Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса на тему "Наш театр. И.А. Крылов "Квартет". Инсценирование".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пономарева Лариса Николаевна
Материал предназначен для учителей начальных классов. Разработку урока можно использовать для проведения урока литературного чтения в 3 классе. Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО. 

Работа опубликована - http://www.1urok.ru/categories/10 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса

Тип урока: ОНЗ

Тема урока:   «Наш театр. И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование».

Цель:  познакомить с басней И.А. Крылова «Квартет», учить читать басню по ролям, инсценировать её.

Задачи:

  1. В процессе беседы, практической работы и наблюдений познакомить с  басней «Квартет».
  2. Содействовать формированию  умения определять басню по характерным признакам, находить мораль в произведении, читать басню по ролям: различать речь автора и героев басни; инсценировать её.
  3. Содействовать развитию коммуникативных навыков: распределять  роли; коллективно обсуждать прочитанное произведение, договариваться друг с другом, использовать при чтении по ролям и исполнении роли мимику, жесты, интонацию; творческих способностей, навыков выразительного чтения; читательской грамотности.
  4. Содействовать воспитанию организованности, самостоятельности, личной ответственности, нравственных качеств.

Планируемые результаты:

личностные:  готовность к обучению, положительное отношение к учению,  положительное отношение к собеседнику, готовность к произвольному поведению, положительное отношение к одноклассникам, участие  в драматизации литературного произведения, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

метапредметные:

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

 коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, учиться работать индивидуально, в парах, коллективно;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.), принимать учебную задачу и стремиться к её выполнению, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Предметные: научатся определять басни по их характерным признакам, инсценировать их.

Средства обучения:

- Перспектива. Л.Ф.Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс.   Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М: «Просвещение» 2017 г.

- Электронная презентация к уроку, афиша, билеты, маски, реквизит.

- Портрет И.А. Крылова.

- CD – электронное приложение к учебнику: аудиозапись басни И.А. Крылова «Квартет».

        Ход урока        

I Самоопределение к  учебной деятельности.

Раз, два, три, четыре, пять!

Прозвенел звонок опять!

Начинается урок!

Ты готов к нему, дружок?

Проверяем по порядку:

Дневник, пенал, учебник и тетрадки!

- А какой урок у нас начинается?  

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задание № 1: найдите 9 зашифрованных  среди букв русского алфавита слов.

К

В

А

Р

Т

Е

Т

 Р

О

Ф

Е

Т

Б

Е

Ы

З

И

К

Б

И

А

Л

М

Ш

В

А

Л

Т

О

А

А

И

С

Е

Р

В

С

М

З

Н

Т

О

С

К

Р

И

Я

Н

Л

Ч

А

В

Т

Ф

К

Ь

- Какие слова вы нашли?

(Крылов, басня, квартет, маска, афиша, билет, реквизит, театр, роль.)

- А теперь давайте поразмышляем, для чего нам пригодится на уроке каждое угаданное слово.

- Кто такой Крылов? Как его зовут?

- Что вы знаете об И.А. Крылове?

- Какие произведения принесли ему известность?

Задание № 2: вспомните определение басни как жанра, её особенности.

- Что такое басня?

- Что такое мораль?

- Что такое иносказание?

- А какие басни И.А. Крылова вам уже знакомы?

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?  (Верно, о баснях И.А. Крылова)

- Вам интересно, с какой басней мы сегодня познакомимся?

III Выявление места и причины затруднений.  

- Ребята, а кто знает, что такое квартет?

- Давайте заглянем в наш словарик. (Квартет – музыкальное произведение для 4 исполнителей с самостоятельными партиями для каждого.)

- Как вы думаете, о чём будет басня?

- Ребята, я сегодня приглашаю вас в театр.  Посмотрите, вот афиша, вот билетики для каждого из вас! Прочитайте, как называется представление.

- Но это ещё не всё! Посмотрите, что ещё я для вас приготовила: маски зверей и реквизит.

- Как вы думаете, для чего они нам могут понадобиться на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

- Чем будем заниматься, чему учиться?

IV Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Работа с учебником: откройте учебники на с. 63 – 64, прочитайте название произведения.  
  2. Прочитайте текст басни И. А. Крылова «Квартет», выпишите на черновик непонятные вам слова и найдите их значение в словаре.

( БАС -  медный духовой музыкальный инструмент.

АЛЬТ – музыкальный смычковый инструмент, несколько больше скрипки.

ПРИМА – инструмент или голос, исполняющий ведущую партию.

