Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы - читатели"
рабочая программа по чтению (3, 4 класс) на тему

Батина Надежда Александровна
Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Екимовичская средняя школа»

Рославльского района Смоленской области.  

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

Батина Н.А.

Протокол № 1

от«28»августа2017г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

________________ Мишина В.Е.

«__» ______2017г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР

_____________

Мартьянова С.В.

«__» ______2017г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________

Тарасенко С.В.

Приказ № ____

от «___»______2017г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общекультурного направления

«МЫ – ЧИТАТЕЛИ»

3 - 4 класс

2017-2019 учебный год

(программа рассчитана на 2 года)

Составила

учитель начальных классов

Батина Надежда Александровна

высшая квалификационная категория        

с. Екимовичи


1. Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы – читатели» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № З73;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Екимовичская средняя школа» Рославльского района Смоленской области
  • План внеурочной деятельности школы.
  • Авторская программа М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению».

Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме.

Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, воспитание грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Основные задачи: 

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

2. Планируемые результаты.

Личностные.

  • Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей; ученический оптимизм.
  • Социальная компетентность  и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.
  • Умение давать нравственно-этическую оценку через моральное содержание и нравственное значение действий персонажей.
  • Осознание целостной  научной картины природного и социокультурного мира, правил взаимоотношения с природой, обществом, отдельными людьми.
  • Владение основами экологического сознания, грамотности и культуры, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
  • Целостный, социально ориентированный  взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур.
  • Доброжелательная  и эмоционально-нравственная отзывчивость и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные.

Регулятивные.

  • Умение учиться; способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка).
  • Умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  • Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Умение осмысливать цель чтения и соответственно выбирать вид чтения.
  • Умение прогнозировать результат деятельности.
  • Умение строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в обучении.

Познавательные.

  • Умение искать и выделять необходимую информацию, в том числе решать практические и познавательные задачи с использованием справочников, энциклопедий, словарей и интернета, овладение начальными формами исследовательской деятельности.
  • Умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию, умение упорядочивать и ранжировать информацию.
  • Умение находить информацию в явном и неявном виде, добывать недостающую информацию.
  • Способность понимать текст после  его самостоятельного прочтения и при его прослушивании.
  • Умение строить план текста.
  • Умение выбирать наиболее эффективные способы решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий.
  • Умение воспринимать текст как носитель  способов «открытия» новых знаний, включения их в свою картину мира.
  • Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия.
  • Умение осуществлять выборочное чтение с целью нахождения нужной информации.
  • Умение свободно ориентироваться в текстах разных стилей.
  • Умение строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность и ложность утверждений.
  • Умение различать способ осуществления деятельности и ее результат.
  • Умение переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.

Коммуникативные.

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Общее речевое развитие на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса, практическое овладение диалогической речью, монологической в соответствии с учебной задачей, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
  • Умение формулировать простые выводы на основе информации из текста.
  • Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение управлять интонацией при построении устной речи.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.
  • Владение современными средствами коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Умение ориентироваться на партнера, его высказывание, поведение, эмоциональное состояние и переживания, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме; продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе читательской деятельности и анализа текста.

Предметные результаты изучения курса.

  • Умение оценивать уместность использования различных слов в тексте, правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения; при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.
  • Знание и использование норм речевого этикета и правил устного общения.
  • Умение обнаруживать недостоверные сведения.
  • Умение классифицировать предложения по цели высказывания, различать простые и сложные предложения, делить сложные предложения на простые.
  • Умение перефразировать текст для предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Умение использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое
  • Умение пересказывать текст подробно и выборочно, пересказывать от другого лица.
  • Умение находить в тексте средства художественной выразительности (метафоры, олицетворения, эпитеты, иносказание, сравнение).
  • Умение различать произведения разных жанров (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица).
  • Знать особенности текстов различных видов, уметь определять художественный, научный, справочный текст.
  • Умение анализировать текст, используя литературоведческие понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор, средства художественной выразительности), использовать при анализе прием «тонких» и «толстых» вопросов, давать анализ с позиции нравственности и научности.
  • Умение передавать содержание по плану, составлять небольшие повествовательные тексты с элементами описания и рассуждения.
  • Умение озаглавливать текст, передавая в заголовке тему или основную мысль текста, озаглавливать части текста в соответствии с главной мыслью, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
  • Умение составлять характеристику героев.
  • Умение определять позицию героев и позицию автора.

