Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
материал по чтению (2 класс) на тему

Шибанова Виктория Михайловна

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ежедневную работу по формированию такого навыка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.odt30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учащиеся начальных классов часто сталкиваются со сложностями в обучении. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не могут самостоятельно извлечь необходимую информацию из книг и учебников. Прочитав художественный или научно-познавательный текст, задание к упражнению или текстовую задачу, школьники не способны с первого раза осмыслить содержание, потому что не овладеют навыком смыслового чтения.

Формирование навыка смыслового чтения у учащихся – это одна из наиболее значимых и актуальных задач современной школы. А задача учителя начальной школы – организовать ежедневную систематическую работу по формированию такого навыка у младших школьников. 
В данной статье описаны приемы и методы, которые я использую в своей педагогической практике. Рассмотрим, как строится работа по изучению художественного произведения, на примере анализа рассказа Александра Ивановича Куприна «Скворцы». Текст изучается во втором классе по программе «Начальная школа XXI века».

* * *

Работа с текстом на уроке на этапе актуализации и целеполагания

1. Прослушивание песни «Журчат ручьи» в исполнении Елены Паниной (музыка И.О. Дунаевского, слова М.Д. Вольпина) [1]. После прослушивания музыкального произведения учитель задает вопросы: «Какие птицы неоднократно упоминаются в песне? Почему?»

2. Групповая работа. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает карточку с научно-познавательным текстом о скворцах.
«Скворец – это небольшая перелётная птица с оперением черного цвета. У него жёлтый, длинный и весьма острый клюв. Птица имеет короткий хвост. Длина тела – 23 см. Весит скворец от 75 до 100 граммов. С давних времён эту птицу любят в народе. И не только потому, что от этих птиц много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! Но любят и за их весёлый нрав. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит» [2].

На прочтение текста в группе отводится 4 минуты. По истечении времени учитель задаёт вопросы по содержанию текста – для каждой группы разные: «Какое оперение у скворца? Какой клюв у скворца? Какова длина тела скворца? Какой вес имеет птица? Какую пользу приносит птица? Почему в народе с давних времён любят эту птицу?»

3. Прослушивание аудиозаписи «Пение скворцов». Цель задания – развивать у детей слуховое внимание и умение различать на слух голоса разных птиц [3].

4. Чтение названия произведения в учебнике. Цель задания – прогнозирование содержания произведения по заглавию. Дети делают предположения о том, какой теме будет посвящено чтение на уроке.

Работа с текстом на уроке после первичного восприятия

1. Подтверждение или опровержение предположений учащихся о теме урока.
2. Определение жанра произведения с обоснованием ответа.
3. Выявление общего впечатления учащихся о произведении.

Работа с текстом после вторичного восприятия. Анализ текста

1. Учитель задает вопросы по содержанию рассказа: как люди готовились к прилету скворцов? Почему в день прилета у скворцов не было ни шума, ни возни? При каких условиях скворцы могут подходить к человеку совсем близко?
2. Словарная работа. Учитель спрашивает ребят, значения каких слов им не известны, и далее просит выполнить задания. 
Задание 1. Замените слово «выселение» словом-синонимом. 
Задание 2. Подберите антоним к слову «устраивает» (гнездо).
Задание 3. Найдите в тексте однокоренные слова. Подберите другие родственные слова. Выполняя задание, ребята узнают, что «скворушка» – это ласковое имя скворца. «Скворчиха» – это самка, или жена, скворца. «Скворчонок» – это детёныш скворца в единственном числе, а «скворчата» – детёныши во множественном числе. «Скворечник» – это домик скворца. «Скворечный» – это имя прилагательное, образованное от слова «скворец» при помощи суффикса -н-. 
3. Словесное рисование картины. Педагог задает вопрос: «Что бы вы изобразили на рисунке, который называется “Смотрите – скворцы!”» – и просит учащихся описать ответ своими словами.
4. Выборочное чтение. Задания: найти в тексте и прочитать, как скворцы выселяют воробьёв; найти в тексте слова, подходящие к иллюстрации.
5. Постановка вопросов к тексту самими учащимися.
6. Составление портретной характеристики скворца с опорой на ключевые слова.
7. Создание модели обложки произведения с использованием Памятки авторов УМК (Памятка расположена на обложке Рабочей тетради по литературному чтению для второго класса).
8. Выделение в тексте рассказа смысловых частей, нахождение опорных слов.
9. Парная работа.

