Урок литературного чтения в 2 классе УМК Перспектива Русская народная сказка "У страха глаза велики"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Муртазина Зульфия Асгатовна

Цель урока:  формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать волевую саморегуляцию, развивать речевые умения.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Предметные

повторить виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о животных), познакомить с литературоведче­ским понятием «бытовая сказка», особенностями бытовой сказки.

Метапредметные

Личностные :  воспитывать интерес и любовь к чтению, выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных .

 Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе Б

Дата проведения: 17.10.2018 г.

Учитель: Муртазина З.А.; учитель первой квалификационной категории

Класс: 2 Б класс 

Тема урока: Русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Тип урока и его структура: Открытие нового знания  

Учебный предмет: Литературное чтение, УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий

Цель урока:  формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать волевую саморегуляцию, развивать речевые умения.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Предметные

повторить виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о животных), познакомить с литературоведческим понятием «бытовая сказка», особенностями бытовой сказки.

Метапредметные

Личностные :  воспитывать интерес и любовь к чтению, выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных .

 Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Вид  урока: урок  с использованием средств мультимедийного оборудования.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, аудиозапись сказки «У страха глаза велики», толковый словарь

              Вашему вниманию был представлен фрагмент урока  литературного чтения во 2 Б классе.  

На первом организационном этапе, цель которого создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство деятельности на уроке, в стихотворной форме настроила детей на деловую обстановку.

 На втором этапе - постановка учебной задачи, формулировка темы урока,  форма речевой разминки стала  результатом   определения  темы урока «У страха глаза велики».

На этапе «Открытия»  нового знания детьми мною была поставлена цель - организации коммуникативного взаимодействия для «открытия» нового знания, которую я  реализовала в ходе создания проблемной ситуации, диалога, выделения главных героев по иллюстрации.

Планирование урока соответствует требованиям ФГОС, были учтены психологические и физиологические особенности детей.

Дидактические задачи урока соответствуют отобранному содержанию урока и темам программы и учебника.

   На  данном уроке с целью   реализации задач урока и формирования УУД

использовала следующие методы и приемы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Применила такие формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

В процессе обучения использовала современные образовательные технологии - ИКТ, технология здоровьесбережения (физкульминутка), продуктивного чтения, развитие критического мышления. Формированию познавательных учебных действий способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы. На всех этапах урока вовлекала детей  в активную мыслительную и практическую деятельность.

В классе дети в основном со средним уровнем развития внимания, поэтому для развития внимания и познавательной мотивации использовались наглядные средства.

     Прослушивание аудиозаписи сказки позволило  включению ребят в продуктивную обучающую деятельность.    Дети активно отвечали на вопросы, анализировали прочитанное произведение, учились высказывать свою точку зрения, работали в паре, группе, что способствовало развитию коммуникативных учебных действий.

   На уроке прослеживалась  межпредметная связь (русский язык, музыка, окружающий мир), связь с жизнью.

При объяснении нового материала была выбрана частично-поисковая деятельность, создана проблемная ситуация способствующая развитию познавательной мотивации и мыслительных операций; анализа, сравнения, классификации.

На протяжении всего урока идёт формирование коммуникативных взаимоотношений на основе таких форм работы, как работа в парах, в группах.

Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнен, считаю, что поставленные цели и задачи урока достигнуты.

Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Дети материал усвоили. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.

Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно!                    



Предварительный просмотр:

Тема урока: Русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Тип урока: открытие новых знаний

Дата проведения: 17.10.2018 г.

Учитель: Муртазина З.А.; учитель первой квалификационной категории

Класс: 2 Б класс 

Учебный предмет: Литературное чтение, УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий

Цель урока:  формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра, учить видеть скрытый смысл сказок, отрабатывать навык выразительного чтения, воспитывать волевую саморегуляцию, развивать речевые умения.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Предметные

повторить виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о животных), познакомить с литературоведческим понятием «бытовая сказка», особенностями бытовой сказки.

Метапредметные

Личностные :  воспитывать интерес и любовь к чтению, выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных .

 Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формы работы Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группах.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, аудиозапись сказки «У страха глаза велики», толковый словарь

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап

Организационный момент

Литературное чтение – прекрасный урок ,                                                                          

 Много полезного в каждой из строк,                                                                                        

 Стих это будет иль сказка, рассказ -                                                                                  

Вы учите их, а они учат вас!    

                                                                                               

 - Улыбнёмся друг другу.

 - Садитесь.

 

Подготовка к работе

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

2 этап

Актуализация опорных знаний

II.        Речевая разминка.

У совы-совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнём.

Ночью видят всё, как днём!

Неохота, братцы,

Мне с совой встречаться!

Произносим:

- с весёлой интонацией

- с интонацией удивления

- Как вы думаете, почему герой стихотворения не желает встречаться с совой? (страшно)

- Были ли у вас случаи, когда вы испытывали страх?

Расскажите соседу по парте, а он запомнит и расскажет нам. (30 секунд)

- Что такое страх? Работаем в парах (30 секунд)

Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича, как он объясняет эти слова.

Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.

Трус – человек, легко поддающийся чувству страха

Трусость – поведение труса, боязливость.

- Как вы думаете, какую сказку сегодня будем читать?

- Прочитайте название сказки. Кто автор этой сказки?

  (русская народная сказка).

- Как вы понимание словосочетание  «глаза велики»? (Очень большие глаза.).

- Предположите по названию сказки, о чём пойдёт речь?

- Что лежит в основе названия сказки?  (пословица)

Как вы её понимаете? (Кто-то преувеличивает опасность, видит её там, где нет)

- Какие  виды  сказок  вы  знаете?  (народные,  литературные) (бытовые, волшебные, о животных)

- К какому виду относится эта сказка, узнаем после ознакомления.