3. Содержание программы.

      Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Смысловое чтение», Беденко М. В. 3 - 4 класс. – Москва « ВАКО» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. 

Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся  и методическими рекомендациями для учителя.  Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста.

Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного

обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов

составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и

задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.

Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на

номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и

увязать его с ранее прочитанным.

 Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. 

В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию.

Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и

знания в устной и письменной форме. 

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

Тематическое планирование 3 класс

№ Тема /Страницы  учебника

1. Резные лошади* С 4-5  

2. Надувные дома С 6-7  

3. О том , как змея стала ядовитой* С 8-9  

4. Искусственный риф С 10-13  

5. Розовые кролики* С 14-15  

6. Самоцветы С 16-19  

7. Сказка о глупой акуле* С 20-22  

8. Как пугало было вороньим царём* С 23-25  

9. Символ Франции С 26-27  

10. Обезьяна и слон * С 28--29  

11. Очень красивые лодки* С 30-31  

12. Откуда пошли пельмени С 32-35  

13. Замечательные часы С 36-37  

14. Всякое ли молчание- золото? С 38-39  

15. « Читать» людей. С 40-41  

16. Тысяча глиняных горшков* С 42-43  

17. « Тошу обижать не дам!» С 44-45  

18. Как я кормила синичек и белочек* С 46-47  

19. Необычная ёлка С 48-49  

20. Сказка о пирожке* С 50-52  

21.  Одинокий мухомор* С 53-55  

22. «Мы триста лет этим занимаемся» С 56-57  

23. Колизей С 58-59  

24. Памятник дереву С60--61  

25. Магниты в древности С62-63  

26. Бабушка огородника * С 64-65  

27. Санта- Клаусы в разных странах С 66-67  

28. Пришельцы. Лёгкий и прочный* С 68-71  

29. У каждого мастера есть свои секреты*.

Неуклюжий паучок. С72-75  

30. Гусеница , которая хотела летать* С 76-77  

31. Первый микроскоп. Подходящий камень* С 78-81  

32. Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом – моя крепость» С 82-85  

33. Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес* С 86-89  

34. Ночной урок*. Итоги года  

Тематическое планирование 4 класс

№ Тема /Страницы учебника

1. Резиновый мяч* С 4-6  

2. Свитера С 7-9  

3. В большом деле не без убытка* С 10-11  

4. « Замените меня Васей – он умнее!» С 12-13  

5. Самоочищающиеся окна С 14-17  

6. Гонки на верблюдах С 18-19  

7. Ушная раковина китайского императора С 20-21  

8. Антиквариат С 22-23  

9. Поплавать в воздухе С 24-25  

10. Запах газа С 26--27  

11. Пуантилизм и пиксель С 28-29  

12. Большой автомобиль С 30-31  

13. Ключ и замок С 32-33  

14. Железная ложка С 34-35  

15. Яд и лекарство С 36-37  

16. Трескучие морозы С 38-39  

17. Чей дом красивее?» С 40-42  

18. Неожиданный результат* С 43-46  

19. Обработка камня огнём С 47-49  

20. Рыцари С 50-51  

21. Красивый пустоцвет* С 52-53  

22. Тамплиеры С 54-55  

23. В космос по канату С 56-57  

24. Терминатор С58--59  

25. По воде или по воздуху? С60-63  

26. Скидки и акции С 64-65  

27. Удачное плавание* С 66-68  

28. Паучок, который не знал, что такое осень* С 69-71  

29. Зима- хлопотунья* С72-74  

30. Сказка о кролике и сахарных клёнах* С 75-77  

31. Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад* С 78-81  

32. В большом деле нужны разные люди. Такси – малютка* С 82-86  

33. Богатый заяц* С 87-89  

34. Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года  С 90- 93  

4. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения

1) Тетрадь-тренажер «Смысловое чтение», Беденко М. В. 3 -й класс.- Москва: «ВАКО», 2016 г 

2) Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.

И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // 

3) Детские книги 

4) Экранно – звуковые пособия 

5) Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений 

8) Компьютер 

9) Цифровые и электронные образовательные ресурс.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)

    Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)

    Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)

    Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель (обучение смысловому чтению)" 2 класс

На изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе выделяется во 2  классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).Раздел «Виды речевой деятельности» (2ч.)...