные нами памятки помогут и родителям, и вам в этом путешествии.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

КАК ЧИТАТЬ КНИГУ

  1. Рассмотри обложку, титульный лист.
  2. Определи     содержание     книги     (для     этого     рассмотри
    иллюстрации,   познакомься   с   предисловием,   оглавлением,
    полистай книгу).
  3. Приготовь закладку и обложку для книги.
  4. Читай книгу по частям (главам).
  5. Читай внимательно, не забегай вперед, не перескакивай через
    страницу.
  6. Выделяй всё непонятное, сформулируй вопрос. Найди на него
    ответ самостоятельно или спроси у взрослых.
  7. Пользуйся закладкой.
  8. Прочитав, вспомни, что тебя взволновало, что запомнилось.
  9. Перечитай интересные места (страницы, отрывки, части).

10.        Поделись своими впечатлениями с друзьями, с близкими тебе
людьми.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.        Рассмотри обложку и титульный лист.
 - Обрати внимание на фамилию автора.

  - Вспомни какие произведения ты уже читал. О чём они ?

  1. Прочитай название произведения или книги.
  2. Познакомься с предисловием, аннотацией, оглавлением.
  3. Рассмотри иллюстрации.
  4. А теперь скажи, о чём (о ком) это произведение или книга.

ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ КНИГОЙ

  1. Рассмотри обложку книги.
  2. Прочитай фамилию автора и название произведения.
  3. Перелистывая книгу, внимательно рассмотри иллюстрации.
  4. Определи примерное содержание книги.
  5. Самостоятельно прочитай это произведение.

Памятки для родителей

 по развитию читательских умений детей

Памятка№1.

Правила чтения для учащихся.

  • Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10—15 минут в день.
  • Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
  • Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  • Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на  время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  • Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  • Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  • Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  • Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
  • Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  • Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь  ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.

Памятка №2.

Как готовить домашнее задание по чтению.

  • Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
  • Посмотри, кто автор произведения.
  • Внимательно прочитай весь текст.
  • Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
  • Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси взрослых.
  • Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
  • Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
  • Составь план пересказа текста.
  • Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
  • Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
  • Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
  • Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись эти мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение в самом увлекательном эпизоде.
  • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте  бережное  отношение  к  книге,  демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАЗДНИКУ

C:\Users\user\Desktop\C\Маша\Мои документы\2 а класс\DSC06887.JPGC:\Users\user\Desktop\C\Маша\Мои документы\2 а класс\DSC06883.JPG

C:\Users\user\Desktop\C\Маша\Мои документы\2 а класс\DSC06919 - копия.JPGC:\Users\user\Desktop\C\Маша\Мои документы\2 а класс\DSC06922.JPG 

 C:\Users\user\Desktop\C\Маша\Мои документы\2 а класс\DSC06930.JPG                     C:\Users\user\Desktop\C\Маша\Мои документы\2 а класс\DSC06927.JPG

Использованные материалы и интернет-ресурсы:

1.http://bibnout.ru/2010/06/02/nachalnaya-shkola/puteshestvie-v-knizhnoe-carstvo-mudroe-gosudarstvo/

2.http://900igr.net/fotografii/istorija/Pervye-knigi/Pervye-knigi.html

3.Фотоархив автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу Маши Вайсман "Лучший друг медуз"

Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу Маши Вайсман "Лучший друг медуз" по учебнику Чураковой Н.А. (М.: Академкнига/УчебникЮ 2011) (УМК "Перспективная начальная школа"). Урок содержит систем...

Книжкино царство - мудрое государство

"Книжкино царство - мудрое государство" - план-конспект урока внеклассного чтения в 1 классе. На уроке дети знакомятся с Кодексом Читателя, учатся бережно обращаться с книгой, повторяют содержание ска...

Урок литературного чтения во 2 классе, проведенный в рамках районного методического объединения. Тема: « Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц».

Цель:  осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершен...

Конспект внеклассного мероприятия 3 класс. «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»

Тема: «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»Цели: прививать интерес к чтению; развивать память, внимание, логическое мышлениеОборудование: презентация, картинки, фишки...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. « Путешествие в Книжное Царство - Мудрое Государство»

Обобщение у дошкольников знаний и умений , полученных на занятиях по обучению грамоте....

Материал к интегрированному уроку музыки и английского языка в рамках реализации проекта "Другой урок".

Материал к интегрированному уроку музыки и английского языка  "Урок для маленьких леди и джентльменов" поможет учителю вызвать интерес к английскому языку, смотивирует к творческой деят...