ВТОРА – второй музыкальный инструмент или голос в музыкальной партии;

затеяли – решили сыграть, пришла такая мысль;

пленять – восхищать, поражать;

дерут – не играют, а извлекают неприятные, резкие звуки;

не так сидите – это главная причина того, что не получается музыка;

случилось соловью на шум их прилететь – выбран тот, кто действительно понимает толк в музыке, настоящий профессионал услышал не музыку, а шум.)

- Какую басню будем инсценировать?

- Давайте подготовимся к выразительному чтению басни.

V  Реализация построенного проекта.

  1. Работа с CD – электронным приложением: прослушивание аудиозаписи басни.
  2.  Беседа по вопросам:

- Назовите героев басни.

- Какое дело они затеяли?

- Где происходят события басни?

- Расскажите о каждом из них: как выглядит, что делает.

- Какую цель они себе поставили перед игрой?!

- А что у них получилось?

- Прочитайте, как автор описывает игру музыкантов.

- Как они пытались исправить положение?

- Почему начались у них «разборы и споры»?

- Кому удалось разрешить ситуацию?

- Что сказал им соловей?

- Как к каждому из героев относится автор.

- Прочитайте мораль басни.

- Как вы её понимаете?

VI  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Выразительное чтение басни учащимися.
  2. Подготовка к инсценированию.

- Чью роль вам хотелось бы сыграть? Почему?

- Распределите роли.

- Как вы представляете себе  внешность вашего героя, манеру говорить, держаться?

- Какие жесты, мимику вы будете использовать?

- Какой реквизит вам понадобится?

Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении.

  1. Инсценирование произведения.
  2. Взаимооценка: давайте оценим выступление наших артистов. Перед вами цветные фишки с именами персонажей. Выберите фишку с именем героя, чью игру артиста вы считаете самой лучшей, наклейте её на афишу.

- Давайте поаплодируем друг другу!

VI Физкультминутка 

VII  Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.

Задание 1: выполните тестовые задания по басне И. А. Крылова "Квартет".

Тест

  1. Что такое квартет?
  1. Музыкальный ансамбль из двух исполнителей.  
  2. Музыкальный ансамбль из трёх исполнителей.  
  3. Музыкальный ансамбль из четырёх исполнителей.
  1. Что затеяли музыканты?
  1. Сыграть в шахматы.
  2. Сыграть квартет.
  3. Спеть дуэтом.
  1. Где устроились музыканты?
  1. На крылечке.
  2. В концертном зале.
  3. На лужке.  
  1. Для  чего они сели на лужок под липки?
  1. Покорять своим искусством свет. 
  2. Пленять своим искусством свет.
  3. Очаровывать своим искусством свет.
  1. В чём причина плохой игры по мнению Мартышки?
  1. Музыканты неправильно сидят.
  2. Музыканты неправильно держат инструменты.
  3. Музыканты неправильно поют.
  1. На каком инструменте играл Медведь?
  1. Альт.  
  2.  Бас.
  3. Скрипка.
  1. Какой секрет «сыскал» Осёл?
  1. «Мы, верно, уж поладим, кол рядом сядем…».
  2. «Ты с басом, Мишенька, садись против альта…».
  3. «Я, прима, сяду против вторы…».
  1. Кому случилось прилететь на шум музыкантов?
  1. Вороне.
  2. Соловью.
  3. Попугаю.
  1. Что ответил Соловей горе – музыкантам?

1) «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна… ».

2) «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь…».  

3) «Пой лучше хорошо щеглёнком, чем дурно соловьём».
10. Чьи слова являются моралью басни?

1) Мартышки.

2) Соловья.

3) Автора 

Задание 2: выполните самопроверку  по эталону.

Задание 3: оцените свою работу.

VIII  Включение в систему знаний и повторение.

  1. Чему научила вас басня «Квартет»?
  2. Важно ли сегодня читать басни Ивана Андреевича Крылова?

IX  Рефлексия учебной деятельности на уроке: оцените свою деятельность на уроке с помощью светофорчика:

Зелёный цвет – у меня многое получилось.

Желтый цвет – были затруднения, но я старался.

Красный цвет – было трудно, но я старался.  

- Удалось ли нам решить поставленные цели?  

- Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями и актёрами.

Выставление отметок.

X I Дифференцированное домашнее задание: выберите свой вариант д/з.

  1.  Выразительное чтение басни. Нарисовать рисунок. 
  2. Выучить басню  наизусть.
  3. Сочинить свою басню.

Использованная литература:

Перспектива. Л.Ф.Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс.   Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М: «Просвещение» 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Разработка урока литературного чтения для 3 класса:"Обобщение по разделу "Уроки и переменки"

Разработка урока литературного чтения по теме: "Урок обобщения по разделу "Уроки и переменки" 3 класс. ОС Школа 2100....

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...