ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
методическая разработка по чтению по теме

Пирогова Наталия Александровна
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_smyslovogo_chteniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование смыслового чтения средствами

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов Пирогова Наталия Александровна

МОУ Дмитровская СОШ №8

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.

 Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основными видами чтения являются:

  1. Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.
  2. Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.
  3. Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста.  
  4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как

наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываюся в задание».

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Проблема 5. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.

В Программе по литературному чтению ПНШ говорится: «Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания».

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ «ПНШ»

  • Тексты и материалы учебников и тетрадей на печатной основе (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы).

Во всех учебниках «ПНШ» много рисунков, иллюстраций и схем дидактического характера. Все продумано. Учителю не нужен дополнительный иллюстрационный материал на доску, не нужны дополнительные источники информаций. Авторы рекомендуют полностью использовать методические возможности, заложенные в учебнике. Работа с каждым учеником и одновременно со всеми идет личностно - ориентировано. Это весьма удобно как ученику, так и учителю.

  • Словари.

В учебниках продумана система работы, побуждающая школьника самого добывать информацию и оперировать ею. Походы в словари включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (только во 2 классе обращение в словари на уроке русского языка 153 раза, а дальше – больше). Уже со 2 класса дети на уроках русского языка знакомятся с пятью видами словарей и постоянно используют эти словари на других уроках.

          В 3 классе – 6 словарей, в 4 классе – 7 словарей

  • Репродукции картин.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

  • Хрестоматии.

Каждый ребёнок чувствует себя исследователем. Он собирает информацию из хрестоматии, Интернета, совершает поход в библиотеку. Это помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение, создать свой собственный проект. Создание своего проекта приводит к формированию у младшего школьника опыта практической деятельности, умение применять полученные знания в реальных ситуациях.

  • Наглядные демонстрационные и раздаточные материалы.
  • Электронные образовательные ресурсы.
  • Ссылки на дополнительные источники.

УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками.

В УМК «Перспективная начальная школа» можно выделить: виды текстов учебника по стилю: художественные, научно-популярные, а так же по типу: тексты-объяснения, тексты-рассуждения, тексты-описания (в том числе опытов), тексты-инструкции, тексты заданий и вопросов учебника, тексты проверочных заданий (в том числе и тестового характера), тексты-предупреждения, тексты-образцы докладов и сообщений обучающихся, тексты определений, правил, сведений, тексты для дополнительного чтения.

В комплект заложен инструментарий для поиска и обработки информации.

Следует обратить внимание, что в условные обозначения включены не только символы, обозначающие задания, но и формы организации деятельности школьников. Что помогает учителю в планировании проведения урока.

На уроках в начальной школе по данному комплекту применяются следующие приёмы работы с текстом: анализ заголовка текста, формулировка вопросов по теме текста, предположения о содержании текста; o деление текста на смысловые части, составление плана; o установление последовательности мыслей, поступков, явлений, характеристика героев, объектов и явлений, прогнозирование хода развития явления или процесса, выявление причинно-следственных связей; o определение главной мысли текста, формулирование собственного мнения о прочитанном; o ответы на вопросы к тексту, цитирование, формулировка вопросов по прочитанному; o сравнение текстов; o дополнение информации текста информацией справочников, энциклопедий, карт, схем; в представление полученной информации в виде таблицы, схемы, рисунка, перечня вопросов.

Текст учебника должен быть проработан на уроке: прочитан, проанализирован, информация по возможности обработана, оценена и обобщена.

Система вопросов и заданий учебника помогает лучше понять информацию текста.

Задания рабочих тетрадей позволяют лучше понять информацию текста учебника, обработать (сжать, дополнить, сгруппировать) и оценить информацию.

Пример задания на   ОБРАБОТКУ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Пользуясь схемой, составь характеристику одного из видов облаков по плану: 1.Название.

2. Какую форму имеют.

3. На какой высоте образуются.

4. Из чего состоят.

Поиск информации в тексте, структурирование, обработка, представление в нужном виде, оценка и применение для решения учебно- практических задач позволяют детям справляться с проверочными заданиями тестового характера и комплексными проверочными работами.

СИСТЕМА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ИМЕЕТ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ формирования основных умений смыслового чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»

В статье даётся определение понятию "смысловое чтение",  раскрываются срособы смыслового чтения,  виды чтения. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов ...

Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»"

Статья содержит определение понятия "смысловое чтение". Раскрывает способысмыслового чтения, типы чтения. Определяет проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов при обучении смысловому...

Мастер - класс "Технология критического мышления средство формирования смыслового чтения"

Обучение смысловому чтению в условиях внедрения ФГОС представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного,  анализ материала, сравнение его отдель...

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы.

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы....

Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы

Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет  программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...

Описание эффективной практики «Формирование смыслового чтения средствами ИКТ»

В современной школе учебно-познавательный процесс должен строиться на основе деятельностного подхода. Поэтому задача современного учителя – создать те условия, которые будут побуждать у обучающихся уч...

Доклад "Смысловое чтение на уроках начальной школы"

Смысловое чтение на уроках начальной школы...