Уроки внеклассного чтения в школе:их значение, специфика и способы организации. Из опыта работы.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Белова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются основные вопросы организации уроков внеклассного чтения в начальной школе, их значение для обучения, развития и воспитания младших школьников. Зачем нужны уроки внеклассного чтения? Когда и как часто стоит их проводить? Как проверять и оценивать подготовку учащихся к этим урокам? Чем непосредственно заниматься на уроках внеклассного чтения? - эти и другие вопросы рассматриваются в статье. Кроме того, в статью помещены две разработки проверочных работ по произведениям Р.Киплинга и А.П.Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_vnekl_chteniyu.docx79.67 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки внеклассного чтения в школе: их значение, специфика и способы организации. Из опыта работы.

        Внеклассное чтение – это самостоятельное, организованное педагогом чтение учениками художественной и научно-популярной литературы.

        Трудно переоценить значимость внеклассного чтения для развития и воспитания младших школьников. Это и знакомство учащихся с детской литературой, не охваченной школьной программой по литературному чтению, и расширение кругозора учащихся, и формирование навыков чтения, и развитие устной связной речи. В ходе проведения уроков внеклассного чтения ученики знакомятся с библиотекой, учатся искать информацию в Интернете (не имея возможности найти текст произведения в библиотеке или дома, учащиеся прибегают к помощи всемирной сети). Уроки внеклассного чтения можно соединять с уроками по другим предметам, используя технологию интегрированного обучения (например, Борис Заходер «Жил-был Фип» и урок окружающего мира в первом классе по теме «Птицы»). В 3-4 классах работа с произведениями на уроках внеклассного чтения может стать хорошей подготовкой к написанию Всероссийских проверочных работ: определение жанра, темы, составление плана, поиск средств художественной выразительности…

        Проведение уроков внеклассного чтения имеет свои особенности. Во-первых, как часто и когда следует проводить этот урок? Я склоняюсь к мнению, что внеклассное чтение не стоит выносить во внеурочную деятельность. Это не занятие, а урок, посещение которого и подготовка к которому являются обязательными, а не добровольными. Поэтому урок внеклассного чтения должен находиться в сетке расписания уроков. Частота их проведения зависит от класса и от предложенного для изучения произведения. Так в первом классе внеклассное чтение – это 20-25 минут от урока литературного чтения 1 раз в неделю. В 3-4 классах внеклассное чтение – это уже отдельный урок раз в две недели, так как объём произведений для чтения уже достаточно велик. Большие по объему произведения ученики читают на каникулах.

        Во-вторых, как проверять и оценивать подготовку к уроку внеклассного чтения? За 2-3 дня до урока в качестве домашнего задания или непосредственно в начале урока внеклассного чтения учащиеся получают  5-15-тиминутную проверочную работу (иногда в форме теста) на знание и понимание текста произведения. Ученики очень любят этот вид работ: это и возможность получить хорошую отметку, и интересные вопросы, задания, картинки для раскрашивания, которые помогают им вспомнить произведение, осмыслить его основные моменты, творчески проявить себя.

        Вот пример проверочной работы на знание текста произведения А.П.Чехова «Каштанка» (3 класс)

Антон  Павлович  Чехов.  Каштанка.

1.Кем по профессии был хозяин Каштанки, Лука Александрыч?

2. Что испугало Каштанку на улице, когда она «…не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар» и потерялась?

3. Почему «таинственный незнакомец» обратил внимание на Каштанку?

4. Кем оказался новый хозяин Каштанки?

5. Кто такие Фёдор Тимофеич, Хавронья Ивановна и Иван Иваныч?

6. Какую кличку получила Каштанка в доме нового хозяина?

7. Кто это?

     «…В первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много потому, что очень умён, но прошло немного времени, и она потеряла к нему всякое уважение; когда он подходил к ней со своими длинными речами, она уже не виляла хвостом, а третировала его, как надоедливого болтуна, который не даёт никому спать, и без всякой церемонии отвечала ему: ррррр…» …………………………………………………………..

       «…Этот, проснувшись, не издавал никакого звука, не шевелился и даже не открывал глаз. Он охотно бы не просыпался, потому что, как видно было, он недолюбливал жизни. Ничто его не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, всё презирал…»……………………...

8. « …И Тётка так привыкла к слову «……………………», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой».

9. Что случилось «беспокойной ночью» в доме нового хозяина Каштанки? Почему это произошло?

10. Объясните значение слова «дебют».

11. В чём вынесли Каштанку на сцену?

12. Как Каштанка вновь очутилась у своего старого хозяина, Луки Александрыча?

Вот пример работы по теме «Редьярд Киплинг. Слонёнок», которую ученики 2 класса получили в качестве домашнего задания за 2 дня до проведения урока:

Редьярд  Киплинг

Читали дома: «Слонёнок».

-Жанр: рассказ – авторская сказка – народная сказка

- Тема: о Родине – о природе – о людях и их взаимоотношениях – о войне – о животных

- Главный герой:

- Где он жил?

- Каким качеством отличался?

- Чем внешне отличался от нынешних слонов?

- Что делали другие звери, когда Слоненок приставал к ним с вопросами?

- Коло-коло – это кто?

- На берег какой реки Коло-коло отправила Слонёнка?

- Что там хотел узнать Слоненок?

- Кто помог Слонёнку спастись от крокодила?

- Что «приобрёл» Слонёнок после встречи с крокодилом?

Три преимущества нового носа:

1)Прихлопнул _________________ насмерть;

2)Выдернул пучок ______________________;

3)Набрал ________________ из мутной реки.

- Что сделал Слоненок, когда вернулся к своим родственникам?

-Кого Слоненок не позволял обижать никому?

Читали на уроке: «Откуда у Кита такая глотка»

  https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0aec/0004b253-74b3778f/hello_html_m360a62a8.jpghttp://online-knigi.com/pic/4/8/4/1/8/48418/1333261433/i_001.png

                                                             

В-третьих, чем же дети занимаются непосредственно на уроках внеклассного чтения? Анализ произведения, закрепление литературоведческой терминологии, отработка разных видов чтения, знакомство с биографиями писателей, знакомство с новыми произведениями по теме урока – вот только некоторые виды деятельности, которые помогают превратить урок внеклассного чтение в увлекательное занятие и иногда даже в праздник.

        Уроки внеклассного чтения – это уроки творчества. Здесь учитель может апробировать различные современные образовательные технологии (проектную, игровую, проблемно-диалогическую, технологию интегрированного обучения, различные групповые технологии…), может запустить проект, подготовить учащихся к конкурсу. И несомненно, работа на уроке доставляет радость общения всем его участникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание интереса к детской книге на уроках внеклассного чтения и внеурочной работе в начальной школе

Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”....

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы

научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...

Один из способов решения проблемы развития речи учащихся - уроки внеклассного чтения.

        Тема:  В мире много сказок...      Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием народные и авторские сказки....

Специфика уроков внеклассного чтения в начальной школе

Специфическими приемами являются: работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги, читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности....

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». (из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каж...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». (из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)

Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ ...

Организация уроков внеклассного чтения.

В методических рекомендациях представлены особенности организации уроков внеклассного чтения в каждом классе, структура уроков, нестандартные формы проведения внеклассного чтения....