  -  Ребята, сказка всегда чему-то учит.

- А эта сказка чему Вас научит?

Словарная работа    - Перед чтением произведения прочитаем слова, значение которых может быть вам не понятно (презентация)

( колода, напёрсток,  колодец)

(Колода – короткое толстое бревно, в котором делается углубление для воды

Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли

Наперсток - металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

Постановка цели и задач урока

3 этап Целеполагание

Рассмотрите иллюстрацию к сказке, можем ли мы понять, кто является героями?

Прослушивание аудиозаписи сказки «У страха глаза велики»  с паузами и деление на части.

1 ,2 части – аудиозапись

3,4,5 части – чтение по цепочке

- отмечают части простым карандашом на полях

Следим по тексту с простым карандашом в руках. Слушая, думаем  к какому виду: волшебная, бытовая, о животных относится русская народная сказка «У страха глаза велики»

Составление плана сказки

4 этап

Открытие «новых знаний»

1. Проверка первичного восприятия 1 части сказки

- обратите внимание, как звали героев сказки?

Бабушка – (старушка) – много лет бабушке

Внучка – (хохотушка) – любит смеяться

Курочка – (клохтушка) – клохчет, квохчет

Мышка – (норушка) – живёт в норке

-покажите голосом размер вёдер у героев сказки

- у бабушки вёдра- (большие)

- у внучки  - (поменьше)

- у курочки - (с огурчик)

- у мышки -(с напёрсточек)

ФИЗМИНУТКА

2. Вопрос к 2 части -

- Как можно назвать наших героев, соединив слова

« вода» и «носить» ? ( водоносы).

3. Вопросы к 3 части  

-Найдите и зачитайте отрывок, который описывает, что каждому из водоносов привиделось, что каждый увидел?

- бабушка ? (медведище)

- внучка? (волк)

- курочка (лиса)

- мышка? (кот)

4. Вопрос к 4 части  

- Что увидел зайчик? Что ему привиделось? (четырёх охотников)

- Ребята, а почему каждый увидел что-то своё? (не знали, не поняли, не разобрались)

- Действительно всё было так страшно?

- Что нужно сделать, чтобы не было страшно?

Так и в жизни бывает страшно, когда в чем-то не разобрался. А что бы не было так страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.

(Всего бояться не стоит, а сперва нужно подумать, может быть ничего страшного и нет вовсе. Посоветоваться с родителями, взрослыми)

5 . Вопрос к 5 части

-  Какая пословица содержится в конце сказки?

- Чему учит нас эта пословица? (Не поддаваться своим страхам. Быть смелым, уметь побеждать свой страх. Если чего-то испугались надо подумать, на самом ли деле это так страшно.

- Какая же это сказка: волшебная, бытовая, о животных?

- Кто главные герои сказки? (бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка).

- А было ли вам страшно?  Отчего вам было смешно?

- В чём причина страха героев?

Следующая  работа у нас будет в группах.   Каждая группа будет выполнять свое задание.

ФИЗМИНУТКА

1,2 группы заполняют вот такую таблицу. Чем мы будем пользоваться при выполнении этого задания? (учебником). Время работы 2 минуты.

 Составление таблицы «Характеристика героев сказки».

Работа с текстом

- Это бытовая сказка, в которой описываются события обычной жизни людей

-О том, что герои испугались. Действительно, у страха глаза велики:  не увидев, кто очутился у них под ногами, преувеличили опасность и побежали без оглядки

Работа в группах

Герой

1.Как названы герои?

2.Размер вёдер

3.Откуда брали воду?

4.Кого боялись?

Бабушка

Старушка

Большие

Из колодца

Медведище

Внучка

Толстушка

Поменьше

Из колоды

Волк

Курочка

Клохтушка

С огурчик

Из лужицы

Лиса

Мышка

Норушка

С напёрсточек

Из следа

Котище

3,4 группа составляют синквейн (даются слова-помощники)

5 группа составляют план к сказке (дополнить план)

6 группа выбирают подходящую пословицу к сказке

7 группа отвечают на тест

5 этап

Обобщение и систематизация

знаний

- Какова главная мысль этой сказки? (трусливый человек может увидеть то, чего на самом деле нет. Всё непонятное нас пугает, особенно если происходит неожиданно)        

- В каких случаях мы говорим: «У страха глаза велики»? (когда чего-либо боимся)

- Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).

- Подумайте, трусость – это какая черта в людях? (Плохая, отрицательная).

Подберите противоположные по смыслу слова. (АНТОНИМЫ)- (Смелость, храбрость, мужество).

Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх Уметь сконцентрироваться и принять решение).

6 этап

 Рефлексия

А сейчас попробуем  оценить свою работу на уроке

- Кому понравилась сказка?

- За что бы вы себя похвалили  сегодня?

Ставят в тетрадке для творческих работ смайлик

7 этап

Домашнее

задание

1) выразительное чтение сказки;

2) сочинить свою бытовую сказку

3) пересказ части по выбору

Учащиеся выбирают  домашнее задание по своему уровню.

Дифференцированное задание по выбору учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...

Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...

Конспект урока по чтению и развитию речи по сказке «У страха глаза велики»

Ознакомление учащихся с русской народной сказкой....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Хаврошечка" (русская народная сказка)

Конспект урока разработан к УМК "Планета знаний "Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию умения прив...

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...

Конспект урока по литературному чтению "Использование приема звукописи в сказке "У страха глаза велики""

Данный материал  включает технологическую карту, план и подробный конспект урока по лтиературному чтению по теме: "У страха глаза велики", где дети знакомятся с текстом сказки, характер...

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Рабочий лист к русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Рабочий лист поможет ребенку быть вдумчивым читателем, рассуждать о том, чему может научить сказка....