Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Иванча Татьяна Анатольевна

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения

в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:


Формирование читательских компетенций на уроках литературногочтения

  1. Введение

Многих родителей, учителей, библиотекарей интересует, почему современные дети не любят читать? Может быть, потому, что наша жизнь год от года всё больше и больше компьютеризируется, информатизируется. Уходят на второй план чувства, мысли, отношения, растет число россиян, не читающих книг совсем. Социологи свидетельствуют - сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают - 37%. У 14% россиян художественных книг дома нет вообще. Что касается круга чтения, то первое место в списке занимают детективы (17%), на втором месте - исторические романы и повести (12 %), любовные романы выбирают 8% читателей. По уровню чтения Россия опустилась на 7 место в мире.

Нам кажется, что нашесовременное общество заинтересовано в грамотном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить, учиться, быть успешным.

Таким образом,главная цель, которая стоит перед современным учителем начальных классов - научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных  целях.

  1. Пути формирования читательских компетенций на уроках литературного чтения

«Компетенция –(от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно – продуктивной деятельности»–материал  из Википедии — свободной энциклопедии.

Одной из приоритетных целей обучения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, для которого чтение – это средство познания самого себя, человеческих взаимоотношений и окружающего мира.

Читательская компетентность определяется:

  • Осознание обучающимися значимости чтения для личного развития.
  • Достижение ими необходимого уровня читательской  компетенции (осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; высказывать оценочные суждения о прочитанном).
  • Включение обучающихся  в самостоятельную   творческую деятельность (самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); самостоятельно выбирать книги для чтения).
  • Развитие умений  самостоятельно  мыслить,   прогнозировать результаты, практически   применять полученные знания.  
  • Развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм классной и внеклассной деятельности.
  • Владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного.
  • Умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной).
  • Сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.\

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

- 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

- 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детейрастения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 летчувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

По предмету «Литературное чтение» при работе с учебником, дополнительной литературой необходимо уделить внимание формированию у младших школьников следующих читательских  умений:

  • целенаправленно, выборочно читать текст;
  • составлять план к прочитанному тексту;
  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
  • обмениваться сведениями, полученными из источников информации;
  • находить в тексте описание к иллюстрациям;
  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
  • готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг, ИКТ).

  1. Формы и виды работ с литературным произведением.

На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.Словесный художественный образ не только изображает мир, но и дает эстетическую оценку изображенному. Поэтому без «включения» читательских эмоций невозможно полноценное восприятие литературного произведения, а затем и его изучение.

Большое внимание на уроках уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовать элементы драматизации. Необходимо предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям,

использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному

произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При

этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Кроме этого, существуют и другие формы и виды работы по формированию читательской компетентности:

  • проведение конференций,литературных конкурсов и праздников, игр, викторин с использованием ИКТ;сочинение стихов, сказок.
  • поиск, наблюдение, тренинг, исследование, опыт, инсценирование;
  • ведение и изучение читательских дневников;
  • создание классной библиотеки;
  • уроки читательского мастерства;
  • презентации по творчеству писателей;
  • изготовление собственных обложек к произведениям авторов;
  • тесное сотрудничество со школьной библиотекой;
  • знакомство со справочной литературой (различные справочники, энциклопедии) и работа с ней;
  • индивидуальные задания для сильных учащихся (чтение дополнительных текстов, разнообразные творческие работы);
  • игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах;
  • использование проектного метода обучения, участие обучающихся в сетевых проектах;
  • семейное чтение.

Такое обучения  способствуют развитию мотивации школьников к чтению, позволяют  сделать учебный процесс  интересным и познавательным.                          

Приведём примеры, как мы работаем с вышеуказанными приемами.

Обращение к жизненному опыту читателей.

Например: Вспомни, чтокажется тебе самым красивым зимой (осенью, весной)? Нарисуй эту картину. Какие по цвету карандаши ты выберешь? Почему?

Активизация работы творческого воображения учащихся.

Например:Пофантазируй о судьбе осенних листьев, хрупкой снежинки или капельки, падающей из грозовой тучи. Можешь ли ты представить их настроение, чувства и мысли? Какие они по характеру? Какие приключения могут произойти с ним на пути к земле?  

