Литературное чтение. 3 класс. Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Данный урок разработан на основе технологии продуктивного чтения с элементами технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lev_kassil_.otmetki_rimmy_lebedevoy.docx114.93 КБ
Файл lev_kassil_urok.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

3 класс, УМК «Школа России»

Учитель начальных классов: Н.В.Грязнова

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности

Планируемые результаты.

  1. Предметные:

- учащиеся проверят свои знания по прочитанным произведениям;

- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

2. Метапредметные:

- познавательные УУД

            - находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

коммуникативные УУД

- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

            - формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;

- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;

- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 Личностные:

         - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

         - оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Технологическая карта сценария урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

(Учитель проверяет готовность детей к уроку).

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.

Дети работают с учителем

I этап – Работа с текстом до чтения. 

1)Антиципация.

- Ребята, прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака ( слайд 2)

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

 

- О ком это стихотворение?

- Когда происходят события в стихотворении?

- Я согласна с вами, это стихотворение о детях войны.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

(Работа с заголовком)

- Откройте учебники на стр.175. Подумайте, что сейчас мы будем читать – рассказ, стихотворение или сказку?

 - Как вы догадались, что это рассказ?

- Рассказ -  это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

- Можем мы, не прочитав текст, определить жанр?

 - Значит,  нам предстоит определить жанр произведения.

- Прочитайте имя автора.

 - Знакомились мы раннее с произведениями Льва Абрамовича Кассиля?

 - Сегодня мы впервые читаем его произведение?

- Какое название дал автор этому произведению?

- Как вы думаете, кто такая Римма Лебедева?

- Давайте вернёмся к стихотворению С.Я.Маршака и подумаем, как может быть связано оно  с произведением Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

- А что такое отметки? Когда их получают?

- Если Римма жила во время войны, то могла она получать отметки?

 - Предположите, какая история могла произойти с этой девочкой?

Давайте наши предположения зафиксируем на дереве предсказаний.

Прием «Древо предсказаний».

2) Постановка целей урока.

- Какова цель нашего урока?

- Познакомиться с творчество Л.Кассиля и новым произведением;

- Определить главную мысль произведения, его жанр;

Какие задачи мы поставим себе на урок?

- Прочитать текст;

- Проверить наши предположения;

- Развивать выразительное чтение, интонацию, речь.

- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль и проверить наши предположения  надо хорошо знать содержание.

 

-О ребёнке, о мальчике.

- Во время войны.

II этап – Работа с текстом во время чтения.

Текст читают хорошо читающие дети.

 1)Первичное чтение текста.

- Посмотрите, сколько частей в нашем произведении?

- Прочитаем произведение.

 

2) Перечитывание текста, более осознанное.

Диалог с автором:

Приём «Чтение вслух с остановками».

(После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий)

1)- Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск?

2)- Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ?

3)- Римма старалась учиться?

4)- Соглашались ребята с Риммой или спорили?

5)- Почему ребята не брали Римму с собой?

6)- О чем мог попросить лейтенант Римму?

 - Значение какого слова вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово?

Где мы можем найти значение этого слова?

Кисет - небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. Часто в кисете хранят табак.

7)- Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел?

8)- Почему Римма отвернулась?

9)- Поддержал лейтенант Маню Петлину?

10)- Приняла предложение лейтенанта Римма?

11)- Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы?

 - Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?

3) Анализ текста

- Определите жанр произведения.

Рассказ -  это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

- Понравился ли вам рассказ?

- Где происходят события?

- Познакомились ли мы с героем?

- Что мы узнали о нашем герое?

II этап – Работа с текстом после чтения.

1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? ( Древо предсказаний).

- Что вас удивило в рассказе?

- Что было самым интересным?

- Почему писатель решил написать рассказ о Римме Лебедевой?

2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.

 Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

 Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

 Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер».

Кассиль писал также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»),

 В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

 Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

3) Работа с заглавием.

 - Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.

4)Творческое задание.

- Я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу.

 - Предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всему  тексту , рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм.

Итог урока. Рефлексия.

- С какой целью был написан рассказ?

-Чему он вас может научить?

- Какова главная мысль рассказа?

- Выполнили задачи, поставленные на уроке? Достигли цели?

Оцените себя на уроке.

Прием рефлексии «Выбор»

G:\img18.jpg

 Прием рефлексии «Релаксация».

 - Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

 - Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Домашнее задание

- Придумать к рассказу Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» по три «Тонких и толстых вопроса».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 3 класс Подготовил учитель начальных классов ОУ « Новоуральская школа» Грязнова Наталья Валериевна

Слайд 2

Девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

Слайд 3

Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Мальчик из села Поповка» Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс.

Слайд 4

Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Слайд 5

Цель урока: - Познакомиться с новым произведением; - Познакомиться с биографией Л.А.Кассиля; - Определить главную мысль произведения.

Слайд 6

Задачи урока: - Прочитать текст; - Проверить наши предположения; - Развивать выразительное чтение.

Слайд 7

Объясните значения выражения: - «немцам в лапы попасть»; - «не в силах нормально учиться»

Слайд 8

Ленивая, трудолюбивая, искала отговорки, старательная, неприлежная, плохо училась, не искала отговорок, хорошо училась. В начале рассказа В конце рассказа Ленивая Неприлежная Искала отговорки Итог: училась плохо

Слайд 9

Ленивая, старательная, неприлежная, трудолюбивая, хорошо училась, искала отговорки, училась плохо, не искала отговорки В начале рассказа В конце рассказа Ленивая Трудолюбивая Неприлежная старательная Искала отговорки Не искала отговорок Итог: училась плохо Итог: училась хорошо

Слайд 10

Лев Абрамович Кассиль 1905- 1970

Слайд 11

Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

Слайд 12

Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

Слайд 13

В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер», выступал в газете «Известия»

Слайд 14

Кассиль оставил много рассказов:

Слайд 15

Многие из этих книг посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»)

Слайд 16

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Слайд 17

«Палитра настроения»

Слайд 18

Какая была цель на уроке? - Познакомиться с новым произведением; - Познакомиться с творчество Л.А.Кассиля; - Определить главную мысль произведения.

Слайд 19

По желанию выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 20

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Внеклассное занятие по чтению «С.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 2 класс

Внеклассное мероприятие для учеников 2 класса может быть проведено в рамках месячника по чтению....

Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Кассиль "Отметки Риммы лебедевой"

Урок открытия новых знаний по литературному чтению в 3 классе. Урок проведен в педагогической технологии развития критического мышления....

Конспект урока литературного чтения "Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой" (3 класс)

Цели деятельности учителя: - совершенствование навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и ч...

Технологическая карта урока литературного чтения«Л.Кассиль Отметки Риммы Лебедевой» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой&r...