Карточка № 1.

Задание. Расположите вопросы по порядку следования событий в рассказе.

 В какое время суток звучит настоящая песня скворца?

 Как люди ожидают скворцов?

 Когда прилетели скворцы?

 Как скворцы оберегают свои гнёзда?

 

Карточка № 2.

ЗаданиеПодберите к данному заголовку соответствующую часть текста.

Скворец обустраивает гнездо.


10. Рисование иллюстрации к произведению. После – все работы учащихся вывешиваются на доску. Проверка данной работы осуществляется следующим образом:
1) ребёнок выбирает любую иллюстрацию и описывает её. Остальные учащиеся соглашаются с ним, дополняют или исправляют ответ учащегося;
2) учитель выбирает иллюстрацию и предлагает учащемуся описать её;
3) по словесному описанию (учащимся или учителем) нужно найти соответствующую иллюстрацию на доске. 
При такой работе я не оцениваю ответ ученика, а прошу сделать это его одноклассников. Для оценки мы используем сигнальные карточки, введённые нами в начале первого класса. Карточка со знаком «+», которая означает «согласен», и карточка со знаком «?» – «есть вопрос, хочу дополнить или исправить».

Работа с рассказом на этапе проверки домашнего задания

В завершение работы над рассказом, на этапе проверки домашнего задания, я использую следующие приемы:
1. Нахождение картинки с изображением скворца среди нескольких картинок.
2. Чтение по ролям.
3. Рассказ по составленному плану (словесному или в виде иллюстраций).
4. Пересказ: подробный, краткий, близкий к тексту, выборочный, творческий. 
5. Выразительное чтение.
6. Инсценировка эпизодов (данный вид работы особенно нравится ребятам. Весь класс без исключения с большим интересом и желанием участвует в инсценировке).
7. Парная работа. Каждой паре учащихся предлагается или Карточка № 1, или Карточка № 2 (по вариантам). По истечении отведенного времени работы в паре проходит совместная самопроверка с обсуждением.

Карточка № 1.

Задание – подчеркните фразеологизмы, подходящие для данного произведения.

Остаться с носом; золотые руки; повесить нос; бить баклуши; длинный язык; развесить уши; трудиться не разгибая спины; сидеть сложа руки; не жалея сил; клевать носом; рукой подать; сесть в лужу.

 

Карточка № 2.

Задание – распределите фразеологизмы в две колонки: скворцы и воробьи.

Дубовая голова; работать как лошадь; задирать нос; светлая голова; засучив рукава; считать ворон; ума палата; ждать у моря погоды; море по колено; заячья душа; не покладая рук; плевать в потолок.

8. Проверочная работа по прочитанному произведению.
В проверочную работу я включаю следующие приемы, которые направлены на формирование осмысленности чтения у младших школьников.
1. Определение истинности или ложности высказывания по отношению к тексту. Задание – отметь верные высказывания.
 Девятнадцатого марта прилетели скворцы.
 Скворцы стерегут гнездо вместе.
 Люди ждут скворцов.
 Настоящую песню скворца надо слушать днём.

2. Заполнение пробелов в тексте.
Задание – заполни пропуски словами из текста.
Наконец, девятнадцатого ___________вечером кто-то закричал: «Смотрите – _________!» И правда, они сидели __________на ветках __________.

3. Расположение событий по порядку содержания текста.
Задание – расставь события в правильном порядке.
 Выселение воробьёв из скворечен.
 Скворец обустраивает себе гнездо.
 Прилёт скворцов.
 Скворцы осматривают прошлогодние места.
 Ожидание скворцов.