Поскольку восприятие и переживание художественных образов – процесс глубоко интимный и длительный, то и результаты его могут проявиться не сразу. Учитель может лишь помочь начать беседу, задавая вопросы максимально общие.

-  Что показалось особенно интересным? непонятным? трогательным? смешным?

-  Какой эпизоды (слова, картины) показались тебе самыми красивыми, необычными?

- Хочется ли тебе еще раз перечитать их? С каким настроением ты будешь их читать?  Что необычного ты узнал из этого произведения? Какие чудеса открыл  тебе писатель?

Оформлением детской книжки с картинками.Для этого нужно разбить текст на части и перечитать, чтобы не пропустить самого важного.

http://lasteaiad.narvakultuur.ee/kakuke/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=74&func=download&file=654210812-54.jpg

Сопоставить разные иллюстрации к одному тексту.

Например: Волшебная сказка " Гуси-лебеди."

http://tips-ua.com/img/1/0/108359ff4f67822580578e0575128036.jpeghttp://libreaders.ru/uploads/image889bff.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01c2/000272c1-eab752c1/hello_html_57c3ec85.jpg

Перечитать и найти непонятные слова и выражения.

Интересный приём, позволяющий эффективно формировать читательскую компетентность, - использование «Дерева вопросов».

Вопросы, представленные в виде «дерева», разделяют на 3 вида.
1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста : Кто? Что сделал? Куда? Где?
2 группа – ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк: Почему? Как? А что, если?
3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся.
Этот приём помогает понимать текст, искать ответы на вопросы. 
Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие  приёмы анализа литературного произведения.

http://cliparts.co/cliparts/8T6/5Xy/8T65XyM7c.jpg

Важно, чтобы перечитывание текста носило аналитический, а не
воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить,
не обращаясь к тексту. Замечательно, если привычной словесной формулой
юного читателя станут слова: «Я считаю так-то… . Хочу подтвердить свою
мысль словами из текста».

"Раз ромашка, два ромашка"

Метод позволяет собрать идеи, структурировать мысли. На листочках А4 участники высказываются по заданной теме. Затем все карточки прикрепляются скотчем к большому листу бумаги, учитывая их тематическую близость. В результате все высказывания группируются в определенный блок, которые в дальнейшем подвергаются анализу.

Создаем волшебную сказку.

Участие обучающихся в сетевых проектах – это высокий социальный уровень контакта. У обучающихся формируются такие качества как  креативность, социальная ответственность, любознательность, умение работать в группе. Эти умения необходимы успешному человеку 21 века.        

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться.  Использование данных заданий помогает формированию читательской  компетентности у младших школьников.

Развитие читательской  компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский  интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Хочется обратить внимание на то, что психологической особенностью детей начальных классов является целостное представление об окружающем мире и особую важность для них ещё сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами. Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию,у них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями. Дети умеют ориентироваться в незнакомой книге, выбирать нужные из предложенных. В результате – много читают. А это, естественно, повышает качество чтения.

Заключение

  «Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский)

Уроки литературного чтения, основанные на  современных и инновационных методах, играют ведущую роль в  формировании читательской компетенции, являются приоритетом для дальнейшего развитие и успешного обучения  младших школьников.

Обучающиеся осознают значимость чтения для решения познавательных и коммуникативных задач, необходимых  для личного развития. Увеличивается   уровень читательской  компетенции. Дети  активно включаются    в самостоятельную   творческую деятельность. Обучающиеся  умеют  самостоятельно  мыслить,   прогнозировать результаты, практически   применять полученные знания.    

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к  лучшим книгам и талантливо их прочесть — задача педагогов, библиотекарей, родителей, задача всех, кто верит в силу чтения и стремится воспитать будущее нашей страны культурным, интеллектуальным и духовным.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

Тема: «Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения»

Формировать, организовывать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помогать представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства авт...

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...


 

Комментарии

Гридина Валентина Алексеевна

Татьяна Анатольевна, спасибо за важную информацию по данной теме.