4. Соотнесение содержания произведения с вопросом.
Задание – отметь вопрос, на который в тексте нет ответа.
 Сколько прилетело скворцов?
 Какого числа прилетели скворцы?
 Сколько скворец истребляет всяких вредных насекомых в течение лета?
 В какое время суток надо слушать настоящую песню скворца?
 Сколько у скворушки вылупляется птенцов?

5. Тестовые вопросы.
Задание – выбери правильный ответ.
1) Где корм скворца:
а) в земле;
б) и на земле, и в земле;
в) в небе.

2) Сколько вредных насекомых истребляет скворец в течение лета:
а) в тысячу раз больше собственного веса;
б) в сто раз больше собственного веса;
в) в десять раз больше собственного веса.

3) В какое время дня можно услышать настоящую песню скворца:
а) в обеденное время;
б) поздним вечером;
в) ранним утром.

4) Как скворцы стерегут гнездо:
а)поочередно;
б)вместе;
в) не стерегут.

Творческие приемы

В своей работе я нередко использую творческие приёмы формирования навыка смыслового чтения. К ним относятся следующие.

1. Написание письма своему другу «Я расскажу тебе о книге (произведении)…» с целью заинтересовать, посоветовать прочитать книгу (произведение).
2. Создание буктрейлера. Буктрейлер (англ. booktrailer) – это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге с целью заинтересовать, заинтриговать читателя. В прошлом году мой класс участвовал во Всероссийском конкурсе медиапроектов-буктрейлеров «Страна Читалия – 2018» и был награжден дипломом II степени.
3. Создание диафильма.
4. Создание мультфильма.
5. Составление синквейна по темам «скворец», «воробьи». Синквейн – это стихотворение из пяти строк: 
первая строка – существительное (название синквейна);
вторая строка – два прилагательных к нему;
третья строка – три глагола;
четвертая строка – фраза (крылатое выражение, поговорка), выражающая суть существительного;
пятая строка – существительное (выражение), подводящее итог.
Выполнение задания проходит в группах.

Вот такие стихотворения у нас получились:

Скворец

Красивый, умный.

Поёт, радуется, летит.

Скворец – молодец!

Птичка!

Воробьи

Хитрые, глупые.

Чирикают, высовываются, трусят.

Прилетел скворец – отворяй ворота!

Интересно!

Скворцы

Поющие, трудолюбивые

Прилетели, обустраиваются, заселяются.

Даром время не теряют.

Здорово!

6. Сочинение стихотворения с рифмой «скворец – молодец».

7. Составление кластера. Кластер (англ. cluster) – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке в виде «грозди». Например:



Заключение

Все вышеперечисленные приемы и методы способствуют более глубокому, детальному погружению учащихся в произведение, вызывают сочувствие к героям, становятся средством выражения собственного отношения к произведению. Кроме того, они побуждают школьников размышлять над содержанием текста, излагать свои мысли легко и общаться свободно. Такая подробная работа над текстом способствует развитию познавательных способностей детей. Формирование навыка осмысленного чтения происходит при выполнении заданий на каждом из описанных этапов урока.

Список литературы:

1. Панина Е. «Журчат ручьи» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Вольпина) [Электронный ресурс]. URL: http://muz-color.ru/?s=журчат%20ручьи (дата обращения: 06.09.2018).
2. Поясникин Л. Рассказ о скворце детям [Электронный ресурс]. URL: 
http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_skvortse_detyam/(дата обращения: 06.09.2018).
3. Аудиозапись «Пение скворцов». [Электронный ресурс]. URL: 
http://promosounds.ru/wp-content/uploads/2017/03/zvuk-penija-skvorcov.mp3(дата обращения: 06.09.2018).
4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 2. 8-е изд. М.: Вентана – Граф, 2017.
5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 2. М.: Вентана – Граф, 2017.
6. Привалова Е.П. Формирование осознанности чтения у младших школьников. [Электронный ресурс]. URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технол...